Каталог статей

Е.А.Колос

Формирование коэволюционного императива в системе социальной защиты населения Казахстана

Поскольку любые воздействия человека на природу имеют неизбежные последствия, возникает вопрос о допустимых масштабах вмешательства. Возникает необходимость разработки и использования технологий в более широком плане, чем макроэкономика.

Такой комплекс технологий может быть назван коэволюционным, учитывающим законы и закономерности совместного, сопряженного развития социальной сферы (включая и экономику) и природной среды. Ресурсы, необходимые для воспроизводственного цикла, черпаются из природных источников.

Воспроизводство на сегодняшний день осуществляется как естественный процесс для общества только при использовании разнообразных природных ресурсов, которые, во-первых, исчерпаемы и, во-вторых, подвержены загрязнению отходами и отбросами антропогенной деятельности на всех фазах воспроизводственного цикла.

Моисеев Н.Н. в конце 60-х годов стал употреблять термин «эпоха ноосферы», под которой он подразумевал тот этап истории человека (если угодно, антропогенеза), когда его коллективный разум и коллективная воля окажутся способными обеспечить совместное развитие (коэволюцию) природы и общества. Поскольку человек – часть биосферы, реализация принципа коэволюции – необходимое условие для обеспечения его будущего [3 - 6].

В дальнейшем Моисеевым Н.Н. было сделано уточнение, сводящееся к тому, что наиболее разумным считать термин «sustainable development», сформулированный на международном конгрессе в Рио-де-Жанейро в 1992 году, идентичный термину «коэволюция человека и биосферы», нежели «устойчивое развитие» как развитие общества, приемлемое для сохранения экологической ниши человека, а значит, и условий для развития цивилизации.

Существует известное определение Реймерса [7, С.247], что «коэволюция – это параллельная, совместная, взаимосвязанная эволюция». Этот термин, сейчас, как правило, применяется для системы «общество – природа» (социоэкологической системы).

По мнению Реймерса [7, С. 247-248], несовпадение скоростей природного эволюционного процесса, идущего очень медленно, и социально-экономического развития человечества, происходящего намного быстрее (эволюция природы идет многими тысячелетиями, социальное развитие человечества – веками и даже десятилетиями), ведет при несовершенной форме взаимоотношений к деградации природы, поскольку антропогенный фактор оказывается слишком мощным в направленности эволюции, приводящим не столько к изменению видов, сколько к их вымиранию. Поэтому выход заключается в регулируемом, сознательно ограничиваемом воздействии человечества на природу, в построении ноосферы.

При этом общество, развиваясь по своим законам, должно лимитировать свой экстенсивный рост с расчетом обеспечения условно-естественного хода эволюции природы. Именно в этом заключается смысл коэволюции в системе «общество – природа». Длительное нарушение этого принципа в настоящее время чревато глобальной экологической катастрофой.

Однако, в настоящее время многое из того, что относится к категории развития, требует очень внимательного рассмотрения, потому что оно крайне противоречиво и накопило, пожалуй, значительно больший потенциал опасностей, деформаций общества и общественного создания, чем конструктивных позитивных моментов.

Теперь уже сама окружающая среда начинает активно влиять на воспроизводственный цикл, поставляя воспроизводственному циклу значительно более ухудшенные, загрязненные ресурсы, что, несомненно, сказывается как на продуктивности каждой из фаз, так и на качестве производимых продуктов. Происходит неизбежное сужение возможностей глобального воспроизводственного цикла на планете.

Поэтому для осуществления непрерывного производственного цикла необходимо, прежде всего, постоянно воспроизводить природные ресурсы: восстанавливать лесные массивы и плодородие почв, чистоту водного и воздушного бассейнов, осуществлять прочие эффективные мероприятия по улучшению среды обитания человека.

Возвращаясь к специфике проблем коэволюции, сложившихся в Казахстане, стоит обратить особое внимание на последствия массовых ядерных испытаний, которые были произведены на Семипалатинском полигоне, начиная с 1949 г., когда была испытана первая советская бомба.

