Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Д.э.н. Е.А.Колос Специфика объектно-субъектных отношений управления в системе социальной защиты населенияСистема объектно-субъектных отношений управления в системе социальной защиты населения (СЗН) относится к числу наименее разработанных в настоящих условиях и особенно применительно к требованиям переходного периода развития. Для экономической науки представляет значительный интерес выявление характера взаимодействия объектов и субъектов управления системой социальной зашиты населения. Экономическая наука давно обнаружила объективную необходимость их взаимодействия. В треугольнике связей «государство - профсоюзы - предприниматели» два последних находятся в постоянной «оценке», в непрекращающемся конфликте.В их борьбе следует различать два результата: негативный и позитивный. Преобладание одного из них, в частности, позитивного, зависит от многих факторов, главным из которых является грамотное государственное вмешательство в отношении между профсоюзами и предпринимателями с целью удержать их борьбу в созидательных рамках. В настоящее время в развитых странах эта борьба имеет позитивные результаты, о чем свидетельствуют успехи в социальном прогрессе и высокие стандарты социальной защиты занятого населения. Это относится в равной степени и к отдельной личности, выступающей одновременно и в роли субъекта, и объекта управления в системе СЗН. Человек может быть субъектом в следующих аспектах: как руководящее лицо вышестоящего органа управления, занимающегося реализацией функций системы СЗН (или как работник соответствующей социальной службы); как представитель неправительственной организации (общественных движений, профсоюзов и т.п.); как исследователь проблем теории и практики СЗН; как преподаватель; как глава или член семьи, оказывающий помощь и защиту своей семье; и, наконец, как человек, активно занимающийся своей собственной защитой (получение доходов, обеспечение безопасности, здоровый образ жизни и т.д.). Другой вариант - личность может выступать преимущественно только в роли объекта – в том случае, когда человек не способен сам заботиться о себе и членах своей семьи (или не хочет). Тогда ему требуются специфические виды социальной защиты (различные виды и формы социального обеспечения, социального обслуживания, социального страхования, благотворительная помощь и т.д.). Очевидно, что объектно-субъектные отношения управления в системе СЗН следует рассматривать на всех уровнях: от международного (общепланетарного) до уровня отдельной личности, что отражает упрощенная схема субъектно-объектных отношений, представленная на рис. 1, где СО - субъекты управления, ОУ – объекты управления. При этом субъект управления определенного уровня управления по отношению к верхнему уровню выступает в роли объекта управления. В настоящее время мировое сообщество выступает в качестве всеобщего субъекта СЗН от техногенных и природных катаклизмов, которые имеют планетарный масштаб. В национальном масштабе в роли субъекта выступают реализаторы национальной экономики; ниже – регулирующая функция государства - объект, затем – социальная политика, включающая в себя систему социальной защиты населения. Таким образом, образуется последовательная цепь объектно-субъектных отношений, которые должны быть детально сбалансированы и в которых субъект СЗН в зависимости от уровня иерархии выступает в роли объекта (или превращается в него).
Рисунок 1 - Укрупненная схема объектно-субъектных отношений управления в системе СЗН * разработано автором
Итак, высшим субъектом управления в системе СЗН выступает мировое сообщество, которое должно определить опасность возникновения техногенных или природных катастроф и разработать пути (мероприятия) их предотвращения. В данном случае объектом управления в системе СЗН выступает все население планеты. В этой цепочке на общегосударственном уровне объект управления превращается в субъект управления по отношении к нижестоящим объектам управления, поскольку на уровне национального образования реализуются все аспекты управления, осуществляется формулирование сущности и содержания национальных моделей экономики, государственного регулирования, а также социальной политики и, наконец, моделей СЗН, последовательно выступая в роли субъекта или объекта управления (в зависимости от уровня управления системой СЗН). Таким образом, в системе объектно-субъектных отношений выбранная модель СЗН по отношению к государственному регулированию экономики и социальной политике выступает в роли объекта управления. В роли и субъекта и объекта управления в системе СЗН выступают: государственное регулирование экономики, социальная политика, социальная защита населения. В свою очередь, СЗН выступает и как субъект по отношению к тем различным категориям населения и структурным образованиям (социальным институтам), которые занимаются реализацией возможностей сформированной системы СЗН и принимающих участие в формировании системы СЗН в данном государстве; и как объект управления по отношению к высшим структурам управления системы СЗН. Промежуточные элементы являются одновременно и субъектом, и