Каталог статей

Баранов В.В., Соколов С.Н.

Формирование механизма инвестирования средств в развитие персонала генподрядной организацией

Основу интеллектуальных ресурсов генподрядной организации составляет ее персонал. Решение задачи развития персонала предполагает инвестирование средств в программы обучения, создание систем управления знаниями и т.д. Возникающие при этом инвестиционные затраты являются для генподрядной организации экономически целесообразными, т.к., переходя в новую макроэкономическую систему – экономику знаний, организация сталкиваются с необходимостью создания новых устойчивых конкурентных преимуществ [2].

Таким образом, в структуре инвестиционных программ генподрядной организации появляются особые виды инвестиционных проектов, Эти проекты направленных на формирование интеллектуальных ресурсов, необходимых для решения постоянно усложняющихся задач в сфере генподрядной деятельности, а также на повышение качества уже имеющихся у организации интеллектуальных ресурсов. В этой связи возникает задача оценки инвестиционных проектов, появляющихся у генподрядной организации в рамках развития ее персонала [3,4]. Специфика проектов, связанных с формированием интеллектуальных ресурсов генподрядной организации (экстенсивное направление инвестиционной деятельности) и повышения качества этих ресурсов (интенсивное направление инвестиционной деятельности), предполагает кроме определения экономического эффекта определение и других составляющих эффективности, в частности, расчет социального эффекта.

В структуре инвестиционных расходов проектов, реализуемых в сфере развития интеллектуального ресурса генподрядной организации, целесообразно выделять прямые и косвенные инвестиции. Прямые инвестиции будут включать в себя расходы на профессиональную подготовку и переподготовку персонала; планирование и мотивацию карьерного роста персонала; создание условий выполнения творческих задач, для решения которых необходимо приобретение специализированной литературы, изучение опыта реализации других инвестиционно-строительных проектов и т.д.; консультационные услуги, оказываемые другими структурами и связанные с получением персоналом генподрядной организации дополнительных узкоспециальных знаний.

На макроэкономическом уровне прямые инвестиции будут определяться расходами государства на образование, что повышает уровень знаний человека, тем самым, увеличивая качество интеллектуального ресурса общества [1]. Это положительно влияет на рынок трудовых и ресурсов. Поэтому у генподрядной организации появляется возможность привлечения специалистов более высокой квалификации. Косвенные инвестиции, как на уровне генподрядной организации, так и государства в целом охватывают такие элементы, как расходы на медицинское страхование, создание информационных технологий и т.д.

Одной из важнейших составляющих инвестиционных затрат генподрядной организации, осуществляемых в ходе реализации проектов по формированию, использованию и развитию интеллектуальных ресурсов являются расходы на обучение персонала. В первую очередь это касается специалистов, занятых реализацией оригинальных инвестиционно-строительных проектов, т.к. эти специалисты, чтобы обеспечить устойчивые конкурентные преимущества генподрядной организации вынуждены постоянно совершенствовать свои знания, адаптируясь к интенсивному развитию рынка генподрядных услуг.

Инвестиции, осуществляемые генподрядной организацией в планирование и мотивацию карьеры, позволяют достичь баланса между интересами организации и конкретного сотрудника. Эти инвестиции связаны со стимулированием получения сотрудником новых знаний, использование которых может способствовать продвижению сотрудника по иерархической лестнице в системе управления генподрядной организацией. Таким образом, эта составляющая инвестиционных расходов, осуществляемых в ходе реализации проектов по формированию, использованию и развитию интеллектуальных ресурсов, способствует развитию интеллектуального потенциала различных категорий сотрудников генподрядной организации, а в конечном итоге и реализации стратегических целей ее деятельности. Это связано с тем, что приход креативных сотрудников на ключевые управленческие должности всегда сопряжен со стремлением этой категории персонала организации добиться более высоких результатов деятельности.

Инвестиции в проект по формированию, использованию и развитию интеллектуальных ресурсов генподрядной организации, осуществляемые в рамках решения различными категориями персонала творческих задач, способствуют повышению интеллектуального потенциала сотрудников, т.к. в процессе решения подобных задач персонал приобретает опыт деятельности в нестандартных ситуациях. Этот опыт, трансформируясь в корпоративные знания, создает генподрядной организации дополнительные конкурентные преимущества. Такие преимущества могут состоять в формировании в организации уникальной системы управления знаниями, которая в свою очередь выступает как весомый инфраструктурный актив в структуре неидентифицируемых нематериальных активов генподрядной организации. