Маркетинг (Кушнир И.В.)

Маркетинговые планы

Маркетинговые планы могут называться по-разному: «бизнес-план», «маркетинговый план», «операционный план».

Большинство из них рассчитаны на один год, реже – на несколько лет. Обычно компании составляют годовые, среднесрочные (2–5 лет), долгосрочные (5-15 лет) планы. Исходным является стратегический план.

Кто составляет планы?

  • Метод разработки «снизу вверх». Такие планы отличаются реалистичностью. Они продумываются самими исполнителями и опираются на оперативную информацию. Недостаток в том, что они могут не координироваться с планами других подразделений.
  • Метод разработки «сверху вниз». Такие планы могут быть более скоординированными и цельными в масштабах всего предприятия. Однако, будучи «спущенными» сверху, вызывают критическое отношение, как все, что навязывается человеку. Что не прибавляет энтузиазма исполнителям подобных планов.

    Эти два подхода сочетаются, если высшее руководство устанавливает лишь общие цели и направления, а исполнители разрабатывают планы реализации поставленных задач. Как правило, сроки и финансы, запрашиваемые «снизу», завышаются с учетом того, что «сверху» они все равно будут урезаны.

    Бизнес-план состоит из следующих блоков.

    1. Бизнес и его стратегия:

    • организация бизнеса, форм участия в нем, совета директоров, схемы управления и высокопрофессионального персонала;
    • цели бизнеса;
    • стратегия бизнеса (на какой стадии находится в настоящее время, какие стадии роста могут быть предсказаны на следующие 3–5 лет).

    2. Рынок:

    • анализ нужд потребителей; анализ конкурентов.

    3. Маркетинговая стратегия:

    • продукция;
    • месторасположение и каналы распределения;
    • цена.

    4. Производство и эксплуатация:

    • требования к местной инфраструктуре;
    • покупка (реконструкция) производственного предприятия;
    • физические капитальные вложения;
    • план производства и расчет выпуска продукции.

    5. Управление и процесс принятия решений:

    • схема организационной структуры управления;
    • описание функциональных обязанностей специалистов и совета директоров;
    • результаты и опыт работы специалистов.

    6. Финансы:

    • расчет себестоимости единицы продукции (услуг);
    • предположения о продажах;
    • предположения о накладных расходах;
    • предположения об источниках финансирования.

    7. Факторы риска:

    • политические риски;
    • конъюнктурные рыночные риски;
    • форс-мажорные обстоятельства;
    • финансовые риски.


    Басовский Л.Е. Маркетинг | Кушнир И.В. Маркетинг | Михалева Е.П. Маркетинг | Швайко И.Г. Маркетинг