Ценообразование (Кушнир И.В.)

Стратегии и тактики ценообразования

Различают стратегическое, тактическое и оперативное планирование политики ценообразования.

Стратегическое планирование направлено на регулирование деятельности фирмы и поддержание конкурентоспособности производимых товаров в соответствии с целями и задачами общей стратегии фирмы.

Стратегическое планирование представляет собой процесс разработки ценовых стратегий на долгосрочный период. Оно предполагает трехуровневый экономический анализ – на уровне экономики в целом, на уровне отрасли и на уровне предприятия, фирмы, что позволяет руководству правильно ориентироваться в рыночной конъюнктуре.

Тактическое планирование включает в себя мероприятия краткосрочного или разового характера и направлено на деформации в деятельности производственных подразделений, возникающих вследствие изменения цен на рынке, ошибок управленческого персонала и т. д.

Планирование включает в себя:

  • сбор информации о конкурентах, рынке, товарах, ценовой политике конкурентов и т. д.;
  • оценку издержек производства и сбыта;
  • определение сегментов рынка;
  • определение потенциальных покупателей;
  • определение потенциальных конкурентов;
  • финансовый анализ;
  • проведение сегментного анализа рынка;
  • оценку влияния степени государственного регулирования;
  • анализ конкуренции;
  • разработку возможных стратегий;
  • анализ стратегической политики;
  • выбор конкретной ценовой стратегии.

Оперативное планирование – быстрое реагирование на все изменения, происходящие как во внутренней, так и во внешней среде фирмы.

Основные ценовые тактики являются следующие:

  • классические ценовые стратегии;
  • ценовые стратегии новых участников рынка;
  • ценовые стратегии «старожилов» рынка;
  • стратегия цены проникновения на рынок;
  • предоставление функциональных скидок участникам каналов сбыта;
  • установление цены на уровне цен конкурентов;
  • установление высоких цен на инновационные продукты;
  • стратегия выбора комбинаций между ценой и качеством товара;
  • использование единой линии цен, предусматривающей одновременную продажу на одной торговой площади различных товаров по одной определенной цене в течение короткого промежутка времени;
  • организация межсезонных распродаж, ярмарок и т. д.


Кушнир И.В. Ценообразование | Якорева А.С. Ценообразование