Каталог статей

Набиев Е.Н.

Конкурентоспособность экономики Казахстана в условиях мирового экономического кризиса

В условиях   мирового экономического кризиса проблема конкурентоспособности страны приобретает особую актуальность.

В самом общем виде конкурентоспособность страны можно определить как способность государства в условиях свободной добросовестной  конкуренции производить и реализовать товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка и повышающие благосостояние народа данной страны и отдельных ее граждан.

       Наиболее репрезентативный показатель конкурентоспособности впервые был разработан известной международной организацией Всемирным экономическим форумом (Женева) в 1986г.      Национальная конкурентоспособность до 2006г. оценивалась индексом роста конкурентоспособности, который в настоящее время сменился индексом глобальной конкурентоспособности. В рейтинге по итогам 2005г. Казахстан занимал 61 место из 117 стран, отставая от 50 места, которое принадлежало Индии, на 0,27 пункта (3,77 против 4,04). По отдельным  подиндексам, входящим в ИРК, позиции Казахстана таковы: по технологическому подиндексу  - 77 место, по подиндексу макроэкономической среды – 41 место, по подиндексу общественных институтов – 76 место. Для сравнения : Россия занимает по этим же подиндексам, соответственно, 73, 58 и 91 места (по ИРК в целом – 75 место.

Если в ранее использованном индексе роста конкурентоспособности учитывались три компонента конкурентоспособности – макроэкономика, общественные институты и технологичность, то в новом индексе глобальной конкурентоспособности таких компонентов  уже девять: институты, инфраструктура, макроэкономика, здравоохранение и начальное образование, высшее образование и повышение квалификации, рыночная эффективность, технологии, развитость бизнеса, инновации. По ИГК Казахстан за год утратил несколько пунктов, откатившись с 51 места по итогам 2005г. на 56 по итогам 2006г.[2, С.68]. В этом индексе на 50 месте находится Индонезия и Казахстан сейчас отстает от нее на 0,07 балла (4,19 против 4,26). Тем не менее по ИГК Казахстан имеет самые сильные позиции среди стран СНГ. Для сравнения: Россия занимает 62 место, 64 – Азербайджан, 78 – Украина , 82 – Армения, 85 – Грузия, 86 – Молдавия, 96 - Таджикистан, 107 – Кыргызстан.

По ИГК высокие позиции в этом рейтинге обеспечивают всего три параметра из девяти – «макроэкономика», «рыночная эффективность» и «высшее образование и обучение». Несомненным локомотивом, вытягивающим Казахстан на высокие позиции, является в настоящее время параметр «макроэкономика», что обуславливается благоприятной нефтяной конъюнктурой. Для повышения национальной конкурентоспособности необходимо развивать социальную, экономическую и технологическую среду с тем, чтобы подняться по соответствующим профильным рейтингам и диверсифицировать риск потери конкурентоспособности.

Развитие международного разделения труда привело к определенной специализации стран на мировом рынке в зависимости от степени  конкурентоспособности той или иной отрасли. В частности, в США наиболее конкурентоспособными являются авиационная, аэрокосмическая, универсальное машиностроение, автомобилестроение, производство суперкомпьютеров и разработка информационных технологии, в Японии электронная, электротехническая, автомобильная, судостроение, станкостроение (включая роботостроение) и др. В российской экономике наиболее конкурентоспособны на мировом рынке экспортноориентированные  отрасли и отрасли которые базируются на сравнительно передовых технологиях и высокопрофессиональных кадрах.

В посланиях Главы государства народу Казахстана в 2006 и 2007 годах поставлены задачи по вхождению в число 50 конкурентоспособных стран мира к индустриализации страны на основе формирования 30 корпоративных лидеров.

Традиционно в отечественной экономике лидируют нефтегазовый и металлургический комплексы. За период с 2001 по 2007 год их доля в общем объеме промышленного производства в республике возросла с 44,3 до 63,9%. Около половины (48%) этого показателя приходится на добычу сырой нефти и газа, оказание сопутствующих услуг.  В 2001 году удельный вес этого производства составлял 38,5%,  добыча руд – лишь 4,5%.

Для того чтобы сформулировать и реализовать индустриальную политику, характеризующуюся повышением уровня капитализации минерально - сырьевого  комплекса (МСК) и вложением доходов в наукоемкие производства с большим числом высокопроизводительных рабочих мест, необходимо определить некоторые параметры и критерии самоорганизации, конкурентоспособности и эффективности, непрерывного (устойчивого) развития МСК в условиях глобализации. Общим ориентиром такой диверсификации индустриального потенциала Казахстана можно считать положение, когда при сохранении абсолютных показателей МСК его доля  в ВВП сократится до 30-40%.

Обрабатывающая промышленность является важнейшим сектором реальной экономики и существенно влияет на формирование индустриальной политики. Очевидно, что опережающий рост обрабатывающего промышленного производства является определяющим фактором в положительной  динамике экономического развития Казахстана. Во многих странах мира именно обрабатывающая промышленность служит индустриальным ядром, стимулируя развитие сопряженных с ним секторов экономики, науки и инновационной среды.

В обрабатывающей сфере на долю металлургической промышленности приходится 40,9; пищевой -21,5; машиностроения -9,6; производство нефтепродуктов и ядерных материалов -6,3%. При этом выпуск продукции машиностроении в стоимостном выражении вырос в 3,7 раза, металлургической продукции – в 2,9 раза, пищевой – 2,2, нефтепродуктов – в два раза.

