Каталог статей |
Жерновых М.Ю. Проблемы формирования теоретических основ системы социальной безопасности населенияРазвитие человечества характеризуется неуклонным ростом нестабильности, как в планетарном масштабе, так и в масштабе отдельных регионов, городов, предприятий. Появляются все новые и более сложные нестандартные ситуации, так называемые экстраординарные ситуации, которые часто характеризуются внезапностью, высокой угрозой для жизнедеятельности социально-экономических систем, отсутствием опыта в разрешении таких ситуаций в прошлом.Реформирование казахстанского общества, осуществляемое на протяжении последнего десятилетия, привело к сложным и противоречивым явлениям в развитии социально-экономической системы страны. Социально-экономические трансформации привели к структурным изменениям: разрыву экономических связей, дестабилизации экономической и политической жизни и т.д. Всё это явило своим следствием кризисные явления в экономической, социальной, экологической и других сферах жизнедеятельности казахстанского общества. В этих условиях обостряется необходимость обеспечения безопасного и устойчивого развития общества, на основе новых подходов к взаимосвязи человека и общества с природной и социальной средой, поиском и созданием новых оптимальных форм управления социально-экономическими и технологическими процессами в обществе. В самом общем виде понятие “безопасность” сформулировано в Законе Российской Федерации “О безопасности” - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При этом под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает возможности перспективного развития личности, общества, государства. В казахстанской практике нет законодательных документов, в которых непосредственно определялось бы понятие безопасность, не говоря уже об определение сущности понятия «социальная безопасность», помимо таких документов, в которых характеризуются некоторые составляющие виды социальной безопасности. Например, в законе РК «Об охране окружающей среды» рассмотрено только понятие экологическая безопасность, в законе «о труде» - безопасность трудовой деятельности и т.д. Понятие безопасность имеет целый ряд трактовок. Так, в научной литературе сформировалось 2 подхода к определению понятия безопасность. Первая группа авторов (4, 11, 13) определяют безопасность как гипотетическое отсутствие опасности, самой возможности каких-либо потрясений, катаклизмов для социума. С этим утверждением вряд ли можно согласиться, так как в современных условиях в обществе разрушения социальной среды и нарастания психологического напряжения наступление таких ситуаций не только маловероятно, а их практически не бывает. Нам более приемлемой является трактовка второй группы авторов (1, 5, 12) под безопасностью они понимают реальную защищенность социума страны от опасностей и способность надежно противостоять им. Хотя и это положение требует ряда существенных уточнений. В первую очередь, необходимо отметить, что в данной трактовке отсутствует определение механизма защиты социума т.е. механизма нейтрализации различных угроз. Во-вторых, не подлежит сомнению, что общество не только должно противостоять опасностям, но и устойчиво развиваться в любых условиях. Автор работы [10] трактует безопасность, в зависимости от отношения к своему объекту, следующим образом: - уровень защищенности интересов объектов безопасности; - определенное состояние объектов безопасности, при котором они способны противодействовать угрозам и преодолевать опасности; - достаточность системы мер предотвращения угроз и преодоления опасностей (обычно применяется к высоко организованным социальным объектам и является качественной характеристикой эффективности управления); - качественная характеристика стабильности и устойчивого развития социальной системы и др. На наш взгляд, все эти определения, так, или иначе, описывают различные объектные стороны безопасности в зависимости от направленности их применения. Поэтому, их можно считать просто совокупными признаками безопасности вне зависимости от социального уровня организации объекта. За период рыночных преобразований в Республике Казахстан до сих пор не сформирована эффективная система социальной безопасности населения и, как следствие этого, меры по обеспечению социальной безопасности имеют хаотический, разрозненный характер и чаще всего не финансируются в полном объеме. Поэтому проблемы социальной безопасности приобретают особую остроту. Многие аспекты не находят должного отражения