Каталог статей

Лупарева О. А.

Развитие управления качеством на российских предприятиях пищевой промышленности.

Качество как интегральная характеристика любых объектов природы изучается со времен Аристотеля [1]. В наши дни существует целая наука о качестве – квалитология. Именно благодаря данной науке появилось и существует в наше время управление качеством.

Квалитология – наука о качестве объектов, создаваемых человеком, применяемых им технологических и производственных процессов, о качестве труда и о качестве тестовых проверок [2]. Структура квалитологии представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Структура квалитологии.

В современных условиях высокое качество продукции является одним из главных факторов успеха предприятий пищевых отраслей, обеспечения их конкурентоспособности, экономической эффективности. Мировой опыт показывает, что конкурентные преимущества достигаются не только за счет снижения издержек и цен, но в первую очередь за счет более высоких качественных свойств и характеристик продукции, услуг, способных более полно удовлетворить запросы потребителей.

Пищевая промышленность объединяет три крупные груп­пы отраслей: пищевкусовую, мясо-молочную, рыбную. В свою очередь, эти группы включают более 40 специализи­рованных отраслей, подотраслей, отдельных производств, по­этому продукция, вырабатываемая на предприятиях пищевой промышленности, представлена широким разнообразием видов. Таким образом, категория качества продукции приме­нительно к пищевым производствам обладает определенной спецификой, обусловленной потребительским назначением продукции, характером используемого сырья и материаль­но-технической базы, применяемой технологией.

До середины 60-х годов ХХ века основное внимание уделялось обеспечению качества продукции. Главная роль отводилась контролю и отбраковке дефектной продукции. Контроль и отбраковка в производственной практике реализовывался различными методами, которые развивались и совершенствовались под влиянием достижений научно-технического прогресса. Организационно система контроля качества соответствовала структуре производственного процесса и отвечала его требованиям. [3]

Система контроля строилась по следующему принципу: обнаружение дефекта и изъятие бракованного изделия из процесса производства должно осуществляться как можно раньше. Это обусловлено тем, что последующая обработка дефектного продукта приводила к серьезным потерям и увеличивала издержки на производство продукции. Подход к обеспечению качества лишь с позиций контроля требовал при стопроцентном контроле параметров каждого изделия большое количество квалифицированных контролеров.

Огорчает тот факт, что многие российские производители пищевых продуктов до сих пор внедряют на производстве лишь системы по управлению качеством продукции, которые не охватывают в полной мере всё производство и все сферы предприятия.

Под управлением качеством продукции понимаются действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества. Непосредственными объектами управления в данном случае являются потребительские характеристики продукции, факторы и условия, влияющие на их уровень, а также процессы формирования качества продукции на разных стадиях ее жизненного цикла. [4]

Деятельность по управлению качеством не может быть признана эффективной после того, как продукция произве­дена. В этом случае ее качественные свойства уже сформи­рованы, и можно лишь констатировать тот или иной уровень качества, но повлиять на него уже невозможно.

Отсюда следует важный вывод: деятельность по управ­лению качеством должна осуществляться на всем протяже­нии жизненного цикла продукции, как в процессе ее произ­водства, так и на предшествующих этапах, охватывая даже те подразделения, которые не связаны непосредственно с производством. Кро­ме того, необходимо направлять усилия не только на выяв­ление и исправление ошибок, но и на проведение предупре­дительных мероприятий.

В этой связи важно подчеркнуть, что качество склады­вается из результатов деятельности всех составляющих сис­темы управления предприятием. Поэтому деятельность по управлению качеством невозможно вести изолированно от общего управления предприятием, так как между ними су­ществует тесная взаимосвязь.

