Каталог статей |
Васенин Д.Н., Казакова А.А. Российская специфика развития индустрии туризма: проблемы управления и кадровой политики.В XXI веке туризм (гостиничное дело, ресторанный бизнес и анимационные услуги) стал уникальным явлением и феноменом столетия. Он прочно вошел в жизнь сотен миллионов людей. Эта высоколиквидная сфера хозяйственной деятельности является одной их самых популярных в среде предпринимателей [3, c. 15]. В «Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2015 года» указано, что целью развития отрасли «является формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышения занятости и уровня доходов населения» [2].Достижение поставленной цели будет затруднено без развития управления в сфере туризма и гостеприимства, а также повышения качества туристических и сопутствующих услуг. Кроме того, туристическая отрасль испытывает недостаток в квалифицированных руководителях, специалистах и исполнителях. Проблема кадрового состава в сфере туризма сегодня осознается на всех уровнях: от руководителей организаций до высшего уровня руководителей отрасли. Многие руководители предприятий туризма пытаются использовать опыт управления других отраслей экономики [5, c. 185]. Но для сферы туризма и гостеприимства характерны специфические черты, которые затрудняют применение управленческих технологий, успешно действующих в других отраслях: зависимость от моды, постоянная готовность к оказанию услуг, сезонность работы организации, круглосуточный режим работы, формирование паблисити, хорошая координация с организациями-партнерами, определяющая роль персонала; в организациях сервиса и туризма не применяются научные принципы и методы поиска и отбора персонала, но преобладает субъективизм руководителей при найме новых сотрудников; преобладание «тяжелой» версии кадрового менеджмента и недооценка современных мотивационных теорий; непрофильное образование, отсутствие значительного опыта работы в данной сфере, завышенное самомнение, отсутствие возможности для повышения квалификации; недооценка значения процедуры аттестации персонала или формализованный подход к ее проведению; подавляющее большинство организаций сферы туризма не имеют сформированной или достаточно развитой корпоративной культуры. В современной российской экономике проявляется значительное количество общемировых тенденций развития услуг туризма и гостеприимства. При этом отмечается наличие характерных черт развития сферы туризма и гостеприимства в России, обусловленных климатическими условиями жизни, обширной территорией, многообразием социальных, региональных и культурно-религиозных традиций, свойственных населению страны. Существуют специфические признаки услуг. К характерным особенностям оказания социально-культурных и туристических услуг относятся: изменчивость и непостоянство, невозможность складирования услуг, скорость предоставления, сезонность, коммуникативность, определяющая роль персонала при оказании услуг. Можно сформулировать специфические черты функционирования организаций сферы туризма и гостеприимства в России: большая зависимость деятельности организаций туризма от постоянно и быстро изменяющегося потребительского спроса и моды; состояние постоянной готовности к оказанию услуг; требование соблюдения стандартов обслуживания согласно нормативным документам и корпоративным правилам; сезонность; круглосуточный режим работы или преимущественно вечерний режим работы, присущий большинству предприятий отрасли за редким исключением. Организациям сферы туризма и гостеприимства в России следует уделять значительное внимание формированию благоприятного общественного мнения – паблисити; достижение хорошей координации с организациями-партнерами; наличию сбалансированной системы управления персоналом, т.к. персонал выполняет ведущую роль в процессе оказания услуг. Однако, не смотря на все эти проблемы, владельцы российских гостиниц в большинстве своем пока не готовы к внедрению внешнего управления. Сегодня российские управляющие компании в сфере туризма в большинстве своем либо сами являются собственником управляемых объектов, либо представляют собой дочернюю организацию собственника.