Каталог статей |
Гришина Юлия Владимировна Некоторые аспекты регулирования качества системы оперативного управления производством предприятияВ статье осуществлена попытка аргументированного обоснования понятия «качества оперативного управления», выделено три основных метода оценки качества систем оперативного управления производством и эффективности их функционирования, сделаны соответствующие выводы.Ключевые слова: качество, оперативное управление, управление производством предприятия. Значительный интерес в управлении современным предприятием представляют подсистемы оперативного управления производством, обусловленного единством задач оперативного ритмичного производственного процесса при рациональном использовании ресурсов по достижению поставленных целей в намеченные сроки. По мере углубления научных представлений о рациональной организации производственного процесса в пространстве и времени требует переосмысления состав компонентов (элементов) подсистемы оперативного управления, а также возможности повышения качества системы оперативного управления производством. За последние годы в нашей стране опубликовано достаточно много работ по проблемам повышения эффективности управления, представляющие большой теоретический и практический интерес. Существенный вклад внесли труды украинских и российских ученых, в частности, работы В.Н. Архангельского, В.Г. Афанасьева, Б. Бреева, П.Е. Беленького, Я.Г. Берсуцкого, В. Гончарова, С. Колпакова, Н.Н. Лепы, С. Пирогова, Н. Пилипенко, Л. Рыбаковского, И.Л. Сазонца, В.А. Ткаченко, Б.И. Холода, Д.М. Черванева и др. Система оперативного управления производственными процессами затрагивает не только многие стороны деятельности предприятия, от ее качественного состояния зависит в целом реализация конечной цели, стоящей перед предприятием. Поэтому оценка качества функционирования системы оперативного управления, как любой другой системы, является весьма важной и сложной задачей. При высоком качестве оперативного управления предприятие приносит высокую прибыль, за счет которой создается добавочная стоимость, накапливаются резервы. Данный процесс стабилен до тех пор, пока не происходит существенное неблагоприятное для деятельности предприятия изменение внутренних и внешних условий. При среднем качестве оперативного управления предприятие приносит прибыль, за счет которой создается добавленная стоимость. Данный процесс вне зависимости от качества стратегического управления происходит до тех пор, пока на деятельность предприятия не воздействуют неблагоприятные факторы внешней и внутренней среды. Таким образом, каждое предприятие должно уметь объективно оценивать качество оперативного управления. Для обеспечения жизнеспособности любого предприятия необходимо как можно быстрее достичь как минимум среднего качества оперативного управления, так как низкое качество оперативного управления не позволит предприятию успешно функционировать. Со становлением рыночных отношений сформировался новый взгляд на проблему эффективности работы предприятий, при котором на первый план выдвигается не столько эффективность производства, сколько эффективность функционирования предприятия в конкурентной среде. Для успешного функционирования предприятия в сложившейся ситуации требуется коренная перестройка системы управления производством предприятий, ибо всякое изменение в производственной системе закономерно требует соответствующих изменений и в системе управления данной организации. Если игнорировать эту закономерность, то неизбежно возникает диалектическое противоречие между характером развития управляемой и управляющей систем – будь то цеха, предприятия, объединения, отрасли. Это оборачивается значительными экономическими потерями. Основная задача совершенствования управления, повышения его качества и эффективности состоит в согласованности функционирования всех отраслей, предприятий, объединений, различного рода хозяйственных формирований и производственных звеньев. В свою очередь необходимость превращения экономики страны в единый народнохозяйственный механизм усиливает потребность в координации многообразных хозяйственных и управленческих связей, пронизывающих организационную структуру, требует принятия скоординированных решений на всех уровнях. Необходимость такого подхода к проблемам совершенствования управления усиливается еще и тем, что нашей действительности присущи нетипичные для развитых государств трудности, к которым можно отнести: - неспособность большинства уровней управления и отраслей народного хозяйства к освоению новшеств, требующих принципиально иных интеллектуальных и организационных усилий, радикального изменения структур и систем управления; - негативное взаимодействие накопившихся за многие годы проблем, затрудняющих принятие решений; - низкая профессиональная, квалификационная, территориальная и социальная мобильность работников. При этом отсутствие механизма принятия управленческих решений делает положение весьма критическим. Нынешние масштабы производства, сложность и динамичность современной техники и технологии, обновление организационных структур и расширение хозяйственных связей, лавинообразный рост объема работ по сбору и переработке информации, усиление значимости качественных показателей, ускорение процессов экономической интеграции – все это обуславливает возрастание требований к процессу организации управления, его качеству и эффективности. Отсюда следует: чем сложнее задачи развития и чем выше научно-технический уровень производства, тем более остро реагирует экономика на любые организационные неполадки и сбои в управлении. Поэтому качество систем управления, их гибкость и эффективность – на сегодняшний день вопрос крайне актуальный [2, с. 84-85, 87]. Известно, что в философском понятии качество – это совокупность свойств вещи, выражающих ее связь с другими вещами. Например, под качеством продукции мы понимаем степень удовлетворения данной вещью, данной потребительной стоимостью определенной потребности. Все товары должны обладать потребительной стоимостью, то есть объективными свойствами, делающими их способными удовлетворять те или иные общественные потребности. Качество изделия выражает меру, в какой оно способно удовлетворить эти потребности, то есть степень его полезности. Очевидно, что та или иная вещь может иметь качественную определенность в том случае, если мы укажем, какие требования мы предъявляем к ней. Качество выпускаемой продукции в каждом конкретном случае есть следствие влияния комплекса условий и факторов, определяющих возможности предприятия обеспечить именно данную совокупность свойств, измеряемых показателями производительности, работоспособности (надежности и долговечности), ремонтоспособности и т.