| Романькова О.Н., Сидоренко И.В., Спесивцева Е.А.
 Анализ некоторых изменений, внесенных в налоговый кодекс УкраиныВ данной работе
рассматриваются основные изменения, внесенные в Налоговый Кодекс Украины
Законом № 3609-VI от 07.07.2011. Налоговый кодекс Украины регулирует
отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, в частности,
определяет исчерпывающий перечень налогов и сборов, которые удерживаются в Украине,
и порядок их администрирования, плательщиков налогов и сборов, их права и
обязанности, компетенцию контролирующих органов, полномочия и обязанности их
должностных лиц при осуществлении налогового контроля, а также ответственность
за нарушение налогового законодательства [1].Цель данной работы
заключается в рассмотрении таких нововведений в Налоговый Кодекс, как обжалование налогового уведомления – решение
контролирующего органа о начислении денежного обязательства; добровольная регистрация юридических лиц как
плательщиков НДС; электронная форма переписки с органами государственной налоговой службы и анализ их
значимости для граждан Украины.
 Изучением
нововведений в Налоговом Кодексе Украины занимались такие юристы и экономисты,
как Зацепин А., Якушева Л., Блажко
Р., Тисногуз В. и другие.
 Рассмотрим в виде
таблицы содержание статей Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года
№2755-VI [2] и Налоговый кодекс Украины 2755-VI от 2010.12.02 с изменениями и дополнениями [3].
  
