Менеджмент (Дружинина З.Г.)

Азиатский стиль менеджмента

Возникновение азиатской модели менеджмента обусловлено спецификой стран Азии, пронизанной буддисткой философией и своеобразным мировоззрением.

В странах Азии использование западной модели было невозможно, из-за чего и возникла необходимость формирования своей специфической модели менеджмента. Такую модель назвали азиатской.

Характерные черты стиля:

  1. наличие межфирменных отношений, строящихся на доверии и взаимопонимании руководителей компаний;
  2. высокий уровень образования персонала, происходит постоянное обучение, повышение квалификации;
  3. доверие партнеров друг к другу;
  4. уверенность в успехе долгосрочных планов компании;
  5. понимание совместного вклада в развитие компании.

В основе азиатского менеджмента заложено создание дружных коллективов с использованием сочетания формальных факторов организации труда с неформальными. Отличие от американского стиля менеджмента – в способе проведения переговоров японскими бизнесменами, которые обсуждают все вопросы, постепенно приближаясь к самой сути вопроса. Цель – достигнуть взаимопонимания и доверия, а только потом переходить к решению деловых проблем.

В Японии и Южной Корее фирмы обеспечивают и доход людям, дают им возможность для саморазвития и самовыражения.

Японский менеджмент включает в себя такие признаки, как:

  1. утренняя зарядка для сотрудников фирмы;
  2. проведение рабочего времени в форменной одежде;
  3. использование метода консенсуса на совещаниях руководителей, которые заканчиваются принятием решений;
  4. обязательное награждение за успехи в труде;
  5. функционирование «кружков качества», в которые входят рабочие, менеджеры и руководители компаний;
  6. наличие общей столовой и для руководителей и рабочих;
  7. большое значение стажа работы сотрудника на фирме для назначения заработной платы и продвижении по службе;
  8. пожизненное принятие на работу;
  9. практика поставок точно в срок, которая дает возможность избавиться от громоздких складских помещений и позволяет достичь высокого уровня дисциплины персонала фирмы;
  10. сведение перерывов в работе к минимуму;
  11. предоставление пенсионного пособия всем членам семьи рабочего после выхода его на пенсию.

Особенности организации производства и сбыта продукции в Японии. Большую роль играют торговые дома, например «Сого Шоша». К середине 1990-х гг. на их долю приходилось свыше 40 % японского экспорта, а импорта – около 70 %.

В 1990-х гг. германская компания «Порше», оказавшись на грани разорения, обратилась за помощью к японским коллегам. За 3 года в результате нововведений исчезло несколько подсобных помещений, территория завода сократилась на 30 %.



Дорофеева Л.И. Менеджмент | Дружинина З.Г. Менеджмент | Замедлина Е.А. Основы менеджмента | Михалева Е.П. Менеджмент