Каталог статей |
Добровольская О.П., Добровольский А.В. Анализ безопасности эколого-социально-экономических систем регионовСовременный уровень развития производительных сил в пределах регионов способствует усилению противоречия между степенью удовлетворения потребностей населения и природной состоятельностью в достижении необходимых темпов экономического роста. Следствием данного процесса является комплекс экологических проблем, решение которых возможно лишь на основе создания научно-обоснованной стратегии устойчивого развития, одним из направлений которого, выступает достижение экологической безопасности (ЭБ) регионального развития.Детальный анализ безопасности эколого-социально-экономических систем регионов подтверждает, что это свойство гарантировано, в ситуации, когда уровень дестабилизирующих факторов не превышает определенных регуляторных возможностей системы, а механизм управления находится в состоянии адекватном возможному целевому использованию необходимых ресурсов. В виду этого, экологическую безопасность следует рассматривать как состояние защищенности личности, общества, государства от неблагополучного влияния окружающей среды, обусловленного природными (биотическими и абиотическими) и антропогенными факторами. Помимо этого, ЭБ является составляющей национальной безопасности и предполагает определенное состояние производительных сил и нормативно-правовых отношений, способное обеспечить устойчивое воспроизводство природно-ресурсного потенциала, а также благоприятные экологические условия[1]. Анализ существующих подходов к исследованию экологической безопасности позволяет определить основные характеристики данной категории, а именно: - антропогенное происхождение, которое предполагает существование в эколого-социально-экономической системе региона определенного для человека свойства – безопасности и намерения социума иметь это благо на соответствующем уровне; - системность, ориентированную на существование в эколого-социально-экономической системе наряду с экологической безопасностью и других благ – разновидностей безопасности (социальной, экономической, демографической, военной, информационной); - продолжительность, которая предполагает способность эколого-социально-экономической системы поддерживать необходимый уровень безопасности определенного вида, используя для этого все необходимые ресурсы системы; - иерархичность, которая определяет структурированность системы на соответствующие подсистемы (компоненты). Эти компоненты формируются на основе взаимодействия различных видов подсистем – технологической, экологической, социальной, экономической; - структурную стойкость, которая способствует возникновению эколого-экономического ущерба окружающей природной среде, а также предупреждению экологических проблем, и как следствие – принятию мер по достижению качества окружающей среды; - масштаб распространения, характеризующий обстановку в локальной, региональной и глобальной территориальных подсистемах; - обязательное обеспечение природного равновесия и наличия экологических благ, как в пределах регионов, так и государства в целом; - управляемость. Эффективное управление экологической безопасностью эколого-социально-экономических систем требует, на наш взгляд, определенного методологического переосмысления так как, любая ее разновидность мало чего стоит в практическом смысле без системы управления, направленной на ее обеспечение. Обобщение концептуальных аспектов обеспечения экологической безопасности территории, позволяет выделить следующие ее виды [2]: - техногенную экологическую безопасность, предполагающую снижение риска загрязнений, вследствие деятельности промышленных предприятий; - безопасность, предупреждающую появление потенциально возможных чрезвычайных ситуаций, обусловленных антропогенной деятельностью; - безопасность возникновения чрезвычайных ситуаций природного происхождения, основанную на возникновении геофизических, геологических, гидрологических опасных явлений; - безопасность, возникающую в результате смены образа жизни человека. На наш взгляд, все вышеуказанные аспекты являются составляющим концепции управления экологической безопасностью региона, структурно-логическая модель которой представлена на рисунке 1. Достижение ЭБ региональных систем требует, на наш взгляд, использования системы методов, направленных на поддержание динамического равновесия и стабильности взаимодействия природной и общественной составляющих в пределах эколого-социально-экономических систем регионов и получивших достойное применение во многих государствах мира, среди которых: экологические (зеленые налоги), экологический менеджмент и аудит, а также экологическое лицензирование. В виду этого формирование региональной стратегии обеспечения ЭБ, должны обеспечить: решение экологических проблем, обусловленных нарушением ныне существующих норм природопользования; экологизацию производства и минимизацию ресурсопользования в соответствии с предельно-допустимыми нормами; гармонизацию экологических и демографических проблем. Для государств, которые находятся в процессе социально-экономических трансформаций, к числу которых относится и Украина, реализация основных
Рис. 1. Структурно-логическая модель управления экологической безопасностью региона
положений концепции экологической безопасности регионов выступает основной составляющей достижения национальной безопасности, а также обязательным условием реализации модели устойчивого развития – глобальной цели общественного развития. Литература 1. Закон України «Про охорону навколишнього природного середовища» від 25.06. 1991 р. №1264-ХІІ // Відомості Верховної Ради України. – 1991. –№ 41. – С. 546. 2. Захарова Н.Е. Экологическая безопасность в контексте устойчивого развития. // Экологические и социокультурные аспекты устойчивого развития. – Минск: АН Беларуси, 1997. – С. 63-68. |