Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Амигуд А.Д., Сухарев П.Н. О показателях рентабельности затрат в анализе экономической деятельности оптового торгового предприятияПеред финансовым аналитиком всегда стоит вопрос – какие из многочисленных показателей рентабельности и по какой методике целесообразно в первую очередь определять на данном конкретном предприятии в зависимости от цели и адресности проводимого анализа.Целью настоящей работы является анализ различных методик определения показателя рентабельности затрат на оптовом торговом предприятии. Определение рентабельности затрат – проблема, которая никогда не теряет актуальности, особенно в условиях кризиса. В общем виде показатель рентабельности затрат показывает, сколько прибыли получает предприятие в расчёте на гривну затраченных ресурсов на производство и реализацию продукции; в случае оптового торгового предприятия – на гривну затраченных ресурсов на закупку и реализацию товара. В отношении промышленных предприятий в литературе дискутируется вопрос, как определять уровень данного показателя: по произведенной или реализованной продукции. Ж. Ришар, Г. Савицкая считают, что следует сравнивать прибыль с реализованной продукцией, поскольку «потенциальная прибыль за продукцию, находящуюся на складе, не может быть учтена» [1],[2]. Соглашаясь с тем, что пока товар не реализован, мы не можем знать, каким будет итоговый финансовый результат, мы в то же время считаем, что коэффициент окупаемости затрат, рассчитанный как отношение реальной прибыли к затратам, приходящимся на реализованную продукцию, не отражает целесообразности как производства этой продукции (если речь идёт о производственном предприятии), так и её закупки в случае оптового торгового предприятия. Мы предлагаем, исключив из расчёта гипотетическую прибыль от ещё не реализованного товара, соотносить прибыль от реализованного товара к затратам на всю партию этого вида товара. Такой показатель, с нашей точки зрения, характеризует правильность стратегии менеджмента предприятия (соотношение объёмов производства или закупки товара с платежеспособным покупательским спросом), а при анализе вместе с показателем прибыли по отношению к затратам на реализованную продукцию может, особенно в случае оптового торгового предприятия, указывать на достаточную или недостаточную гибкость ценообразования. Особенно, с нашей точки зрения, целесообразен параллельный расчёт этих двух показателей по отдельным видам товара. В таблице 1 приведен расчет показателей рентабельности оптового торгового предприятия ООО «АМИГО» по четырем товарам двумя методами: с учетом только реализованного товара и с учетом всего закупленного товара (предприятие работает только на собственном капитале и не отпускает товар на реализацию с возможным возвратом):
Таблица 1 Расчет показателей рентабельности затрат предприятия ООО «АМИГО»
Мы видим, что в первых двух случаях рентабельность затрат, определённая традиционным способом по отношению к реализованному товару, выглядит достаточно высокой. В то же время низкий показатель рентабельности затрат, определённый по отношению ко всему закупленному товару, вызывает настороженность (если, конечно, это не товар, реализация которого запланирована частично на следующие периоды). В таких случаях (особенно в отношении товара 2) следует подумать о дефекте в работе отдела продаж или о необоснованно высокой торговой наценке. В отношении товара 3 показатели рентабельности затрат можно считать относительно удовлетворительными. В отношении товара 4 - по-видимому, в целом от партии товара следует ожидать убыточного результата; в дальнейшем от закупки этого товара следует воздержаться, а закупленный товар попытаться продать по себестоимости или ниже. Таким образом, мы считаем целесообразным определять для оптового торгового предприятия два показателя рентабельности затрат, соотнося прибыль как с затратами на реализованную продукцию, так и с затратами на всю партию товара. С нашей точки зрения, эти показатели могут оказаться полезными для принятия управленческих решений в отношении целесообразности закупок определённых видов товара.
Литература: 1. Ришар Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности. – М.: Аудит. ЮНИТИ, 1997. 2. Савицкая В. Г. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности: методологические аспекты. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 272с. 3. Родионова Е., Поддубный Д. Ничто не интересно, кроме цифр // Бизнес. – 2003. - № 21 (540). 4. Баканов М. И., Мелентьева В. В. Оценка качества прибыли торгового предприятия // Аудит и финансовый анализ. – 1999. - № 4. [электронный ресурс]: [сылка более недоступна}
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||