Муниципальное право (Кушнир И.В.)

Иные формы участия населения в осуществлении городского самоуправления

К иным формам участия населения в осуществлении городского самоуправления относятся:

  1. народная правотворческая инициатива;
  2. митинги, демонстрации;
  3. опросы населения;
  4. обращения и петиции граждан;
  5. участие жителей в работе органов городского самоуправления и получение информации о работе этих органов;
  6. участие и осуществление судебной власти;
  7. другие, не запрещенные действующим законодательством формы.

К формам непосредственной демократии согласно ст. 3 Конституции РФ относятся референдумы, в том числе и местные референдумы. Например, жители Москвы, обладающие избирательным правом, осуществляют гражданскую инициативу путем внесения в Городскую думу петиций с предложениями о принятии законодательных актов города, отмене или изменении ранее принятых правовых актов города, в том числе о проведении городского референдума, за подписью не менее 10 тыс. граждан.

Инициативная группа в составе не менее 50 человек регистрирует гражданскую инициативу о внесении петиции в повестку заседаний Думы и получает официальный образец подписного листа.

Правом местной нормотворческой инициативы наделяются инициативные группы жителей города, обладающих избирательным правом. Порядок и процедура сбора подписей под народной инициативой регулируются в соответствии с областным законодательством о выборах в части порядка и процедуры сбора подписей при петиционном порядке выдвижения кандидатов. Число подписей, необходимых для внесения народной инициативы, устанавливается в количестве не менее 1% от числа избирателей, принявших участие в последних по времени выборах. Проекты правовых актов нормативного характера, внесенные в органы городского самоуправления в порядке народной инициативы, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей групп граждан, а в результате их рассмотрения – официальному опубликованию (обнародованию).

Жители города имеют право в установленном законодательством порядке проводить митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Содержание резолюций митингов, демонстраций, шествий и пикетирований имеет консультативное или рекомендательное значение.

В целях изучения общественного мнения при подготовке важных решений, затрагивающих интересы населения города, органы городского самоуправления вправе проводить опросы жителей. Результаты опросов носят также консультативный или рекомендательный характер.

Наряду с данными формами участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении самоуправления в иных формах, не противоречащих действующему законодательству (например, осуществление судебной власти в форме народных и присяжных заседателей).



Каковкина Е.Н. Муниципальное право | Кушнир И.В. Муниципальное право