д. Оценивая качество продукта, аналогично, оценивается и качество затрачиваемого труда [4]. Для того, чтобы дать обоснованное определение понятию «качество системы оперативного управления», необходимо измерить и оценить различные ее параметры. В этом случае можно перейти от поиска «узких мест» на основе опыта и интуиции к количественному анализу качества управления производством. Поэтому проблема количественной оценки и анализа качества функционирования системы оперативного управления производством является ключевой для организации целенаправленного воздействия на повышение эффективности управления производственными процессами дискретного характера. Понятие «качество системы оперативного управления производством» неразрывно связано с эффективностью ее функционирования. Об уровне качества системы оперативного управления можно говорить, если ее деятельность эффективна, то есть цели и задачи, которые стоят перед производством, достигаются полностью или с достаточной степенью полноты [3, с. 110-111]. Изучение методов оценки качества систем оперативного управления производством и эффективности их функционирования позволило выделить три подхода: 1) оценка влияния системы на ход производственного процесса; 2) оценка отдельных элементов (модулей) системы и ее функций с последующей их интеграцией; 3) комплексный подход, учитывающий положительные и отрицательные стороны первого и второго. Иногда используются системы оценки, характеризующие объект и условия управления в целом, на основе показателей эффективности производства, сокращение затрат на управление, общих показателей хозяйственной деятельности предприятия и т.д. Преимуществом такого подхода к оценке качества оперативного управления является учет конечных результатов деятельности предприятия. Но в то же время результаты работы предприятия зависят от результатов функционирования всех систем управления, а не только систем оперативного управления производством [4]. Комплексное рассмотрение вопросов оценки качества системы оперативного управления производством и процессов их создания (проектирования) позволяет считать, что целью оценки качества систем оперативного управления производством является определение степени соответствия фактического результата заданному в процессе создания системы для получения информации о ходе процесса и выработки соответствующего воздействия в системе управления. Поэтому целесообразно говорить не об управлении качеством систем оперативного управления производственными процессами, а об управлении процессом создания систем оперативного управления с заданным уровнем качества. То есть, при проектировании систем оперативного управления производственными процессами конечные результаты их функционирования, отдельных их элементов должны определяться стоящими перед ними целями. При этом методология оценки качества систем оперативного управления производственными процессами с позицией системного подхода определяется формулировкой цели функционирования системы [1, с. 39-40]. Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы: 1) методология оценки качества промышленной продукции, включая методы оценки, состав показателей, методы определения значений и порядок оценки разработаны и широко применяются на практике; 2) применительно к системам оперативного управления производством нормативно-методические документы, регламентирующие оценку их качества, тем более процессы их создания, требуют серьезной доработки; 3) известные попытки анализа оценки качества систем оперативного управления не полностью отвечают предъявленным требованиям. Они не в полной мере оценивают качество функционирования систем или замыкаются на отдельных ее функциях, чаще всего оперативно-производственного планирования, организации оперативного регулирования; 4) используемые показатели оценки качества не дают комплексной оценки функционирования системы оперативного управления с учетом ее внутренней структуры и сложности решаемых задач. Следует отметить, что основной особенностью функционирования большинства предприятий является трансформация управленческих процессов в условиях рынка, которая характеризуется сочетанием старых и новых методов хозяйствования, постоянным изменением действующего законодательства, регламентирующего экономические вопросы деятельности предприятий. Исследования показали, что для таких условий одним из наиболее важных аспектов стабилизации экономического положения предприятий является повышение качества оперативного управления производством. Литература: 1. Беленький П.Е. Повышение качества промышленного производства /П.Е. Беленький, Т.В. Ладникова, Р.М. Машталер. – Львов: Світ, 1990. – 166с. 2. Лепа Н.Н. Управление конкурентными преимуществами предприятия /ИЭП НАН Украины. – Донецк: ООО «Юго-Восток, Лтд», 2003. – 296с. 3. Холод Б.И., Ткаченко В.А., Сазонец И.Л. Практика совершенствова-ния оперативного управления. – Донецк: ИЭП НАН Украины, 1997. – 298с. 4. [сылка более недоступна} Тереханов А.К. Подсистемы стратегического и оперативного управления. |