главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

Рахманкулова С.А.

Оренбургский филиал НОАНО ВПО «Институт бизнеса и политики»

Представления о социальной успешности у разных групп населения

Конструирование Картины Мира и стратегия деятельности личности в этом мире определяет не только личностный, но и социальный прогресс. С категорией уровня притязаний, в которой находит выражение ценностное содержание и стратегическая линия жизни человека, теснейшим образом сопряжено и понимание личностью значения поступков и результатов своего труда.

Социальные представления - это сеть понятий, утверждений и объяснений, рождающихся в ходе межличностной коммуникации повседневной жизни. Представления являются той «клеточкой» психической жизни общественного субъекта, в которой полно и адекватно отражается его социальная жизнь (Moscovici S., 1976.). Являясь осмысленными знаниями в современном обществе, социальные представления могут быть названы «современной версией здравого смысла» (Андреева Г.М., 2000). Социальные представления включают в себя информацию, убеждения, мнения, образы, установки в отношении объекта представления. Эти составляющие, будучи организованными и структурированными, образуют определенный тип когнитивной системы.

Несмотря на то, что социальные представления призваны упрочивать психологическую стабильность социального субъекта, они находятся в постоянном движении. Общественные отношения, представленные в сознании человека, подвергаются постоянной субъективной модификации в зависимости от общей их структуры, уровня развития, эмоционального отражения. Социальные представления - инструмент не индивидуального, а именно группового социального познания, поскольку вырабатываются они на основе опыта, деятельности группы и апеллируют к почерпнутым в этом опыте, житейским соображениям (С.Московичи, 1992). Люди и группы конструируют стабильный и предсказуемый мир из набора различных феноменов, что предполагает наличие различий в содержании социальных представлений различных групп. В той или иной степени, все, что входит в поле социальной перцепции конкретного человека, не только селектируется и категоризируется, но и атрибутируется, т.е. налагается определенными ценностями и значениями. Таким образом, представления об успешном человеке, отражая ценностные ориентиры общества, в значительной степени детерминируют выбор основного направления самореализации и активность личности в обществе.

Социальные представления, у представителей разных групп, об одном и том же объекте, могут, в той или иной степени, расходиться. В этом смысле, представления о социальной успешности, могут помочь в определении тенденций социализации, которые становятся критериями целей и достижений определенной группы (Р.М.Шамионов, 2009).

Одна из функций социальных представлений состоит в репрезентации групповых норм, ценностей (Herzlich Cl., 1972). Несмотря на, что критерии социальной успешности категоризируются и селектируются социумом или группой, они являются конвециальными значениями, отражающими ценностные характеристики, связанные с деятельностью и самоотношением личности. Способствуя интерпретации событий, представления являются не только механизмом социального познания - они детерминируют коммуникации и поведение людей. В связи с этим, изучение представлений о социально-успешной личности, на наш взгляд, является актуальным.

Задачей данного исследования было выявление качеств социально-успешной личности в представлениях мужчин и женщин зрелого и юношеского возраста. В соответствии с задачей исследования нами были выдвинуты предположения:

представление о социальной успешности, являющееся отражением ценностного поля социума, у лиц зрелого и юношеского возраста, наряду со сходствами в центральных или «ядерных» качествах личности, могут иметь и различия, связанные с особенностями социализации и внутренним опытом испытуемых:

представления о социально-успешной личности мужчин и женщин, также, наряду со сходствами, могут иметь характерные черты, связанные с особенностями гендерной социализацией.

В исследовании приняло участие 120 человек, выборка равнопредставленная по полу и возрасту (группа средний возраст – 42 года и группа средний возраст 21 год), что позволяет проведение гендерного и сравнительного возрастного анализа. Все участники исследования являются городскими жителями, имеют законченное или незаконченное высшее образование.

Для изучения характеристик представления о социально-успешной личности использовался авторский опросник. Участникам исследования предлагается набор личностных качеств, которые объединены в 6 блоков (мотивационно-волевой; коммуникативный; эмоционально-поведенческий; интеллектуально-творческий; нравственный и самооценочный). На первом этапе исследования, участникам предлагается выбрать 12 наиболее важных качеств для социально-успешной личности, проранжировать их. На втором этапе исследования, на основании самооценочного анализа, участники отмечают в процентах, выражение данных качеств у них. Таким образом, мы получаем информацию о наиболее предпочитаемых характеристиках в представлении о социально-успешной личности и результаты самооценки участниками исследования данных качеств у себя.

По итогам эмпирического исследования установлены сходства:

- в представлении о социально-успешной личности в общей выборке, наиболее значимыми определены качества, относящиеся к интеллектуально-творческому, эмоционально-поведенческому и мотивационно-волевому и коммуникативному блокам.

Установлены различия на уровне значимости (критерий Манна-Уитни) среди возрастных групп:

- лица зрелого возраста, чаще, чем юноши, отдают предпочтение качествам, относящимся к нравственному блоку («порядочность», «ответственность» и «честность») (р<0,05);

- в самооценочном анализе взрослые склонны оценивать проявление нравственных качеств у себя гораздо выше, чем юноши (р<0,05);

- испытуемые зрелого возраста существенно выше оценивают «честность» и «оптимизм», в то время как участники юношеского возраста – «общительность» (р<0,05).

Анализируя полученные результаты по полу, было установлено:

- получены различия по выбору качеств, относящихся к нравственному блоку, среди женской и мужской выборками (р<0,05). Женщины значительно чаще, чем мужчины, выбирают качества нравственного характера. Но по уровню их самооценки значимых различий не выявлено;

- мужчины чаще выбирают такие качества как: активность, общительность, увлеченность делом, самоконтроль, уверенность и целеустремленность, а женщины – честность и порядочность (р<0,05); по самооценке проявления данных качеств значимых различий не установлено.

Так как представления о социально успешной личности, в значительной степени, детерминируют выбор основного направления самореализации и активность личности в обществе, подобные исследования, на наш взгляд, представляют интерес для психологов, педагогов и социальных работников в аспекте формирования социально успешной личности, ее самоактуализации. Результаты данного исследования могут быть включены в соответствующие разделы лекционных и практических курсов семейной, возрастной, педагогической, организационной психологии; психологии социального познания, конфликтологии и т.д.