Важнейшим фактором перехода к новым техническим укладам является опережающее развитие экспортноориентированных производств, осуществляющих выпуск высокотехнологической и наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью. В то же время экспорт высококачественной казахстанской металлопродукции происходит в условиях жесткой конкуренции со стороны ведущих зарубежных компаний. Холдинг  «Самрук-Казына»  и региональные СПК должны принять конкретные меры по эффективному развитию и повышению конкурентоспособности горно-металлургической отрасли.

В рамках программы «30 корпоративных лидеров» реализуется такие важнейшие для экономики проекты, как строительство третьего Жанажолского газоперерабатывающего завода, горнообогатительных комбинатов и медеплавильного завода в Актюбинской области, дальнейшее строительство алюминиевого завода и завода по производству хлора и каустической соды в Павлодарской области, организация  сортопрокатного производства и производства металлургического кремния в Карагандинской области и многие другие проекты.

Последовательная модернизация экономики, реализация программы «30 корпоративных лидеров» способствует практическому развитию несырьевого сектора и повышению конкурентоспособности отраслей экономики на мировом рынке.

Экономический  кризис, поразивший уже всю мировую экономику,  сжатие деловой активности в мире привело к снижению спроса на нефть и металлы, которые являются  основой экспорта Казахстана. За год цена на нефть упала почти в 4 раза, на         металлы - почти в 2 раза. Основные торговые партнеры и ближай­шие соседи Казахстана - Россия и Украина—девальвировали свои национальные валюты на 40—45%. . В этих условиях Казахстан  вынужден был пойти на девальвацию тенге в интересах отечественных товаропроизводителей. Иначе казахстанская продукция потеряла бы свою конкурентоспособность. Страна  продолжала бы терять   золотовалютные резервы.

«Для создания жизнеспособной и гибкой эко­номики мы последовательно проводили непро­стые структурные реформы, наращивали экс­портный потенциал и дали старт диверсифи­кации», – говорил Н.Назарбаев в своем Послании народу Казахстана в 2009г.

С целью  сохранение стабильности финансо­вой системы, банкам  предоставлена до­полнительная ликвидность. Это было сдела­но для обеспечения экономической активно­сти малого и среднего бизнеса, крупных пред­приятий. Для сохранения деловой активности в стране была  оказана  фи­нансовая поддержка субъектам малого и среднего бизнеса в объеме 275 млрд. тенге. Была продолжена работа по ре­шительному сокращению административ­ных барьеров.

Будущее станы зависит от дальнейшей модернизации экономики и развития базовой инфраструктуры. В стране продолжается финансирование и реа­лизация действующих перспективных ин­вестиционных проектов. Прежде всего, это модернизация нефтепе­рерабатывающих заводов. Несмотря на то, что в Казахстане функционирует три нефтеперерабатывающих завода, страна до сих пор покупает масла и не обеспечены авиационным керосином. Поэтому необходимо постепенно полностью обе­спечить внутренние потребности в этих не­фтепродуктах.

В стране начата работа по организации производств электровозов, пассажирских и гру­зовых вагонов, дорожных битумов, химической промышленности.

 Развитие агропромышленного комплекса, позволяет одновременно решать две важнейшие для страны задачи - обеспечение продовольственной безопасности и диверсификация экспорта. В связи с этим в стране   принято решение продолжить финансирование инвестиционных проектов по развитию экспортноориентированных производств, таких как организация и развитие молочнотоварных ферм, птицефабрик, откормочных площадок, организация производства плодоовощных культур с применением капельного орошения, создание производства по сборке сельскохозяйственной техники, развитие мясоперерабатывающих производств, переработки тонкой шерсти, инфраструктуры экспорта казахстанского зерна и его глубокой переработки.
В настоящее время 80% консервированной плодоовощной продукции, половина мясопродуктов, 53% сухого молока в Республику Казахстан завозится из зарубежных стран. Поэтому необходимо развивать производства по переработке продукции сельского хозяйства, что способствует развитию  сельской промышленности. По оценкам экспертов, экспортная специализация позволит создать в перспективе более 500 тысяч новых рабочих мест и обеспечит около 8%  дополнительного прироста ВВП в ближайшие пять лет.

В Республике Казахстан  законодательный власть в оперативном порядке создала правовую базу. Введен в действие новый Налоговый кодекс, значительно снизивший ставки по основным налогам. По сравнению с прошлым годом корпоратив­ный подоходный налог в этом году уже снижен на треть и составляет 20%, а в 2011г. составит 15%. Ставка НДС снижена до 12%. Вместо регрессивной шкалы ставок социального налога введена единая ставка в раз­мере 11%. А для предприятий, осущест­вляющих инвестиции, предусмотрены налоговые преференции. Все эти меры значительно  стимулирует развитие  несырьевого сектора экономики, ма­лого и среднего предпринимательства. Закон о государственных закупках дает пре­имущество отечественным производителям, что также направлено на поддержку малого и среднего бизнеса. На развитие агропромышленного ком­плекса было выделено 280 млрд. тен­ге, реализацию инфраструктурных проектов - 120 млрд.тенге. В целом в экономику страны в антикризис­ных целях дополнительно направлено свыше 2 700 млрд. тенге.

Таким образом, проведение продуманной и эффективной антикризисной политики является мощным стимулом для преодоления последствии   мирового кризиса, развития  тех секторов  экономики, где страна может быть реально конкурентоспособными, занять свои ниши на зарубежных  рынках.