в научной литературе. Прежде всего, до сих пор четко не определено само содержание понятия «социальная безопасность населения». В законе РК «О национальной безопасности» национальная безопасность РК определяется как сложное многоаспектное состояние защищенности национальных интересов страны от реальных и потенциальных угроз, которое включает в себя следующие структурные элементы: - внешняя безопасность, заключающуюся в защищенности национальных интересов РК от угроз, исходящих со стороны иностранных государств, организаций и граждан; - военную безопасность как состояние защищенности РК от реальных и потенциальных угроз и посягательств военного характера на независимость и территориальную целостность страны; - информационную безопасность, представляющую собой защищенность государственных информационных ресурсов, а также прав личности и интересов общества в информационной сфере; - общественная безопасность – состояние защищенности жизни, здоровья и благополучия граждан Казахстана, а также ценностей казахстанского общества от возможных опасностей и угроз, способных нанести им ущерб; - экологическую безопасность – защищенность жизненно важных интересов и прав личности, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и иных воздействий на окружающую среду; - экономическую безопасность как защищенность национальной экономики РК от внутренних и внешних условий, процессов и факторов, ставящих под угрозу её устойчивое развитие и экономическую независимость. Как мы видим, в данном законе нет ни слова о социальной безопасности. В законе определяется понятие общественная безопасность, но это отнюдь не одно и то же, что и социальная безопасность. Так как общественная безопасность ограничивается обеспечением безопасности только гражданам страны, а система социальной безопасности населения должна гарантировать безопасность не только гражданам страны, а даже тем, кто приезжает из других стран, тем, кто не имеет официальной регистрации и т.д. Различные авторы вкладывают в понятие «социальная безопасность» подчас существенно различающийся смысл. Так авторы работ (4, 13) рассматривают социальную безопасность как часть национальной безопасности наряду с экономической, политической и другими видами безопасности. Второй подход в научной литературе, когда в понятие «социальная безопасность» включают такие составляющие, как экономическая безопасность, политическая безопасность, экологическая безопасность. Под социальной безопасностью, мы понимаем состояние защищенности социальных субъектов макро- и микроуровней (личности, общностей и общества в целом), их жизненно важных целей, идеалов, ценностей, систем их социализации и жизнеобеспечения от угроз любых видов, а также обеспечение их устойчивого развития. Объектами безопасности являются личность, социальные общности, общество, а также интересы, реализация которых обеспечивает их жизнеспособность, а так же прогресс во всех сферах жизнедеятельности. На наш взгляд, социальная безопасность населения региона включает в себя технологическую, природную, экологическую, экономическую, политическую, военную, продовольственную безопасность, информационную безопасность и др. Рассмотрим каждый из вышеназванных видов безопасности. Автор работы (1) под технологической безопасностью понимает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз при реализации используемых или проектируемых технологий производственной активности человека, а также защищенность научно-технической и технологической информации от несанкционированного использования и воздействия. Технологию, в свою очередь автор работы (6) определяет как: 1. определенная совокупность и последовательность способов (методов, приемов) создания продукции или выполнения отдельных видов работ, ведущая к определенному конечному результату; 2. определенная совокупность и последовательность способов (методов, приемов) соединения средств и предметов труда и рабочей силы в процессе изготовления продукции или выполнения отдельных видов работ; 3. совокупность и последовательность способов соединения живого и овеществленного труда с целью получения определенных, заранее заданных результатов. Природная безопасность – система мер, направленная на защиту человека и объектов окружающей среды от природных факторов риска таких как, пожар, наводнение, землетрясение, лавины, оползни и т.