Каталог статей |
И.В. Щёголева Коммуникативный потенциал как система коммуникативных способностей будущих специалистов сферы туризмаОдним из условий, которое может обеспечить успешность выполнения функций среди профессий типа «человек-человек», являются развитые организаторские и коммуникативные способности. Этот вопрос становится особенно актуальным, когда речь идёт о подготовке специалистов для индустрии туризма.Развитые в процессе профессиональной подготовки коммуникативно важные качества становятся определяющими в вопросе востребованности и конкурентоспособности будущих специалистов сферы туризма, создают возможности для повышения качества и эффективности профессиональной деятельности. Сосредоточение внимания на проблеме формирования коммуникативных способностей будущих специалистов сферы туризма, объясняется результатами анализа теоретических исследований и практического опыта туристской деятельности. Данный анализ позволяет сделать следующие выводы: – коммуникативные способности и умение общаться являются наиболее значимыми качествами в системе профессионально важных качеств специалистов сферы туризма; – эффективность работы специалиста в индустрии туризма в значительной степени зависит от межличностных взаимоотношений; – коммуникативные затруднения являются наиболее частой из проблем, возникающих в процессе взаимодействия; – наибольшую неудовлетворённость как у туристов, так и у самих специалистов вызывают именно те стороны профессиональной деятельности, которые связаны с межличностным общением. Таким образом, подготовку к эффективному межличностному общению, к сотрудничеству и диалогу в процессе профессиональной деятельности, можно рассматривать как основное направление подготовки будущих специалистов для сферы туризма. Специфика
коммуникативных знаний, умений и навыков, а также формы и методы их развития
рассматривалась в трудах как отечественных, так и зарубежных исследователей. Так,
проблеме общения посвящены исследования А. Леонтьева, В Мудрика, В. Кан-Калика,
Ю. Емельянова. Вопросами формирования коммуникативных качеств занимались М.
Кобзев, Д. Романова, Н. Березовин. Коммуникативное развитие личности А. Бодалев
и – коммуникативный потенциал личности является динамической системой, которая формируется в реальных условиях совместной деятельности; – коммуникативные особенности характеризуют личность посредством её возможностей в совместной деятельности и определяют эффективность такой деятельности; – коммуникативные особенности выступают как внутренние резервы личности, которые обеспечивают её эффективность как в особых видах деятельности, так и в специфических ситуациях общения. Проблема участия личности во взаимодействии и общении изучается, также, посредством проявления её коммуникативных способностей. В данном контексте коммуникативный потенциал личности можно рассматривать как систему её коммуникативных способностей. К личностным характеристикам индивида, которые составляют его коммуникативный потенциал, относят также коммуникативные знания и навыки, своеобразие проявления которых в конкретной поведенческой ситуации будет зависеть от конкретного индивида, его типологических особенностей. Таким образом, можно выделить такие составляющие и характеристики коммуникативного потенциала личности (рис. 1):
Рис. 1. Составляющие и характеристики коммуникативного потенциала личности
Успешность проявления коммуникативного потенциала личности определяется: осознанием значения коммуникативной деятельности, коммуникативных знаний и умений в процессе коммуникации, осознанием собственных коммуникативных возможностей, а также систематическим пополнением знаний по теории и практике общения.
Литература: 1. Орбан-Лембрик Л.Е. Соціальна психологія особистості і спілкування. – К.: Либідь, 2004. – 576 с. 2. Ведомская Я.В. Формирование коммуникативной компетентности организаторов туристского досуга в культурно-образовательном пространстве вуза: Дис. канд. пед. наук: 13.00.05. СПб.:, 2006. – 194 с. |