 Таблица 
 Содержание статей
Налогового Кодекса до и после внесения изменений 
 
 
  | Налоговый Кодекс до внесения
  изменений 
   в 2011 году (закон №
  3609-VI)
   | Налоговый Кодекс после внесения
  изменений в 2011 году (закон № 3609-VI)
   |  
  | 49.15. Налоговая декларация, направленная
  налогоплательщиком или его представителем по почте либо средствами
  электронной связи и заполненная с нарушением норм пунктов 48.3 и 48.4 статьи
  48 настоящего Кодекса, считается не поданной.
   | 49.15. Налоговая
  декларация, направлення
  налогоплательщиком или его представителем по почте или средствами
  электронной связи, считается неподанной при условии ее заполнения с
  нарушением норм пунктов 48.3 и 48.4 статьи 48 этого Кодекса и направления
  налоговым органом налогоплательщику письменного отказа в приеме его налоговой
  декларации.
   |  
  | 182.1. Если лицо, осуществляющее налогооблагаемые
  операции и в соответствии с пунктом 181.1 статьи 181 настоящего Кодекса не
  являющееся налогоплательщиком в связи с тем, что объемы налогооблагаемых
  операций меньше установленной указанной статьей суммы и объемы поставки
  товаров/услуг другим налогоплательщикам за последние 12 календарных месяцев
  совокупно составляют не менее 50 процентов общего объема поставки, считает
  целесообразным добровольно зарегистрироваться в качестве налогоплательщика,
  такая регистрация осуществляется по его заявлению.
   | Если лицо, осуществляющее налогооблагаемые операции и
  в соответствии с пунктом 181.1 статьи 181 настоящего Кодекса не являющееся
  налогоплательщиком в связи с тем, что объемы налогооблагаемых операций меньше
  установленной указанной статьей суммы и объемы поставки товаров/услуг другим
  налогоплательщикам за последние 12 календарных месяцев совокупно составляют
  не менее 50 процентов общего объема поставки, считает целесообразным
  добровольно зарегистрироваться в качестве налогоплательщика, такая
  регистрация осуществляется по его заявлению.
   Лицо, уставный
  капитал или балансовая стоимость активов (основных средств, нематериальных
  активов, запасов) которого превышает 300000 гривен и которое не является
  плательщиком налога в соответствии с пунктом 181.1 статьи 181 этого Кодекса,
  может добровольно зарегистрироваться независимо от наличия осуществленных им
  облагаемых налогом операций и объема поставок товаров/услуг другим
  плательщикам налога.
   |  
  | Не предусмотрено.
   | 42.4. С
  налогоплательщиками, которые подают отчетность в электронной форме, переписка
  с органами государственной налоговой службы может осуществляться средствами
  электронной связи в электронной форме с соблюдением требований Закона
  относительно электронного документооборота и электронной цифровой подписью.
   По требованию
  налогоплательщика, который получил документ в электронной форме, орган
  государственной налоговой службы предоставляет такому налогоплательщику
  соответствующий документ в бумажной форме в течение трех рабочих дней со дня
  поступления соответствующего требования (в письменной или электронной форме)
  налогоплательщика".
   |  
  | 34.1. Налоговым периодом может быть:
   34.1.1. календарный год;
   34.1.2. календарный квартал;
   34.1.3. календарный месяц;
   34.1.4. календарный день.
   | 34.1. Налоговым
  периодом может быть:
   34.1.1.
  календарный год;
   34.1.2.
  календарное полугодие;
   34.1.3.
  календарный квартал;
   34.1.4.
  календарный месяц;
   34.1.5.
  календарный день.
   |  
  | 56.18. С учетом сроков давности налогоплательщик имеет
  право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение
  контролирующего органа о начислении денежного обязательства в любой момент
  после получения такого решения.
   В случае когда налогоплательщиком до предъявления
  искового заявления проводилась процедура административного обжалования, срок
  обращения в суд продлевается на срок, фактически истекший с даты обращения
  налогоплательщика с жалобой в контролирующий орган до даты получения
  (включительно) таким налогоплательщиком окончательного решения
  контролирующего органа, принятого по результатам рассмотрения жалобы.
   Решение контролирующего органа, обжалованное в
  судебном порядке, не подлежит административному обжалованию.
   Процедура административного обжалования считается
  досудебным порядком решения спора.
   При обращении налогоплательщика в суд с иском о
  признании недействительным решения контролирующего органа налоговое
  обязательство считается несогласованным до дня вступления судебного решения в
  законную силу.
   | 56.18. С
  учетом сроков давности, определенных статьей 102 этого Кодекса,
  налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение
  или другое решение контролирующего органа о начислении денежного
  обязательства в любой момент по получении такого решения.
   Решение
  контролирующего органа, обжалованное в судебном порядке, не подлежит
  административному обжалованию.
   Процедура
  административного обжалования считается досудебным порядком решения спора.
   При обращении
  налогоплательщика в суд с иском относительно признания недействительным
  решения контролирующего органа денежное обязательство считается
  несогласованным до дня набирания судебным решением законной силы.
   |   
 На смену метода «первого события» Налоговый кодекс принес метод начислений. Согласно этому методу доходы
отображаются по дате перехода права собственности на товар или по дате
подписания акта выполненных работ (предоставленных услуг) в случае выполнения
работ (услуг). Расходы отображаются плательщиком в том периоде, когда им были
признано доходы от реализации соответствующих товаров (услуг, работ).
 Подводя итоги, можно
сделать выводы, что значительно облегчит плательщикам
жизнь норма о том, что отныне налоговая декларация считается не поданной только
в случае, если она была неправильно заполнена, а налоговый орган прислал
плательщику письменный отказ в ее принятии.
 Возбуждение уголовного дела без принятия налогового уведомления-решения. В случае выявления
признаков налогового преступления налоговое уведомление-решение не направляется
плательщику до окончания судебного рассмотрения уголовного дела. Данное изменение
лишило налогоплательщиков одного из наиболее «действенных» способов борьбы с
необоснованным возбуждением уголовных дел по фактам совершения налоговых
преступлений. До принятия Налогового кодекса плательщик имел возможность
отменить соответствующее налоговое уведомление-решение через административный
суд и потом на основании решения административного суда добиваться отмены
постановления о возбуждении уголовного дела уже в общем суде.
  
 Литература:
 1.      Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый
кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно
совершенствования отдельных норм Налогового кодекса Украины» от 07.07.2011 №
3609-VI.
 2.     Налоговый кодекс
Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI.
 3.     Налоговый
кодекс Украины № 2755-VI от 2010-12-02 с изменениями
и дополнениями.
  
 |