Каталог статей

Савкина О.В.

Эффективное управление рекреационными гостиницами Подмосковья

Подмосковье - один из самых богатых туристско-рекреационными ресурсами регион. В непосредственной близости от крупных городов находятся культурно-исторические и рекреационные объекты, разнообразные сервисные объекты, 20% всех туристических ресурсов всей страны. Такое расположение дает возможность использовать и развивать туризм в Подмосковье. Привлекательность современного Подмосковья для туристов зависит от уровня использования имеющегося потенциала.

  По официальным статистическим данным, в Подмосковье расположено 685 средств размещения, из них 161 (23%) гостиницы, мотели, кемпинги и 524 (77%) это пансионаты, санатории, дома отдыха, турбазы, детские лагеря и пр. Фактором, снижающим привлекательность подмосковных КСР является тот факт, что их основная масса (около 50%) построена в период с 1960 до 1980 года, 15% - до 1960 года, и только 17% спроектированы и построены в период с  1998 до 2004гг.[10]

Исследования показывают, что в Подмосковье формируется  особый для российского гостиничного хозяйства сегмент - рекреационные гостиницы. Ритм современной жизни, изменения её стиля, стимулируют потребность  в организации краткосрочного отдыха (на выходные, праздничные дни или сроком до 7 дней) сравнительно недалеко от обычного места проживания. Такая практика, например, распространена в Московском регионе, когда москвичи выезжают на отдых в подмосковные пансионаты и дома отдыха.[6]

Как правило, потребность в качественном отдыхе ставит потребителей перед нелегкой задачей определения приоритета, что важнее: хороший номер, хорошее питание, наличие курортной зоны, благоустроенной территории, широкий спектр дополнительных услуг высокого качества и т.д. или какой-либо комплекс из этих элементов. Можно сказать, что в отечественном гостиничном хозяйстве в силу известных исторических особенностей его развития сформировался особый сектор КСР, который развивался на основе совокупности пансионатов и баз отдыха. Как правило, они были построены в советские времена и находились в ведомственном или региональном подчинении, находились за городской чертой, они были наделены значительной территорией, а основной целью их деятельности была рекреация работников преимущественно конкретных предприятий и ведомств. За годы функционирования такие КСР накопили достаточно богатый опыт оказания дополнительных рекреационных услуг.[7]

Потребности современного человека в отдыхе и восстановлении, получение туристско-рекреационных услуг высокого качества заставляет владельцев таких гостиниц и дальше совершенствовать предоставляемые  ими услуги, особенно качество основных и дополнительных услуг, оптимизировать ассортимент дополнительных услуг.

Развитие данного сектора актуализируется в настоящее время, когда многие туристы выбирают гостиницу, которая специализируется на семейном отдыхе и максимально удобна для пребывания с детьми или в составе группы отдыхающих. Частично такие гостиницы способны заменить туристам услуги, которые они привыкли получать в рамках выездного туризма, в отелях  и гостиницах других стран. Данные отели имеют возможность предложить такие виды услуг, которые удовлетворят самому изысканному вкусу туриста.

По нашему мнению, такие коллективные средства размещения следует объединить в одну группу «рекреационных гостиниц» по основным признакам:

· Соответствие критериям отнесения КСР к категории «гостиница» в соответствии с ГОСТ Р 51185–2008;

· Наличие территории, обладающей природными рекреационными ресурсами или потенциалом, обустроенной для организованного перемещения гостей;

· Наличие служб или подразделений по оказанию рекреационных услуг;

· Круглогодичный режим функционирования;

· Комплексный подход к оказанию услуг с максимальным использованием туристско-рекреационных ресурсов.

  Современные туристы мобильны, требовательны к качеству и  способны оценить уровень предоставляемых им услуг. Высокий уровень проживания и качественное питание не являются основополагающими факторами, влияющими на выбор того или иного отеля для отдыха. Широкий ассортимент  дополнительных услуг является одним из важнейших критериев выбора отеля для проведения отдыха, не предполагающего дальний выезд за пределы обычного места проживания (далее 150 км). Потенциальные потребители  предпочитают покупать  путевку, которая гарантирует им потребление услуг и товаров, соответствующие их собственным представлениям и запросам об отдыхе и лечению.

Постояльцев рекреационных гостиниц интересует  насколько велики затраты времени на дорогу,  возможность не зависеть от общественного транспорта,  насколько высок уровень обслуживания и легкость бронирования, а также возможность познакомиться с культурно-историческим наследием региона. В рекреационных гостиницах отчетливо просматривается прямая зависимость от  природно-ландшафтного комплекса, состояния  экологии местности, памятников истории и культуры, наличие туристских услуг, уровень сервиса,  развитие экономики региона, близость к  мегаполисам Москве, Санкт-Петербургу, Нижнему Новгороду и другим.

