Каталог статей

Лужецкая О. В.

Основные факторы устойчивого развития предприятий пищевой промышленности

Во всех отраслях народного хозяйства очень актуален вопрос оценки экономической устойчивости предприятия и проблема стабилизации его развития. Возможность определить уровень экономической устойчивости субъекта хозяйственной деятельности и спрогнозировать характер ее будущих изменений – важнейшее преимущество для любого участника рыночных отношений. Инвесторы, планируя вложения в тот или иной бизнес, смогут более точно рассчитать доходы и затраты, оценить риски. Руководители предприятий, получив данные о текущем уровне устойчивости, вовремя примут меры, которые помогут избежать крупных потерь или банкротства. Государство, проанализировав информацию о положении дел в различных отраслях экономики страны, выяснит, какие направления требуют более серьезной поддержки в виде, к примеру, бюджетных дотаций или налоговых льгот.

Устойчивое, эффективное функционирование отраслей пищевой промышленности – серьезный фактор продовольственной независимости, а, следовательно, и экономической безопасности любого государства. По мнению С. В. Пожидаевой и О. В. Малыхиной, страна, игнорирующая развитие собственного продовольственного комплекса и производящая недостаточно продуктов питания, попадает в конъюнктурную зависимость от других государств. [2]

Научное направление, изучающее экономическую устойчивость промышленных объектов, является достаточно молодым. Впервые понятие экономической устойчивости начали рассматривать в 70-х гг. ХХ в. в связи с ограниченностью мировых ресурсов. Однако в современной экономической литературе все еще не определены факторы, которые осуществляют положительное или отрицательное влияние на экономическую устойчивость и, как следствие, сегодня еще не разработаны основные стратегические принципы устойчивого экономического развития предприятий.

Зеткина О. В. предлагает следующее определение экономической устойчивости: это обеспечение рентабельной производственно-коммерческой деятельности предприятия за счет повышения эффективности использования производственных ресурсов и управления предприятием, устойчивого финансового состояния за счет улучшения структуры активов, а также стабильного развития мощности предприятия и социального развития коллектива при самофинансировании в условиях динамично развивающейся внешней среды. [1]

Устойчивое развитие предприятия – залог сбалансированности системы, которой является любой хозяйствующий субъект, гарантия надежности прямых и обратных связей в такой системе, показатель гибкости и адаптации к изменчивым внешним и внутренним условиям.

Для того, чтобы правильно и точно оценить степень устойчивости и разработать стратегию устойчивого экономического развития предприятий пищевой промышленности, выделим некоторые факторы, которые оказывают решающее влияние на процесс развития.

Внешние факторы:

1. Экономические факторы:

- наличие инфляционных процессов и темпы инфляции;

- особенности национальной системы налогообложения;

- степень государственной поддержки отраслей пищевой промышленности;

- наличие или отсутствие на рынке иностранных инвесторов;

- уровень банковской процентной ставки;

- степень участия государства в ценообразовании;

- возможность приобретения земли в частную собственность и цена на землю.

2. Государственно-политические факторы:

- стабильность или нестабильность власти в государстве;

- процессы приватизации или национализации;

- степень государственного контроля деятельности предприятий;

- протекционистская или либеральная политика в отношении импорта пищевых продуктов;

- наличие или отсутствие государственных заказов пищевых продуктов;

- международные контракты на поставку отечественных продуктов в другие государства;

- особенности национального антимонопольного законодательства и деятельность государственных служб, защищающих конкуренцию;

- наличие или отсутствие необходимых природных ресурсов и их доступность.

3. Научно-технические факторы:

- степень государственной поддержки развития пищевых технологий;

- количество высших и средних специальных учебных заведений по подготовке кадров для пищевой промышленности;

- количество научно-исследовательских учреждений (институтов, лабораторий), исследующих пищевые технологии, а также состояние их материально-технической базы.

4. Социальные факторы:

- количество и структура потребителей пищевых продуктов;

- реальное и потенциальное количество рабочей силы;

- квалификационные характеристики рабочей силы и тенденции их изменения;

- степень активности профсоюзных организаций.

5. Экологические факторы:

- природно-климатические условия;

- географическое размещение промышленных и сельскохозяйственных центров;

- степень развития законодательства по экологическим вопросам;

- состояние экологическое среды, в значительной степени влияющее на качество пищевых продуктов.

Внутренние факторы:

1. Факторы сферы кадров:

- степень квалификации и особенности моральных качеств управленческого персонала;

- мотивация работы сотрудников, в частности, наличие компенсационных выплат за работу в тяжелых условиях;

- размер оплаты труда работников и принципы премирования.

2. Организационные факторы:

- организационная структура предприятия;

- особенности имиджа фирмы;

- организация системы коммуникаций.

3. Маркетинговые факторы:

- жизненный цикл выпускаемых пищевых продуктов;

- особенности рекламы и продвижения пищевых продуктов на рынок;

- ценообразование и ценовая политика;

- качество предлагаемых пищевых продуктов;

- доля рынка, занимаемая предприятием.

4. Финансовые факторы:

- значение основных финансовых показателей и тенденции их изменения;

- возможность привлечение краткосрочного и долгосрочного капитала;

- контроль издержек и возможность их снижения;

- особенности финансового планирования и бюджетирование деятельности предприятия.

5. Производственные факторы:

- стоимость необходимого сырья и степень его доступности;

- коэффициент использования производственной мощности и возможность расширения производства;

- система контроля качества и ее эффективность;

- наличие у предприятия собственных разработок и инноваций.

Таким образом, устойчивое экономическое развитие отраслей пищевой промышленности не ограничивается лишь стабилизацией производства. Оно охватывает также, финансовую, экологическую, социальную, маркетинговую и другие сферы – как внутренние, так и внешние. Лишь комплексная стратегия, основанная на разумном сочетании государственной политики и рыночных рычагов, приведет к значительным положительным изменениям.

Литература

1. Зеткина О. В. Об управлении устойчивостью предприятия.

[сылка более недоступна}

2. Пожидаева С. В., Малыхина О. В. Устойчивое развитие производственного комплекса региона.

[сылка более недоступна}