Каталог статей

Донец Л.И., Зубцова С.А., Шепель К.С.

Диагностика факторов, обеспечивающих успех предприятия на рынке пищевых продуктов

Рынок пищевых продуктов отличается постоянным усилением конкуренции предприятий как функционирующих на нем, так и тех, кто выходит на этот рынок со своей продукцией.

ЗАО «Геркулес» работает на рынке пищевых продуктов всего 11 лет, с 1997 года, но за этот небольшой срок компания стала одним из лидеров украинского рынка по производству мороженого и пельменей.

Ассортимент продукции ЗАО «Геркулес» постоянно совершенствуется и обновляется, но неизменными остаются ее высокое качество и превосходный вкус. На протяжении всех 10 лет деятельности ЗАО «Геркулес» работает под девизом «Непревзойденная сила качества».

Общей стратегией ЗАО Геркулес является производство продовольственных товаров для получения максимально возможной прибыли при минимальных затратах, а также расширение производства и освоение новых рынков сбыта. Сейчас предприятие успешно следует данной стратеги, оно занимает одно из лидирующих позиций на рынке в своей сфере и полностью окупается за  счет своей прибыли (см.табл.1).

Проведенный анализ финансового состояния ЗАО Геркулес позволяет сделать вывод о том, что общая стоимость имущества увеличилась на 11361,3 тыс.грн: стоимость основных фондов увеличилась на 1749,8 тыс.грн, а нематериальных активов – на 157,7 тыс.грн. Выручка увеличилась на 11,4%, задолженность уменьшилась 46%, уровень инвестирования уменьшился на 9,1%. Рентабельность деятельности предприятия увеличилась и составила 0,7%.

Таблица 1

Динамика показателей, обеспечивающих финансовое состояние предприятия ЗАО «Геркулес»,

 тыс.грн 

Показатель

Предыдущий год

Отчетный год

Отклонение

Темп изменения, %

Выручка

152122,0

169539,5

17417,5

111,4

Операционные затраты

142329,8

126169,2

-16160,6

88,6

Чистый доход

127051,8

141330,9

14279,1

111,2

Себестоимость реализованной продукции

105103,3

116666,5

11563,2

111,0

Нематериальные активы

98,9

256,6

157,7

259,5

Основные средства

9354,9

11104,7

1749,8

118,7

Задолженность

26989,4

14578,1

-12411,3

54,0

Финансовые инвестиции

1104,3

1015,1

-89,2

91,9

Таким образом, финансовое состояние ЗАО Геркулес в отчетном году улучшилось, о чем свидетельствует увеличение выручки при одновременном снижении  операционных затрат и уменьшении общей величины задолженности.

Одним из факторов, обеспечивающим успех предприятия на рынке пищевых продуктов,  является оптимизация системы управления. На предприятии «Геркулес» функционирует совокупность взаимосвязанных управленческих органов и звеньев, обеспечивающих осуществление целей и функций управления.

Предприятие «Геркулес» осуществляет все необходимые действия для достижения эффективности управления, которая призвана предвидеть возможные варианты поведения управляемой системы в будущем с целью максимального использования положительных результатов и предотвращения отрицательных последствий.

Маркетинговая деятельность  также является одним из факторов успеха предприятия на рынке пищевых продуктов. ЗАО «Геркулес» систематически проводит рекламные компании и акции; организует конкурсы по совершенствованию упаковки среди всех желающих студентов высших учебных заведений Донецка, наиболее рациональные предложения участников воплощаются в жизнь, победители получают призы.

Идет непрерывный процесс совершенствования продукции, выпуска товаров-новинок ввиду изменяющихся тенденций рынка. ЗАО «Геркулес» проводит маркетинговые исследования зарубежных рынков, так как планирует расширение рынков сбыта за счет выхода прежде всего на российский рынок, а в дальнейшей перспективе – на рынки других стран ближнего зарубежья.

ЗАО «Геркулес» использует многомарочную стратегию: выпускает продукцию под торговыми марками «Геркулес», «Добрыня» и «Глечик».

Большее количество сотрудников данного предприятия имеют высшее образование. Созданы благоприятные условия для труда работников и психологический климат.

На предприятии «Геркулес» применяются как экономические, так и административные методы мотивации персонала. Экономические методы осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников, они основаны на использовании экономического механизма. Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Она обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Устанавливая должностные оклады для служащих и тарифные ставки для рабочих, руководство предприятия определяет нормативную стоимость рабочей силы с учётом средних затрат труда при его нормальной продолжительности.

         Дополнительная заработная плата позволяет учесть сложность и квалификацию труда, совмещение профессий, сверхнормативную работу, социальные гарантии предприятия в случае беременности или обучения сотрудников. Вознаграждение определяет индивидуальный вклад работников в конечные результаты производства в конкретные периоды времени. Премия прямо связывает результаты труда каждого подразделения и работника с главным экономическим критерием предприятия – прибылью.

Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п.

Итак, можно  сделать вывод о том,   сфере финансов наблюдаются положительные эффекты, прибыль за отчетный год увеличилась и возросла стоимость основных фондов предприятия.

Управленческие органы и звенья обеспечивают эффективную деятельность фирмы. Система маркетинга проводит рекламные компании, позволяющие стимулировать сбыт продукции. На предприятии подобран квалифицированный персона, обеспечивающий высокие результаты деятельности. Высокая производительность обеспечивается современной технической базой и совершенным технологическим процессом. Продукция фирмы имеет высокий имидж и пользуется популярностью среди населения.

Таким образом, все рассмотренные элементы внутренней среды ЗАО Геркулес эффективно функционируют в условия конкурентной рыночной среды и выступают факторами успеха данного предприятия на рынке пищевых продуктов.