объектом управления. Рассмотрим объектно-субъектные отношения на международном уровне, на котором основными субъектами СЗН выступают соответствующие международные органы (организации). В частности, к ним можно отнести Организацию Объединенных Наций (ООН), насчитывающую в своем составе в настоящее время около 200 стран, а также международную организацию труда (МОТ). ООН является центром решения проблем, с которыми сталкивается человечество. Эта деятельность осуществляется совместными усилиями более 30 связанных с ней организаций, составляющих систему ООН. В 1972 г. на конференции ООН, посвященной проблеме «Человек и окружающая среда», разработана специальная программа ООН и образована межправительственная организация по охране природной среды, в результате чего достигнуто соглашение об ограничении загрязнения мирового океана отходами. Разработаны принципы организации систематических наблюдений по единой программе за состоянием природной среды и ее антропогенными изменениями на глобальной сети станций (так называемый «мониторинг»). Разработка научных основ ноосферогенеза и поиск путей развития в эпоху ноосферы должны идти параллельно, о чем свидетельствует ряд запретов (в частности, упоминающийся ранее запрет на использование хлор- и фторсодержащих хладонов, Монреальский протокол 1987 г.). Развернутые исследования возможных последствий потепления климата из-за увеличения концентрации углекислоты и метана в атмосфере также могут в дальнейшем привести к новой системе запретов. В сентябре 2000 года члены ООН, включая 147 глав государств или правительств, выработали «Декларацию тысячелетия», в которой изложены поддающиеся количественной оценке цели, которые необходимо достичь в семи ключевых областях [280, С.178]: мир, безопасность и разоружение; выявление и искоренение нищеты; охрана общей окружающей среды; права человека; демократия и благое управление; защита уязвимых; удовлетворение особых потребностей Африки; укрепление ООН. Далее
рассмотрим деятельность международной организации труда (МОТ), необходимость
создания которой определялась, по крайней мере, тремя основными причинами: 1)
политической - в целях предотвращения разрешения возникающих в обществе
противоречий революционным путем организаторы МОТ решили создать международную
организацию, призванную всемерно содействовать социальному прогрессу,
установлению и поддержанию социального мира между различными слоями общества,
способствовать разрешению возникающих социальных проблем эволюционным мирным
путем; 2) социальной - в связи с практическим отсутствием социальной защиты
условий труда и жизни трудящихся, резким отставанием социального развития от
экономического, что тормозило общее развитие общества; 3) экономической -
стремление отдельных стран к улучшению положения трудящихся вызывало
увеличение затрат, рост себестоимости продукции, что затрудняло конкурентную
борьбу и требовало решения социальных проблем в большинстве развитых стран. В
глазах многих МОТ воплощает в себе идеал социальной справедливости. Сейчас
первостепенное значение в деятельности МОТ приобретает социальный аспект.
Социальные проблемы, которые раньше нередко игнорировались, возникают в той или иной мере в каждой стране. В этой связи имеются намерения разработки и провозглашения доктрины МОТ в отношении социальных мер. В деле социальной защиты и социального обеспечения МОТ проделала большую работу. Но теперь почти повсеместно реформа систем социальной защиты и ее усиление становится одной из самых приоритетных задач. Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что объектно-субъектные отношения управления в системе СЗН представляют собой многоуровневую иерархическую связь, где последовательно (сверху вниз) субъект превращается в объект управления (становится объектом управления). Анализ также показал, что необходим дальнейший поиск обеспечения сбалансированности объектно-субъектных отношений, как по каждому из уровней, так и по всей вертикали управления. Чрезвычайно важна сбалансированность всех видов действий, прав и ответственности, всех функций, выполняемых ими, как субъектами, так и объектами СЗН. На основании этого отношения между объектами и субъектами управления в системе СЗН можно представить в виде модифицированной схемы (см. рис. 2). Здесь особо отмечены органы, принимающие управленческие решения, которые далеко не всегда совпадают с субъектами управления, так как многие из них действуют зачастую от имени международного сообщества, практически не обладая на это соответствующими правами и полномочиями. Например, несмотря на то, что ООН и Совет безопасности не принимали никакого решения по поводу военного вторжения в Ирак, США это сделали. Весьма часто многие принимаемые решения на уровне международного сообщества саботируются, многие – трактуются очень субъективно с позиций интересов отдельных стран. Поэтому чрезвычайно важно иметь ввиду взаимосвязь конкретных органов, принимающих управленческие решения, с субъектами управления в системе СЗН на всех уровнях (начиная от международного - вплоть до уровня отдельной личности).
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||