Каталог статей

Димов О. Д. , Еремякин А.В.

Государственная антикризисная поддержка предприятий газового рынка

В плане государственного регулирования и вмешательства в функционирование предприятий газового рынка в период экономического кризиса в 2008 - 2010 г.г. произошло немалое количество нормативных и организационных нововведений. Стоит отметить, что неблагоприятное влияние экономического кризиса на российские газовые предприятия привело к тому, что было принято самое большое количество законодательных инициатив Правительства Российской Федерации, предоставляющих налоговые послабления для сырьевого бизнеса.

Так, в феврале 2009 года была предложена масштабная программа по стимулированию нефтегазовой отрасли страны средствами налоговой политики, а также в сфере реформирования налогообложения для предприятий, добывающих и перерабатывающих сырьё, по некоторым из которых уже были представлены предложения, которые вступили в силу в 2010 году. Ещё одним нововведением стало обнуление экспортных пошлин на восточносибирскую нефть и уравнивание пошлин на темные и светлые нефтегазопродукты.

Среди нововведений, рассмотрение которых было отложено, наиболее значимым является замена налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортной пошлины на единый налог на сверхприбыль. Введение такого налога призвано снизить зависимость доходов предприятий от влияния мирового финансово-экономического кризиса. Поэтому для стимулирования привлечения инвестиций, направленных на антикризисные меры по максимально эффективному освоению месторождений нефти и газа, назрела необходимость разработки и внедрения гибкой (дифференцированной) налоговой шкалы. Здесь налоговая нагрузка на газовые предприятия должна повышаться в промежутке от момента окупаемости проекта до пика добычи и снижаться по мере истощения запасов на разрабатываемом месторождении. Подобная система повысит привлекательность бизнес-процессов и одновременно привлечет мелкие компании к эксплуатации сложных месторождений с падающей добычей, а также месторождений с трудно извлекаемым сырьём. Для осуществления принятой антикризисной налоговой реформы, открывающей возможности для эффективного развития газового сектора, со стороны государства должны быть также проявлены достаточная оперативность и гибкость, направленные на обеспечение интересов государства и нефтегазодобывающих компаний. Именно в нахождении такого баланса интересов должна состоять выработка и последующая реализация эффективной государственной экономической политики для успешного развития на перспективу нефтегазового сектора.

Проведение соответствующей адаптации  к экономическому кризису могло бы включать в себя следующие стадии, представленные в Таблице 1.

Таблица 1 – Адаптационные антикризисные меры государства по отношению к нефтегазовым предприятиям

№  стадии

Характерные  особенности

1  стадия

Отделение экономических интересов России в нефтегазовом бизнесе от конъюнктурных политических интересов, а также от интересов отдельных, приближенных к власти, групп лиц. Вывод чиновников крупного ранга из Советов директоров и Правлений нефтегазовых предприятий.

2  стадия

Значительное увеличение частного капитала в крупнейших государственных предприятиях нефтегазового сектора. Преобразование государственных сырьевых предприятий в частные компании. Никакие правонарушения, связанные со злоупотреблением при уплате налогов или вскрывшимися нарушениями законодательства в ходе приватизации, не должны служить предлогом для огосударствления.

3  стадия

Осуществление контроля государства за нефтегазовым сектором так же, как и за предприятиями других отраслей экономики, т. е. с использованием мер антимонопольного регулирования, кредитно-денежной политики Центрального банка и т.д., что в совокупности позволит поддерживать приемлемый уровень цен на нефть и газ без участия государства в производственном  процессе в качестве собственника.

В плане временных перспектив, связанных с адаптацией рекомендуем предприятиям газового рынка в первую очередь обратить внимание на такие долгосрочные факторы, как:

- систему финансирования долгосрочных капиталовложений (параметры функционирования финансовых рынков);

- характер ценообразования: мировой рынок нефти; региональные рынки природного газа и СПГ (сжиженный природный газ).

- деловые циклы в странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития);

- динамику и характер экономического роста в развивающихся странах;

- энергетическую политику мировых государств – производителей топлива.

В долгосрочном плане, несмотря на технологический прогресс и повышение энергоэффективности, экономический рост газовых корпораций неминуемо связан с дополнительным спросом на энергоресурсы. В рамках не очень длительных периодов (1 - 3 года) эта зависимость носит еще более выраженный характер и имеет обратную силу. Резкое замедление роста мировой экономики или даже ее сокращение вызывает и снижение спроса на энергоресурсы. Поэтому в краткосрочном плане ключевыми параметрами развития газовых промышленных предприятий, по нашему мнению, являются:

- политические риски и связанные с ними неопределенности;

- текущий баланс спроса и предложения, в том числе, и на региональном уровне);

- специфика финансовых инструментов на энергоносители.

Литература:

1. Коржубаев, А.Г. Прогноз развития системы глобального энергообеспечения и НГК России / А. Г. Коржубаев // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. - 2008. - № 6. - С. 11-21.

2. Новиков, Ю. В. Основы теории и методологии адаптивного управления малыми предприятиями / Ю. В. Новиков. - СПб. : Астерион, 2009. - 144 с.

3. Попов Г.  А. Об экономическом кризисе 2008 года / Г. Попов // Вопросы экономики. - 2008. – №12. – С. 112 – 119.