Каталог статей

Гвоздецкая И.В.,Родина О. Г.

Нематериальные активы как важнейший элемент в структуре активов компании

С развитием  рыночных  отношений становится все более очевидным, что так называемые материальные активы не являются  единственным фактором обеспечения  доходности  организации, и что существуют иные их виды, которые не имеют  такого классического признака, как вещественная субстанция, но могут играть важнейшую  роль в процессе  получения  предприятием прибыли.

С позиций принятого экономического подхода существующие активы предприятия разделяют на следующие крупные группы:

- внеоборотные активы (нематериальные активы, основные средства, долгосрочные финансовые вложения и прочие внеоборотные активы);

          - оборотные активы (запасы, НДС, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства и прочие оборотные активы).

НМА, входящие в состав внеоборотных активов, должны интересовать руководителей и экономистов российских предприятий, а также экспертов, аудиторов и оценщиков по следующим причинам:

1. Используя НМА, можно дать стоимостную характеристику научно-технического потенциала предприятия и оценить его способность вести конкурентную борьбу на товарном рынке наукоемкой продукции. Иных путей оценки научно – технического потенциала просто не существует.

2. НМА могут существенным образом влиять на объемы налоговых платежей в бюджеты разных уровней. Фактически введение в состав внеоборотных активов НМА может стимулировать формирование новых секторов товарного рынка и формирование новой финансовой стратегии – патентной.

3. Ведение в состав внеоборотных активов НМА может активизировать процессы привлечения инвестиций. В этом случае НМА выступают системой гарантий и страхования инвестиций.

4. НМА, имеющие вполне определенную стоимость, могут быть использованы, например, при заключении сделок.

Как  экономическая категория нематериальные активы  представляют собой совокупность объектов долгосрочного пользования (свыше 1 года), не имеющих материально-вещественной формы, но необходимых предприятиям и организациям для эффективного осуществления хозяйственной деятельности. Они обладают стоимостью и способностью  приносить  организации экономические выгоды, т. е. доход.

Отличительными признаками нематериальных активов являются:

· отсутствие материально-вещественной (физической) формы;

· длительный период использования - свыше 12 месяцев;

· возможность  идентификации, т. е.  выделения  из общей массы имущества предприятия;

· способность приносить организации доход.

Согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности РФ (п.55) к нематериальным активам относят права, возникающие:

- из авторских и иных  договоров на произведения  науки, литературы, искусства  и  объекты  смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и др.;

- из  патентов на изобретения, промышленные  образцы, селекционные  достижения;

- из свидетельств на полезные  модели, товарные знаки и знаки  обслуживания или лицензионных договоров на их использование;

- из прав на ноу-хау и др.

Кроме того, к нематериальным активам относятся права пользования  земельными участками, природными ресурсами, организационные расходы и цена фирмы (деловая репутация).

Особое место среди активов компании занимают маркетинговые активы. Зарубежная и российская практика свидетельствует, что маркетинговые активы предприятия являются преимущественно нематериальными активами.

П. Дойль определяет четыре вида маркетинговых активов: «Маркетинговые преимущества базируются на соответствующих активах фирмы: ее знании рынка, ее торговых марках, лояльности ее потребителей и стратегических отношениях с партнерами по каналам распределения. Все это мы называем маркетинговыми источниками стоимости компании».

Американские исследователи Р. Шривастава и Д. Дж. Райбстайн выделяют три стратегических актива: бренды, потребители, отношения в каналах.

Резюмируя вышеизложенное маркетинговые активы можно структурировать следующим образом:

1. Знание рынка компании;

2. Торговые марки компании;

3. Потребительская лояльность;

4. Стратегические отношения компании с партнерами по каналам распределения;

5. Формализованная маркетинговая стратегия.

Оценка активов производится, как правило, в следующих случаях:

- в целях совершения сделки;

- для отражения стоимости активов в бухгалтерской отчетности;

- для оптимизации управления активами, в том числе определения эффективности инвестиций в них.

Кроме того, оценка нематериальных активов может потребоваться для ряда возможных целей, в том числе поглощения и ликвидации бизнеса или части бизнеса, слияния, продажи нематериального актива и т.п.

На практике применяются следующие подходы к оценке нематериальных активов:

· рыночный подход – проводится сравнение рассматриваемого объекта с аналогичными нематериальными активами или интересами в собственности на нематериальные активы и ценными бумагами, которые были проданы на открытом рынке.

· доходный подход – предусматривает установление стоимости нематериального актива или интереса в нематериальном активе путем расчета приведенной к текущему моменту стоимости ожидаемых выгод. Двумя наиболее распространенными методами в рамках данного подхода являются прямая капитализация дохода и анализ дисконтированного денежного потока (ДДП).

В методе прямой капитализации дохода репрезентативный уровень дохода делится на ставку капитализации или умножается на мультипликатор дохода (коэффициент капитализации) для конвертирования дохода в стоимость. При этом предполагается, что величина дохода от рассматриваемого актива в будущем не будет изменяться,  и актив будет функционировать в течение крайне продолжительного периода.

В методе ДДП и дивидендном методе денежные поступления рассчитываются для каждого из нескольких будущих периодов. Эти поступления конвертируются в стоимость путем применения дисконтной ставки – с использованием способов расчета приведенной стоимости. Методы дисконтирования чаще всего применяются для нематериальных активов с конечным (ограниченным) экономическим сроком службы. Период, охватываемый методами дисконтирования, обычно должен равняться либо экономическому сроку службы, либо юридическому сроку службы (определяемому как период, в течение которого актив или интерес в этом активе юридически защищены) оцениваемого актива, в зависимости от того, какой из этих сроков короче.

· затратный подход – базируется на   принципе замещения , который указывает на то, что актив не стоит больше, чем затраты на замещение всех его составных частей.

При реализации затратного подхода должны рассчитываться затраты каждого шага создания активов, включая прибыль застройщиков (предпринимательская прибыль), с использованием теорий и знаний, известных на дату оценки.

Необходимо отметить, что при оценке нематериальных активов существует определенная специфика применения вышеописанных подходов.

В современных  условиях хозяйствования и в России, и за рубежом нематериальные активы получают все большее применение. Это обусловлено быстротой и масштабами технологических изменений, распространением информационных технологий, активной инвестиционной  деятельностью, стремлением получить признание на внутреннем  и мировом  рынках, развитием и интеграцией международных финансовых рынков. В последнее  время  в имуществе хозяйственных организаций доля нематериальных активов неуклонно возрастает.