[4, c. 150] В настоящее время кадры для туризма готовят более 300 высших и средних учебных заведений в стране. В системе высшего профессионального образования основная подготовка кадров для туристской индустрии реализуется в профильных университетах, академиях и институтах в рамках укрупненной группы «Сфера обслуживания» по двум специальностям «Социально-культурный сервис и туризм» и «Туризм», включающим более 10 специализаций. Одновременно подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием для сферы туризма реализуется в других непрофильных высших учебных учреждениях в рамках специализаций по направлениям подготовки в смежных областях профессиональной деятельности. В системе среднего профессионального образования подготовка кадров для сферы туризма формируется на основе образовательных программ базового и образовательных программ повышенного уровня для следующих видов деятельности: гостиничный сервис, общественное питание, сервис на транспорте (по видам транспорта), туризм. В системе начального профессионального образования непосредственная подготовка кадров для туристической индустрии не ведется. Однако подготовка кадров в рамках укрупненной группы профессий «Сфера обслуживания» (администратор, официант, бармен, повар, кондитер, бортпроводник, проводник на железнодорожном транспорте и другие) направлена, в том числе, и на комплектование сферы туризма квалифицированными работниками. Вместе с тем разрыв между потребностями отрасли и предложением со стороны образовательных учреждений остается весьма существенным. Главной проблемой является чрезмерная академичность профильного высшего образования при явном недостатке практических навыков и знаний и нехватка средних специальных учебных заведений, готовящих работников гостиниц. [1] В целом сектор подготовки кадров не вполне соответствует потребностям туристской индустрии, как в количественном, так и в качественном отношении. Существующие учебные программы не отвечают реальным нуждам секторов туризма ввиду их не ориентированности на практическую работу. В равной степени это касается учебников и учебных пособий, составляемых преподавателями, не имеющими практического опыта работы в индустрии. При огромной нехватке квалифицированных кадров для туристской индустрии выпускники профильных высших учебных заведений часто остаются невостребованными из-за отсутствия навыков и знаний по конкретным специализациям. Проблема качественного сервиса недостаточно эффективно решается не только в рамках подготовки работников гостиничного и туристского бизнеса, но и специалистов смежных отраслей, обслуживающих туристов. В настоящее время находится в стадии разработки новый образовательный стандарт «Туризм», рассчитанный на подготовку работников туристического бизнеса. Вместе с тем отсутствует образовательный стандарт «Гостиничный бизнес», в то время как наибольшую потребность в специалистах испытывают именно гостиничные предприятия. Отсутствует мониторинг потребностей учреждений гостиничного, туристского и сопутствующего бизнеса в специалистах различного профиля. При видимости большого количества учебной литературы по туризму качество подавляющего большинства учебных пособий не выдерживает критики. Отсутствие системы объективной рейтинговой оценки профильных учебных заведений дезориентирует молодежь при выборе учебного заведения. Сегодня существует большое количество курсов переподготовки и повышения квалификации специалистов в основном при учебных заведениях, однако эти курсы в большинстве своем не дают практических профессиональных знаний и навыков и носят формальный характер. Отсутствует система привлечения к преподаванию практиков индустрии туризма. Ситуация, сложившаяся в настоящее время на рынке образовательных услуг для сферы туризма, особенно в период подготовки к проведению Олимпиады в Сочи в 2014 году, требует принятия безотлагательных мер по ее качественному изменению. Таким образом, только повышенное внимание всех заинтересованных сторон – предприятий, государства и общества решению проблем управления бизнесом и вопросам формирования кадрового потенциала в туриндустрии способно содействовать более динамичному развитию отрасли, повышению качества туристских услуг и конкурентоспособности российских организаций сферы туризма. Литература: 1. [сылка более недоступна} - Официальный сайт Федерального агентства по туризму Российской Федерации 2. Приказ Федерального агентства по туризму от 06.05.2009 № 51 «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года» 3. Колова И.А., Мартов Н.К. Стратегические проблемы развития туризма в России / И.А. Колова - М.: «РИБ «Турист», 2007г. – 230 с. 4. Зубанова С.А. Прогулки по России. Лучшие места для отдыха и туризма / С.А. Зубанова - М.: «Феникс», 2007г. – 255 с. 5. Овчаров А.О. Туристический комплекс России: тенденции, риски, перспективы / А.О. Овчарова - М.: «Интфра-М», 2008г. – 280 с. |