Каталог статей

Cтафиевская М.В. Солодовников Д.В.

Профессиональные риски бухгалтера

Особое место в работе бухгалтера принадлежит соблюдению положений учетной политики, принятой в организации. Грамотная реализация учетной политики минимизирует профессиональные риски бухгалтера.

Учётная политика — совокупность способов ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности

Недостоверное ведение учета фактов хозяйственной жизни связано с нарушением как норм, установленных нормативными актами, регулирующими правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, и обусловлено неправильным применением действующих ПБУ а также не отражением в учете значимой информации.

Эффективность контрольной среды может повысить применение новейших технологических инструментов,  к примеру, внедрение системы электронного документооборота, которая обеспечивает формирование необходимых контрольных процедур, снижение трудозатрат по формированию отчетности. Внедрение системы электронного документооборота позволяет автоматизировать большинство критичных для компании бизнес-процессов. Программа документооборота предназна для регистрации, визирования, отслеживания состояния и хранения документов организации.

Электронный документооборот позволит создать простое описание для каждого вида документа, визирование и движение которого требуется регистрировать и отслеживать.

Для каждого документа создается карточка данного вида, к которой прикрепляется оригинал документа и фиксируется все действия с документом: визирование, перемещения документа, комментарии и действия с документом, что значительно упрощает работу бухгалтера.

Недостоверное ведение учета может быть связано с задачей уклонения от налогов, т.е. умышленным невыполнением законодательных норм и нормативных предписаний, а также умышленным отражением в регистрах бухгалтерского учета заведомо ложной информации, а также отступлением от принятой учетной политики.

Фактором недостоверности учета также часто выступает неверная интерпретация тех или иных установленных норм. Если возникают противоречия в документах ,то нередко создается тупиковая ситуация для бухгалтера. Особенно хотелось бы отметить риски снижения (несоответствия) профессиональных компетенций бухгалтера. Они связаны с оперативным отслеживанием изменений законодательства; усложнением всей системы законодательного регулирования гражданских и налоговых отношений; необходимостью постоянной актуализации специальных знаний.

Особое внимание следует акцентировать на таком риске бизнес-среды как налоговые риски. Налоговые риски определяются степенью соблюдения компанией законодательства по налогам и сборам, сложившейся практикой ведомственных разъяснений вопросов налогообложения и преобладанием фискальной составляющей в установлении и администрировании конкретных налогов над экономической целесообразностью, неоднозначным, а иногда противоречивым пониманием участниками налоговых правоотношений норм Налогового кодекса РФ.

Чтобы снизить налоговые риски, нужно правильно их оценить. Как выясняется, у иностранных и российских компаний принципиально разный подход к тому, что является для них основным налоговым риском. Если для западного бизнеса это неэффективное налогообложение, то есть риск переплаты налогов, то для российского, прежде всего, риск предъявления налоговых претензий. Причины столь различных подходов вполне понятны, однако это не означает, что российским компаниям не следует стремиться обращать внимание и на другие аспекты управления налоговыми рисками. Крупные компании в понятие «налоговый риск» включают в это понятие также риск неэффективности налогообложения, то есть риск переплаты налогов. Это отличие является ключевым, поскольку именно более широкое определение налогового риска создает необходимые стимулы для внедрения в компании полноценной системы внутреннего контроля, позволяющей не только предотвратить или снизить дополнительные доначисления налогов, но и достичь оптимального для конкретной компании уровня налогообложения.

Бухгалтер для минимизации рисков бизнес-среды должен не только обеспечивать реальное отражение фактов хозяйственной жизни компании, но и представлять руководству результаты факторного анализа, расчеты экономических результатов и возможных потерь с обоснованием выводов, базирующихся на достоверных показателях бухгалтерского учета.

Риски - это своего рода естественный отбор, отсеивающий компании, в чьей концепции развития имеются недочеты. Всех рисков учесть невозможно, однако их можно свести к минимуму.

В заключении следует отметить, что профессиональные риски бухгалтера становятся неотъемлемой частью его работы и, судя по всему, будут возрастать. Вместе с ними возрастает и степень ответственности бухгалтера перед хозяйствующим субъектом. Как следствие, имеется острая необходимость в четком разделении рисков между руководителем и бухгалтером. Такое разделение может быть произведено, исходя из должностных полномочий каждого в системе корпоративного управления.