Каталог статей |
Осыченко Г.С., Лукашова И.А. Введение электронных авиабилетовАктуальность. Появление электронных авиабилетов и их применение в хозяйственной деятельности заслуживают особого внимания. Введение электронных авиабилетов является вполне закономерным этапом развития гражданской авиации. Стремление авиакомпаний к уменьшению издержек заставило их изменить такой привычный, казалось бы, процесс, как оформление билета. Это касается авиакомпаний, которые являются членами ІАТА — Международной ассоциации воздушного транспорта. Именно эта коммерческая неправительственная организация, члены которой осуществляют более 90% всех международных авиаперевозок, и выступила инициатором введения электронных авиабилетов.Цель: определение необходимости использования электронного авиа билета; отображение его использования в учете. По подсчетам ІАТА, отказ авиакомпаний от оформления билетов на бумажном носителе позволяет сэкономить около 3 млрд долл. США в год. Но это только финансовая сторона вопроса. Кроме того, есть и другие выгоды: - экологический эффект — сохранение десятков тысяч гектаров леса; - электронный билет невозможно потерять, в то время как за утерю бумажного билета и выдачу его дубликата пассажир должен уплатить довольно крупный штраф; - в электронный билет можно легко вносить любые изменения; - электронный билет может быть приобретен для пассажира, находящегося в любой точке мира и при этом ему не нужно передавать бумажный бланк. - введение электронного билета значительно упрощает процедуру регистрации пассажиров на рейс. Конечно, применение электронной формы авиабилета возможно только при наличии соответствующей техники и подготовленного персонала как у перевозчиков и их агентов, так и в аэропортах. При этом на первый план выходит проблема защиты компьютерных баз данных и сетей от сбоев и несанкционированного доступа, которые являются, пожалуй, основными недостатками вводимой системы. Согласно разделу 3 Правил № 187 «электронный билет — электронный документ, который включает распечатку маршрута, электронные купоны и, в случае использования, документ для посадки» [3]. В этом же разделе содержатся определения электронного купона и распечатки маршрута. Так, электронным купоном является «часть электронного билета, которая используется для перевозки на соответствующем рейсе, или иной документ, заменяющий его, который хранится в базе данных автоматизированной системы бронирования перевозчика». А распечатка маршрута — это «документ (документы), который перевозчик выдает пассажиру, путешествующему по электронному билету, и в котором содержатся фамилия пассажира, информация о рейсе и уведомление» [3]. Документом для посадки является посадочный талон, выдаваемый пассажиру при регистрации. До введения электронных билетов после бронирования и оплаты перелета вся информация о пассажире, маршруте и стоимости перелета отражалась в билете, оформленном на бумажном носителе. В электронном варианте вся информация хранится в компьютерных базах данных авиакомпании (формируется электронный купон). Право пассажира на получение услуги перевозки подтверждается распечаткой маршрута, которая выдается покупателю билета авиакомпанией или ее агентом. Этот документ распечатывается, как правило, на обычном бумажном носителе. Посадка на самолет осуществляется на основании паспорта и номера авиабилета, который указан в распечатке маршрута. Доказательством осуществления перевозки является посадочный талон, который остается у пассажира после окончания полета. При посадке достаточно предъявить только паспорт и назвать номер билета. Но на практике возможны ситуации, когда распечатка маршрута будет совсем не лишней (приобретая электронный билет в офисе авиакомпании или у ее агента, пассажир может получить такую распечатку именно у них). Во-первых, при получении визы или прохождении паспортного контроля в некоторых странах требуют предъявить обратный билет. Именно в распечатке маршрута и содержится информация о нем. Во-вторых, в работе любой компьютерной системы возможны сбои. В таком случае наличие распечатки маршрута должно гарантировать получение транспортных услуг. В Положении № 187 также указано, что пассажир не имеет право на перелет, если он «не в состоянии подтвердить то, что электронный билет был надлежащим образом предоставлен» ему. Иными словами, полностью отказаться от бумажных носителей при совершении перелетов пока что не представляется возможным. В электронных системах расчетов и оформления билетов, которые применяют все члены ІАТА, используется английский язык. В распечатке билета есть вся необходимая для пассажира информация, в том числе и финансовая. Если билет забронирован через сайт перевозчика в Интернете и оплачен с помощью платежной карточки, то на электронный адрес покупателя должен прийти файл с подтверждением оформления билета. В этом случае рассматриваемый документ будущий пассажир распечатывает самостоятельно. Некоторые агентства по продаже авиабилетов