д. (9, с. 11). Различные авторы (3, 11, 12) вкладывают в понятие экологической безопасности одинаковое значение. Под экологической безопасностью они понимают защищенность жизненно важных интересов и прав личности, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и иных воздействий на окружающую среду. По-нашему мнению, наиболее точное определение экономической безопасности дал автор работы (5), под экономической безопасностью он понимает способность экономической системы функционировать и развиваться в условиях действия угроз, своевременно ликвидируя, ослабляя или компенсируя их, не допуская их чрезмерного накопления; преодолевать возникающие неблагоприятные внешние воздействия, обеспечивать устойчивость положения системы и её субъектов. Применительно к стране это означает обеспечение экономических, геополитических, экологических, правовых и иных условий, создающих иммунитет от дестабилизирующих воздействий, конкурентоспособность страны на мировых рынках и устойчивость её финансового положения, обеспечение достойных условий жизни и развития личности ее граждан, защиту жизненно важных интересов страны в отношении ее ресурсного потенциала, сбалансированности и динамики развития. Автор работы (4) считает, что система политической безопасности любой страны призвана решать следующую задачу: надежно защищать процесс выработки и реализации политики, отвечающей национально-государственным интересам и исключить ее трансформацию в ущербный, тем более опасный для этих интересов процесс. Данная трактовка политической безопасности узка и не отражает действительного предназначения политической безопасности. Как показал анализ источников, военную безопасность в большинстве случаев авторы (3, 11) трактуют одинаково. Военная безопасность – это состояние защищенности страны от реальных, потенциальных угроз и посягательств военного характера на независимость и территориальную целостность страны. По нашему мнению, авторы работы (7) дали наиболее точное определение продовольственной безопасности, под продовольственной безопасностью они понимают обеспеченную соответствующими ресурсами, потенциалом и гарантиями способность государства вне зависимости от внешних и внутренних угроз удовлетворить потребности населения в продуктах питания в объемах, качестве и ассортименте, соответствующих стандартам и нормам. Наиболее полно значение информационной безопасности раскрывается в работе (7). Под информационной безопасностью следует понимать состояние полной информационной обеспеченности общества и личности, защищенности информационной среды общества, обеспечивающее её функционирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства. Автором с помощью метода анализа иерархий, осуществлено ранжирование всех вышеназванных видов социальной безопасности. Данный анализ показал, что большинство населения считает, что, прежде всего основу любой безопасности создает технологическая безопасность, т.е. это опасность техногенных аварий, катастроф, которые вслед за собой приведут к возникновению всех остальных видов безопасности, в том числе экологической, экономической и т.д. Возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера связано с наличием внутренних и внешних источников опасностей техногенного характера (8, с. 205). Наиболее опасными из внутренних источников опасностей являются: · Продолжающиеся кризисные явления в экономике страны и снижение уровня государственного контроля над базовыми отраслями экономики; · Снижение эффективности государственного управления отраслями экономики и организациями; · Прогрессирующий износ средств производства, особенно на предприятиях химического комплекса, нефтегазовой, металлургической и горнодобывающей промышленности; · Резкое снижение темпов обновления основных фондов, особенно на предприятиях добывающих отраслей; · Увеличение масштабов использования опасных веществ и материалов; · Снижение уровня профессиональной подготовки персонала предприятий промышленности; · Отсутствие в современной нормативно-правовой базе требований к частным предприятиям по защите окружающей среды, ограничивающих размещение на территории страны потенциально опасных производств; · Ухудшение общей социально-экономической обстановки в государстве. К внешним источникам техногенных угроз относятся: · Сохраняющаяся опасность трансграничного переноса загрязнений и распространения особо опасных токсичных веществ и инфекционных заболеваний; · Возникновение на иностранных территориях глобальных техногенных катастроф трансграничного характера; · Международный техногенный терроризм. Официальная статистика несчастных случаев на производстве показывает, что