Каталог статей |
Новикова О.С., Ваниева Э.А. Контроллинг в банковской деятельностиВ условиях дальнейшего развития рыночных отношений, усиления конкуренции на рынке банковских услуг все большую актуальность приобретают вопросы повышения эффективности банковского бизнеса. Основой повышения является правильная постановка управленческого учета. Одним из подходов к определению этого понятия является термин "контроллинг". Именно поэтому данная тема является актуальной на банном этапе развития экономики.Цель работы - это рассмотрение понятия "контроллинг", реального использования его в практической деятельности в качестве метода управления затратами в банках. В последнее время становится более заметным интерес теоретиков и практиков в области экономики и управления к организации системы контроллинга вообще и банковского в частности. Однако одни считают, что контроллинг - это нечто подобное аудиту, другие - внутреннему контролю. Но все сходятся во мнении, что контроллинг - это необходимый элемент эффективного функционирования хозяйствующего субъекта, особенно в условиях современной экономики. Сегодня не существует однозначного определения понятия "контроллинг", но практически никто не отрицает, что это новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. Контроллинг (от англ. соntrol - руководство, регулирование, управление, контроль) далеко не исчерпывается контролем. Под контроллингом следует понимать руководящую концепцию эффективного управления фирмой и обеспечения ее долгосрочного существования. Как контроль отличается от контроллинга, так деятельность контролера отличается от деятельности контроллера. Контроллер ограничивается фиксацией явных причин и виновных, допустивших выявленные отклонения. Контроллер же: 1) пытается выявить явные и неявные причины, обусловившие отклонение; 2) осуществляет их анализ и определяет, как эти причины могут повлиять на достижение перспективной цели банка; 3) какие меры целесообразно внедрить, чтобы устранить эти отклонения; 4) оповещает руководство о том, какие именно отклонения сигнализируют о необходимости изменений в стратегии фирмы. Контроллинг ориентирован, прежде всего, на поддержку процессов принятия решений. Он должен обеспечить адаптацию традиционной системы учета на предприятии к информационным потребностям должностных лиц, принимающих решения, т.е. в функции контроллинга входит создание, обработка, проверка и представление системной управленческой информации. Контроллинг также поддерживает и координирует процессы планирования, обеспепечения информацией, контроля и адаптации. Объектами контроллинга являются: - хозяйственные процессы; - ресурсы предприятия; - показатели результативности работы предприятия; - финансовая деятельность предприятия. Функции контроллинга: 1.Планирование - планирование инвестиций, финансовое планирование бюджетирование планирование прибыли. 2. Информация – отчеты, показатели, индикаторы. Основными задачами контроллинга являются: 1) выявление проблемы и корректировки деятельности предприятия до того, как эти проблемы перерастут в кризис; 2) контроль и регулирование; 3) информационное сопровождение процесса планирования и управления. Структура банковского контроллинга: 1) установление целей. 2) планирование. 3) управленческий учёт. 4) организация информационных потоков. 5) мониторинг. 6) контроль. Существуют следующие ступени контроллинга: Первая - определение критериев: стандарты, показатели выполнения работы. Вторая ступень - процесс сравнения достигнутых результатов и установленных стандартов. Третья ступень контроллинга - “Принцип исключения”: выбор действий со стороны руководителя. Среди тенденций, обусловливающих возрастающее значение контроллинга в банковской сфере, следует назвать обострение конкуренции, необходимость снижения затрат, снижение ставки по кредитам, высокие риски, переориентацию целей от роста бизнеса к увеличению прибыли. Введение механизмов и концепций контроллинга в сферу банковского контроля и управления значительно повысит оперативность реагирования банковской системы на внутренние экономические изменения (динамику и состояние национальной экономики) и внешние финансовые изменения (изменения в международной финансовой системе), повысит гибкость и адаптивность банковской системы, эффективность ее функционирования в целом. Литература: 1. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой / [общ. ред. А.П. Градова]. – СПб. : Специальная литература, 1996. – С. 217. 2. Контроллинг / [А. М. Карминский, С.Г. Фалько, А.А. Жевага, Н.Ю. Иванова]. - М. : Инфра, 2009. – С. 150-155. 3. Кошевий М. М. Контролінг: Конспект лекцій / Кошевий М. М. – К. : ДНУ, 2008. – С. 6-10. 4. Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления / Майер Э. — М. : Финансы и статистика, 1993. – С. 9.
|