На примере Московского региона хорошо видно, что наибольшей популярностью среди потребителей рекреационных услуг гостиниц пользуются средства коллективного размещения расположенные  в районе от 40 км до 60 км от МКАД. Структура  предложения по  удаленности от МКАД по количеству объектов представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Структура предложения по удаленности от МКАД (по количеству объектов)

Наглядно видно, что наибольшее предложение представлено в зоне от 40 до 60 км и до 20 км. К данным  территориям относятся 35% и 25% соответственно средств коллективного размещения. Такое распределение связано с тем фактором, что плотность застройки городских кварталов и пригорода снижается с удалением от крупных городов и промышленных центров, но в тоже время качество шоссейных дорог на более длительные расстояния не гарантируются. Протяженность федеральных трасс и качество дорожного покрытия совсем не находятся в прямой зависимости. Поэтому часто турист, планирующий отдых в ближайшем Подмосковье, заботится о том, по какой трассе придется передвигаться.[6]

 Наличие территории с лесным массивом или парком и возможность дышать чистым воздухом является одним из решающих фактором при выборе места отдыха для горожан. Возможность компенсировать нехватку чистого воздуха в городских условиях заставляет городских жителей выбираться «на природу». Выбрать то место, куда поехать, становится все сложнее, предложение поражает воображение. Часто решающим фактором при выборе может послужить хорошо представленная на сайте гостиницы развлекательная программа, подробное описание программ для детей. Большое значение для представления  услуг рекреационных гостиниц играет наличие фотогалереи. Гостинице, для которой основной задачей является реклама ее дополнительных услуг необходимо максимально ярко и широко представлять все виды услуг. Качество рекреационной услуги потребитель сможет оценить только после ее оказания, поэтому необходима такая организация показа, такая реклама всех оказываемых услуг, чтобы  туристы не сомневались в своем правильном выборе. Задача не из простых. Для ее реализации перед менеджментом рекреационных отелей ставится цель раскрыть возможности гостиницы. Обязательной особенностью рекреационной гостиницы является территория, как с искусственными аттракциями (аттракционы для детей, горки и другие устройства для катания на велосипедах, другие спортивные постройки с использованием естественного ландшафта, пруды, зарыбленные искусственно и т.д.), а также участки с неизмененной  растительностью, хвойные и лиственные леса, рощи, посадки, поля. Наличие больших территорий требует их эффективного использования, максимального привлечения природно-экологического потенциала на службу туристам.

 Очень важным моментом в деятельности гостиницы является работа по  восстановлению и сохранению природных ресурсов, так как для рекреационной гостиницы принято круглогодичное функционирование, времени для восстановления природных ресурсов остается меньше. Другим важным звеном в работе рекреационной гостиницы можно назвать наличие специализации, то есть, приверженность к оказанию дополнительных услуг по рекреации какого-то одного вида. Для примера можно рассмотреть те рекреационные гостиницы, которые имеют хорошую базу для занятий активными видами спорта. Такие гостиницы выбирает для отдыха тот сегмент потребителей, который испытывает потребность в занятиях спортом, катании на разного рода транспортных средствах, водный туризм, а также возможность посещения бассейна, спортивного  и тренажерного зала неоднократно за день, наличие в гостинице  банного подворья или сауны. Частыми гостями таких гостиниц бывают молодые  люди (семьи без детей), корпоративные  компании, и  др., кому необходимо получить  заряд бодрости за выходные дни. [3]

Другие задачи и другой подход к организации работы рекреационной гостиницы лежит в основе деятельности гостиницы, где специализацией является спокойный семейный отдых, прогулки по лесу в тишине, возможность получить медицинское обслуживание в области профилактики заболеваний.  В таких гостиницах в ассортименте представлены рекреационные услуги с использованием природного потенциала гостиницы, лесные участки и спокойный отдых, эти две составляющие являются решающими  при выборе гостиницы туристами среднего и старшего возраста, семейными парами не имеющих собственных дач.

Третья, самая крупная группа рекреационных гостиниц – это гостиницы, где имеются и природный потенциал, и возможность размещения с детьми и территорией для их занятости (площадки, горки, детские бассейны и т.д.), а также возможность получения рекреационных услуг и медицинских (массаж, сауна, баня, спортивные залы, бассейны и т.д.).  Гостиницы этой группы имеют большой номерной фонд,  большую обустроенную территорию, сайты таких рекреационных гостиниц всегда находятся в лидирующем положении и содержат много полезной информации для туриста.

Рекреационные гостиницы сегодня – одна из самых прогрессивных форм использования  туристско-рекреационного потенциала региона. В Подмосковье, где большое количество промышленных городов, где  высок процент занятого и работоспособного населения, существует устойчивая потребность в рекреации этого самого населения. Современные ритм жизни диктует новый формат отдыха – рекреация человека работающего необходима, и задача рекреационных гостиниц предоставить  максимальный выбор услуг потребителю.

Литература

1. ГОСТ Р 51185--98. Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования

2. ГОСТ Р 51185--2008. Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования

3. Комплексное обслуживание: теория и практика / Под ред. д.э.н., проф. Платоновой Н.А. М.: Собрание, 2011.

4.  Правила предоставления гостиничных услуг в РФ.

5.  Саак А.Э., Якименко М.В. Менеджмент в индустрии гостеприимства. СПб.: Питер-пресс, 2007.

6.  ООО «VescoConsulting»: Исследование рынка загородных отелей Подмосковья, 2004.

[сылка более недоступна} (дата обращения: 19.04.2011).

7.  Материалы сайта «Загородная.ру» «ZAGORODNAYA.RU». (дата обращения: 11.09.2011).

8.  Кусков А.С., Джаладян Ю.А. Туристский бизнес. Справочник-словарь. М.: Форум, 2008.

9. Нюренбергер Л.Б., Седова В.М. Проблемы формирования спроса на рекреационные услуги // Сборник ССК Новосибирского ГУЭиУ.

10.  Материалы сайта «RATA news» (дата обращения 20.09.2011г)