Движение за улучшение качества продукции в России существовало с периода проведения индустриализации. С течением времени становилось ясно, что устойчивого совершенствования качества продукции нельзя добиться путем проведения отдельных и даже крупных, но разрозненных мероприятий. Только путем системного и комплексного, взаимосвязанного осуществления технических, организационных, экономических и социальных мероприятий на научной основе можно быстро и устойчиво совершенствовать качество продукции. Факторы, влияющие на качество продукции, представлены тремя блоками [5], представленными на рисунке 2:

Рисунок 2 – Факторы, влияющие на качество продукции

Управление качеством (менеджмент качества) – сравнительно молодая дисциплина для России. Ее актив­ное развитие стало возможным с переходом экономики на рыночные рельсы хозяйствования, с появлением частной соб­ственности на средства производства, с зарождением и раз­витием конкуренции [6].

Естественно, крупные компании не могут существовать без стратегии направленной на выпуск продукции высокого качества и организации системы управления качеством в целом. На предприятиях, где внедрена система менеджмента качества, управление качеством является одним из главных бизнес-процессов одной большой системы.

Существует большое множество систем менеджмента качества, зарегистрированных их около 800 тысяч.  Примерами являются такие системы как TQM (Total Quality Management – Всеобщий менеджмент качества), JIT (Just in time – Производство  точно в срок), КСУКП (Комплексная система управления качеством продукции), НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Points – Анализ Рисков и Кри­тические Контрольные Точки). Последняя является на сегодняшний день одной из самых распространенных и общепризнанных систем подтверждения соответствия безопасности и качества пищевой продукции в мире     .

Система НАССР получила свое распространение и в России. В частности, на территории Российской Федерации действует государственный стандарт, который практически полностью повторяет основные положения международной системы НАССР. (ГОСТ Р 51705.1-2001 «Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов НАССР. Общие требования»). Система НАССР легко интегрируется в общую систему обеспечения качества и безопасности, например, TQM, ИСО 9000 и т. д. Система применима для всей пищевой цепи – от сельскохозяйственного производства до конечного потребителя. НАССР может внедряться самостоятельно или параллельно с СМК в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2000. [7]

Современными принципы системы НАССР являются:

1. Идентификация опасных факторов, которые следует предотвратить, устранить или снизить до приемлемого уровня.

2. Идентификация критических контрольных точек (ККГ) на конкретном этапе (этапах) технологического процесса; контроль ККГ для предотвращения или сведения к минимуму воздействия опасных факторов.

3. Установление критических пределов, которых следует придерживаться для того, чтобы ККГ находились под контролем.

4. Разработка и осуществление эффективных процедур управления в критических точках.

5. Разработка корректирующих действий, которые должны осуществляться, если результаты мониторинга свидетельствуют, что в определенной критической точке произошел выход из-под контроля.

6. Разработка процедур проверки, которые позволяют удостовериться в эффективности системы НАССР.

7. Документирование процедур и регистрация данных, необходимых для функционирования системы НАССР.

Таким образом, управление качеством на пищевых предприятиях в России следует развивать и оказывать качеству продукции должное внимание. Качественным должен быть не только конечный продукт, но и все процессы протекающие на производстве. Особо следует учесть, что существуют все предпосылки для организации и устойчивого функционирования систем менеджмента качества на российских предприятиях.

Литература:

1. Федюкин В. К. О создании учебной дисциплины «Квалитология», Качество. Инновации. Образование №3-2004.

2. Субетто А. И. Квалитология образования. – М.: Исследоват. центр, 2000.

3. Управление качеством: Учебник для вузов /С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, B.C. Мхитарян и др. / Под ред. С.Д. Ильенковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

4. Ребрин Ю.И. Управление качеством: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.

5. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для вузов / 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Экономика, 2000.

6. Магомедов М. Д., Рыбин А. В. Управление качеством в отраслях пищевой промышленности: Учебное пособие. - М.: Дашков и Ко, 2006.

7. Австриевских А. Н. Управление качеством на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности: учебник / А. Н. Австриевских, В. М. Кантере, И. В. Сурков, Е. О. Ермолаева. – 2–е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007.