Каталог статей

Комбарова А.М.

Бюджетная политика Казахстана в условиях кризиса

В современных  условиях рыночной экономики – в условиях мирового финансового кризиса, роль государственного бюджета еще более усиливается необходимостью оказания действенной поддержки организациям финансового сектора, отечественных товаропроизводителей, оказания помощи  социально незащищенным слоям населения, реализации важных приоритетов социально-экономического развития государства.

Сегодня нет государства, экономика которого не ощутила на себе негативное влияние кризиса. За прошедший 2008 год цена на нефть упала почти в 4 раза, на металлы - почти в 2 раза [1]». Правительство Казахстана, как и наши основные и ближайшие торговые партнеры - Россия и Украина - девальвировала свою национальную валюту, в целях защиты отечественных товаропроизводителей.

Несовершенство рыночной системы зачастую приводит к отклонению равновесного объема производства некоторых товаров и услуг от их оптимального объема, а также отказу рынка от выделения ресурсов (или их недостаточное выделение) для производства общественных товаров и услуг. В этих условиях для выравнивания неравномерного распределения ресурсов государство использует системы налогообложения, трансфертов, цен.

         В структуре бюджета выделяются 2 части, 7 разделов. Новый Бюджетный кодекс РК, принятый 4 декабря 2009 года предусматривает изменения в структуре бюджета, а именно исключение третьего раздела «операционное сальдо», в связи с чем величина дефицита (профицита) будет исчисляться как разница между «доходами и затратами, чистым бюджетным кредитованием и сальдо по операциям с финансовыми активами [2]»

В Республике Казахстан утверждаются, исполняются и являются самостоятельными бюджеты следующих уровней (рис.1):

республиканский бюджет;

областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы;

бюджет района (города областного значения).

Рисунок 1. Структура бюджетной системы Республики Казахстан

         Республиканский бюджет  является важным звеном бюджетной системы, на которое возлагается решение стратегических задач государства. Местные бюджеты - денежные фонды административно-территориальных единиц, формируемые за счет поступлений  и финансирования дефицита бюджета (использования профицита), предназначенные для финансирования  местных бюджетных программ.

В условиях глобализации Правительством Республики Казахстан проводится большая работа по приведению бюджетных процедур к международным стандартам.

Совершенствование бюджетного процесса в стране проходило в четыре этапа:

· Первый этап – зарождение бюджетной системы  (1991 –1993 гг.);

· Второй этап – становление бюджетной системы (1993 – 199 7 гг.);

· Третий этап – реформирование бюджетной системы (1998 –2003 гг.);

· Четвёртый этап – модернизация бюджетной системы (2004 г.).

На современном этапе продолжается работа совершенствованию бюджетного процесса. Главная цель проводимых реформ - сместить бюджетный процесс от управления ресурсами (затратами), к управлению результатами. Правительством РК принята «Концепция по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты».

Для внедрения новой модели государственного планирования, обеспечивающей гармонизацию стратегического, экономического и бюджетного планирования, позволяющей перейти от «управления затратами» к «управлению результатами», а так же на трехлетний бюджет,  разработан новый Бюджетный кодекс, вступивший в силу с 1 января 2009 года.

При разработке проекта республиканского бюджета, принимая во внимание оценки международных экспертов, за основу принят консервативный прогноз при мировой цене на нефть 40 долларов за баррель в 2009 году и 50 долларов за баррель – в последующие годы. Среднегодовой темп роста экономики в 2009-2013 годах по уточненным прогнозам составит 2,7 – 4,1%. ВВП на душу населения к 2013 году составит более 13 тыс. долл. США (планировали 15 737 долларов) [4].

Не смотря на сложившуюся ситуацию на мировом рынке с нефтью, которая привела к уменьшению объемов поступлений в бюджет и Национальный фонд РК 1 января 2009 года ставка корпоративного подоходного налога снижена с 30 до 20 процентов, а в 2011 году составит 15 процентов. Ставка НДС снижена с 13 до 12 процентов. По  социальному налогу введена единая ставка в размере 11 процентов. Для предприятий, осуществляющих инвестиции, предусмотрены налоговые преференции. Данные меры стимулируют развитие несырьевого сектора экономики, малого и среднего предпринимательства. Правительством предприняты ряд действенных мер по преодолению последствий кризиса, это: антикризисная программа,  поддержка ведущих банков второго уровня,  девальвация, контроль за ценами, и другие меры. Сегодня Казахстан ставит задачу «не останавливаться, идти дальше и осуществить новый план дальнейшей модернизации экономики и реализации стратегии занятости для обеспечения посткризисного развития страны» [1].  Для реализации «нового плана» необходимы средства, источниками которых должны стать: 1) «доходы от сырьевого сектора»,  2) «жесткая экономия по всем расходным статьям бюджета и строжайшая финансовая дисциплина». Высвободившиеся средства дадут возможность реализовать стратегию занятости казахстанцев. Исходя из поставленных задач, Правительству уже в который раз придется пересмотреть бюджет.

Литература

1.Послание Президента к народу Казахстана «Через кризис к обновлению и процветанию», 6 марта 2009года

2. Бюджетный кодекс Республики Казахстан, 04 декабря 2008 года

3. Концепция по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты, одобренная Постановлением Правительства  Республики Казахстан  от «26» декабря 2007 года № 1297

4. Доклад Министра экономики и бюджетного планирования РК Б.Султанова 25 ноября 2008г на пленарном заседании Сената Парламента РК при обсуждении проекта Закона «О республиканском бюджете РК на 2009-2011 годы».

5. Закон РК «О республиканском бюджете РК на 2009-2011 годы», 10 декабря 2008г.

6. Налоговый кодекс РК, 4 декабря 2008 года.