Экономическая теория (Лобачева Е.Н.)

Равновесная цена конкурентного рынка

Установление равновесной цены конкурентного рынка происходит под влиянием особенностей изменения как спроса, так и предложения. Цена всегда представлена в денежном выражении и является своеобразным компромиссом покупателей и производителей товаров, установившимся в результате конкуренции. Равновесная цена означает, что по данному товару на рынке нет ни излишка, ни дефицита: они нивелированы установившимся уровнем денежного (ценового) эквивалента, который «примирил» экономические интересы всех конкурирующих сил. Иначе говоря, равновесная цена устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое хотят приобрести покупатели, соответствует тому их количеству, которое производители и продавцы предлагают на рынке. Ситуация равновесия спроса и предложения показана на рис. 5.3.

Здесь равновесная цена — это точка пересечения кривых спроса и предложения (Е). Она соответствует определенному уровню цены (Ре), отмеченной на оси ординат, по которой продается определенное количество товаров (Qe), отмеченное на оси абсцисс. Как показано на рисунке, любой излишек товара на рынке (выше точки Е) оказывает «понижающее» давление на его равновесную цену. И наоборот, наличие дефицита (ниже точки Е) будет оказывать «повышающее» давление на цену недостающего товара до тех пор, пока не установится равновесная цена.

Рыночное равновесие на любом конкурентном рынке может иметь место лишь относительно некоторого фиксированного момента времени, например в течение дня, недели, месяца и т.д. В каждый последующий момент равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной цены. Однако данное равновесие всегда остается таким состоянием конкурентного рынка, при котором Qd = Qs. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение рыночные силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит, когда Qd > Qs, или излишек товарного предложения, когда Qd < Qs. Уравновешивающая функция цены стимулирует рост предложения при дефиците и сдерживает предложение, разгружая рынок при избытке товаров.



Васильева Е.В. Экономическая теория | Душенькина Е.А. Экономическая теория