Всего на планете было осуществлено 2056 ядерных испытаний: США проведено 1030 взрывов, Советским Союзом – 716 (более половины – в Казахстане), Францией - 210, Китаем - 45, Великобританией – 44, Индией - 6, Пакистаном - 5. До сих пор окончательно не подсчитано количество пострадавших от ядерных испытаний и катастроф во вех регионах планеты, не определен ущерб, нанесенный окружающей природной средой [9, С.11].

В Казахстане же было проведено 498 ядерных взрывов, в том числе на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне за 40 лет существования: 25 наземных, 82 воздушных, 6 высотных и 343 подземных, которые нанесли большой ущерб и вред здоровью населения этой крупной области страны и окружающей природной среде [8].

После США, России и Украины по количеству ядерного арсенала Казахстан имел четвертый порядковый номер в мировом рейтинге ядерных держав. В результате воздействия первого атомного взрыва мощностью 20 килотонн более 200 тыс. чел. подверглись воздействию радиации в дозах 100-250 рентген. При испытаниях более мощных зарядов дозы радиационного облучения достигали 300-350 рентген, а в отдельных очагах 400 рентген. За период с 1949 по 1963 гг. многократному внешнему облучению подверглось более двух миллионов человек. При подземных взрывах, произведенных в последующие 25 лет, в результате постоянного истечения радиоактивных газов, население получило хроническое облучение в малых дозах, но также опасное для здоровья.

Подземные взрывы вызвали вредные для здоровья электромагнитные и инфразвуковые излучения. Испытания проводились в условиях строгой секретности и запрета на любую информацию, не были обеспечены нормы радиационной безопасности и радиационного контроля. Не изучалось влияние излучения на население, а органам здравоохранения был запрещен сбор информации. Жертвы радиации нередко оказывались без серьезной помощи государства и мирового сообщества. Население жило в условиях чрезвычайного радиационного риска и  постоянного стресса.

Ученые и специалисты предсказывают очередную вспышку радиационной патологии, которая продлится до середины двадцать первого столетия, а проявления этих грозных синдромов способны распространиться на сотни лет вперед. Казахстану сложно самому решить эти проблемы без помощи мирового Сообщества. В декабре 2005 года на 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН принята Резолюция «Международное сотрудничество и координация деятельности в целях реабилитации населения, экологии и экономического развития Семипалатинского региона в Казахстане», которая поддержана 79 странами мира.

В настоящее время приняты необходимые меры, разработанные ООН, правительством РК, государственными структурами и неправительственными организациями, которые направлены на создание благоприятного социально-экономического и экологического устойчивого развития Семипалатинского региона: Резолюции Генеральной ассамблеи ООН и программа реабилитации Семипалатинского региона, принятые и поддержанные 77 странами мира; Закон РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне»; Программа Международного антиядерного движения «Невада - Семипалатинск» «Возрождение Земли и Человека»; Меморандум и Резолюции трех Международных Конгрессов Глобального антиядерного альянса; государственная Программа медицинской реабилитации населения Семипалатинского региона, разработанная по инициативе и под эгидой Международного благотворительного фонда «Полигон – 29 августа».

Важным шагом формирования экологической и радиационной безопасности является присоединение в 2000 г. РК к Орхусской конвенции, благодаря которой теперь любой гражданин может запросить у властей любую экологическую информацию и полноценно участвовать в деятельности по охране окружающей среды своей страны. 29 августа 1991 г. Указом Президента Каз.ССР Н. Назарбаевым Семипалатинский полигон был закрыт.

Значительны масштабы загрязнения продуктами ядерных испытаний территорий не только Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Карагандинской областей Республики Казахстан, но и близлежащих территорий Российской Федерации. Нанесен огромный ущерб здоровью людей. В настоящее время Казахстан стоит перед проблемой медицинской реабилитации населения, пострадавшего от ядерных испытаний 1949-1990 гг.