их основные причины технические (40%), организационные (45%) и личностные (15%) (2, с. 67). С увеличением сложности технической системы и технологического процесса возрастает цена ошибки человека (например, некачественное изготовление лопаты или молотка приведет к травме одного человека, а некачественное управление ядерным реактором приведет к травмированию и потерям жизни огромного количества людей и других живых существ, находящихся в зоне аварии). Одним из самых распространенных факторов, оказывающих существенные влияния на эффективную и безопасную деятельности, является утомление. Неправильно выбранное решение может способствовать развитию аварийной ситуации с катастрофическими последствиями. Наибольшее число ошибок, ведущих к авариям и травматизму, имеют молодые работники и лица со стажем более 10-15 лет. У первых это связано с неопытностью, неумением оценивать сложившуюся ситуацию и быстро находить правильные решения в сложных ситуациях. У вторых, так называемая «вторичная беспечность», - состояние формируется под влиянием опыта, которое приводит к нарушениям правил безопасности. Таким образом, стаж и возраст являются предпосылками формирования нештатных производственных ситуаций, способных развиться в аварию и привести к тяжелым несчастным случаям. Ненадежность человека в производственной системе является весьма относительной, как относительна сама ненадежность системы. Более того, человек обладает, в силу своих собственных биологических особенностей, качествами, благодаря которым он часто исправляет ошибки системы. Многих несчастных случаев на производстве, возникших вследствие механических дефектов, удалось избежать именно благодаря бдительности человека. Тем не менее, широкие исследования показали, что большинство ошибок человека вызываются неудовлетворительной конструкцией системы, с которой работает человек. Все промышленные предприятия фактически являются системами «человек - машина», и поэтому во время разработки таких систем необходимо рассматривать особенности, как человека, так и машины, и не объяснять конкретные случаи человеческих ошибок при эксплуатации этих машин «халатностью» работающего, что часто является заменой действительного анализа причинных факторов. Это приводит в дальнейшем, как показывает практика, лишь к усугублению ошибок. Таким образом, безопасность является базовой категорией жизнедеятельности индивида. Несмотря на многообразие подходов к изучению социальной безопасности, концептуальные и теоретические основы данной социальной категории находятся на стадии становления. Итак, основу любой безопасности создает технологическая безопасность, т.е. это исключение опасности техногенных аварий, катастроф, которые вслед за собой приведут к возникновению всех остальных видов безопасности, в том числе экологической, экономической и др. ЛИТЕРАТУРА 1. Безопасность Евразии – 2002 / Под ред. Кузнецова В.Н. – М: Книга и бизнес, 2003. 540с. 2. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие – М.: Высшая школа, 2006. – 592 с. 3. Бейсеков С.С. Функция обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества // Вестник КазГУ. Сер. Юридическая. – 2002. - №3 – с. 78-82 4. Дзлиев М., Потрубач Н. и др. Безопасность социума. Словарь-справочник. – М.: Библиотека безопасности жизнедеятельности, 1997. – 167 с. 5. Диагностика и моделирование развития высшей школы, научно-технического потенциала и экономики регионов / Под ред. Набойченко С.С., Выварца А.Д. – Екатеринбург, издательство Уральск….., 2003.- 448с. 6. Лебедев О.Т. Основы менеджмента: Учебное пособие. - СПб.: Издательство СПбГТУ, 2001. - 388 с. 7. Лебедев О.Т., Обрубов Ю.В., Мазинская Ю.С. Основы социальной защиты населения. Тексты лекций. / Под ред. Ю.В. Обрубова. М.: Серебряная Нить, 2005. – 231 с. 8. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с. 9. Махутов Н.А., Грацианский Е.В. Научные проблемы безопасности на рубеже веков // Проблемы безопасности при ЧС – 2000. - №1.- с.9-13 10. Мугулов Ф.К. Безопасность личности: теоретические и прикладные аспекты социологического анализа. Монография – Сочи: РИО СИМБиП, 2003. – 243с. 11. Прохоров Б.Б. Экология человека. . – М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. – 364 с. 12. Пугин В.Б. Социальная безопасность личности: региональный аспект. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Спец. 09.00.11 – Социальная философия. С. 25 13. Спанов М.У. Социальная безопасность Казахстана: проблемы и приоритеты // Саясат 1998. - №6 с. 31-41.
|