распечатывают по собственной инициативе данные электронного билета на разработанном ими бланке. Однако при этом пассажир не получает каких-либо дополнительных гарантий или преимуществ. Авиакомпания не может рассматривать такой бланк как документ, обязывающий ее осуществить перевозку. Для авиакомпании имеет значение только наличие электронного купона в базе данных. Следовательно, применение самостоятельно изготовленного бланка влечет за собой только дополнительные расходы и смысла не имеет. Учетные службы многих предприятий столкнулись с весьма серьезными проблемами: на основании каких документов должны возмещаться затраты командированного лица на приобретение виртуального билета и что является основанием для учета таких затрат в валовых расходах. Общеизвестно, что состав и порядок возмещения расходов, связанных со служебными командировками, регулируется нормами Инструкции № 59. В ней отмечено, что за время пребывания в командировке за пределами Украины работнику возмещаются расходы «на проезд (включая предварительный заказ билетов, оплату аэропортовых сборов, перевозку багажа) как к месту командировки и обратно, так и по месту командировки» [2]. Указанные расходы возмещаются только «при наличии документов». Таким образом, определяющим моментом является наличие транспортного билета. За определением понятия «билет» обратимся к разделу 3 Правил № 187: «Билет — документ, имеющий название «Пассажирский билет и багажная квитанция», в том числе электронный билет, выданный перевозчиком (его агентом), который включает условия договора перевозки и уведомление, вместе с полетными и пассажирским купонами» [3]. Приведенное определение дает все основания считать транспортным билетом не только бумажный, но и электронный авиабилет. Электронный билет состоит из трех частей: электронного купона, существующего только в виде записи в базах данных, распечатки маршрута и посадочного талона. Доказательством существования самого электронного билета, является распечатка маршрута и посадочный талон (талоны), которые в бумажном виде и должны быть предоставлены командированным лицом. В распечатке маршрута содержится вся необходимая информация, подтверждающая факт осуществления хозяйственной операции (перевозки пассажира — командированного работника). Посадочные талоны свидетельствуют о получении транспортных услуг. Соответственно, никаких оснований для отказа в возмещении расходов на приобретение электронного авиабилета просто нет. Однако, в письме МФУ от 10.01.2008 г. № 31-18030-07-21/147 сделан вывод о том, что распечатка маршрута «не является документом, подтверждающим стоимость понесенных работником расходов на проезд, и потому не может быть основанием для возмещения таких расходов». В то же время МФУ не дает ответа на главный вопрос, что же является транспортным билетом в оригинале применительно к электронному авиабилету, и не учитывает при этом, что в данной ситуации ничто иное, кроме как распечатка маршрута и посадочный талон, подтверждением расходов быть не может. Согласно Закону об РРО3 проездные документы отнесены к разряду расчетных. К проездным документам относится и электронный авиабилет. Значит, и распечатка маршрута также может быть приравнена к расчетному документу, так как в ней указана и стоимость билета, и форма его оплаты. Во избежание конфликтных ситуаций с проверяющими предприятия, рекомендуется при оформлении командировок прилагать к авансовому отчету не только распечатку маршрута (вместе с посадочным талоном), но и отдельный расчетный документ. Как правило, он всегда оформляется при приобретении билета. В зависимости от формы расчетов это может быть чек РРО, кассовый ордер, чек платежной системы, выписка по карточному счету и т.д. Что касается налогового учета прибыли, согласно пп.5.4.8 ст.5 Закона о прибыли расходы командированных лиц на проезд могут быть включены в валовые расходы при наличии оригиналов транспортных билетов [2]. Соответственно, расходы на приобретение электронного билета, подтвержденные распечаткой маршрута и посадочным талоном, должны учитываться в составе валовых расходов. Расчетный документ тоже необходимо прилогать. Не стоит забывать, что в данном случае речь идет только о тех командировках, которые связаны с основной деятельностью плательщика налога. Использованная литература: 1. О налогообложении прибыли предприятий [Текст] : [Закон Украины: официальный текст: принят от 28.12.94 г. № 334/94-ВР] - К: Парламентское издательство, 1997.- 126с. 2. Инструкция о служебных командировках в пределах Украины и за границу [Текст] : [Инструкция, утвержденная приказом МФУ от 13.03.98 г. № 59] - [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http: // radagov.ua 3. Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа [Текст] : [ Правила, утвержденная приказом Государственной службы Украины по надзору за обеспечением безопасности авиации от 14.03.2006 г. № 187] - [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http: // radagov.ua
|