Даже если решение проблем коэволюции, связанное с восстановлением нормальных процессов в природной среде является достаточно сложным, в более благоприятных условиях, то можно сказать, что когда происходили значительные катаклизмы, захватывающие значительные территории и наносящие непоправимый ущерб здоровью населения, происходили изменения будущего генофонда нации.

В условиях чрезвычайных ситуаций способы разрешения проблем экосферы в значительных масштабах с очень глубокими последствиями оказались типичными для РК.

Это накладывает определенную специфику на решение проблем восстановления процессов биосферы и процессов коэволюции в масштабах  конкретного государства.

Таким образом, выполненный анализ показал, что основным условием формирования эффективной системы СЗН как в планетарном масштабе, так и на уровне государств и регионов, является устойчивое развитие общества, которое следует воспринимать как сбалансированное, последовательное эволюционное движение общества без различного рода катаклизмов антропогенной или природной основы.

Организация функционирования и развития системы СЗН в мировом, национальном и региональном масштабах обнаруживает тесную генетическую связь с коэволюционными процессами на всех уровнях.

Все больше выявляются несоответствия, несовпадения целевых установок развития общества с состоянием природы и ее деградацией.

Однако процессы коэволюции и их влияние на развитие системы СЗН до сих пор не рассматривались в должной мере, хотя процессы деградации окружающей среды и многие факторы, имеющие смешанную природно-антропогенную природу, приводят к тому, что возникает огромный материальный ущерб, значительные средства отвлекаются на систему СЗН для разрешения экстраординарных ситуаций.

Благодаря органическому единству воспроизводственного цикла и коэволюционного императива могут быть найдены принципиально новые масштабные парадигмы формирования вертикально интегрированной системы СЗН.

На наш взгляд, необходимо рассматривать систему взаимодействия воспроизводственных циклов и коэволюции человека и природы (общества и биосферы) как основу формирования современной системы социальной защиты населения на общепланетарном уровне (независимо от принадлежности к конкретным моделям национальной экономики или социальной политики), которая должна распространяться не только на определенные социальные слои и категории населения, но и на всех граждан планеты.

Литература

1. Бозтаев, Н. Международный благотворительный фонд «Полигон -29 августа: настоящее и будущее, С.38-39 / Н. Бозтаев //ХХ1 – безъядерный век. Устойчивое развитие Семипалатинского региона. Материалы Международной научно-практической конференции, г. Семипалатинск, 11 июля 2003 г. – Алматы, 2006. – 258 с.

2. Колос, Е. А. Социальная защита населения в Казахстане в условиях трансформации экономики: теория и методология / Е. А. Колос. – Усть-Каменогорск, ВКГТУ, 2006.- 216 с.

3. Моисеев, Н. Н. Быть или не быть …человечеству / Н. Н. Моисеев. -М., 1999.

4. Моисеев, Н. Н. Коэволюция природы и общества. Пути ноосферогенеза / Н. Н. Моисеев // Экология и жизнь. - 1997.- №2-3. - С.27-32.

5. Моисеев, Н. Н. Человек и ноосфера / Н. Н. Моисеев. - М. : Молодая гвардия, 1990. - 350 с.

6. Моисеев, Н.Н. Экология человечества глазами математика: Человек, природа и будущее цивилизации / Н. Н. Моисеев. - М. : Молодая гвардия, 1988. - 254 с.

7. Реймерс, Н. Ф. Природопользование: Словарь-справочник / Н. Ф. Реймерс. – М. : Мысль, 1990. – 637 с.

8. Часников, И. Я. Эхо ядерных взрывов / И. Я. Часников. – Алматы, 1998.

9. ХХI – безъядерный век. Устойчивое развитие Семипалатинского региона. Материалы Международной научно-практической конференции, г. Семипалатинск, 11 июля 2003 г. – Алматы, 2006. – 258 с.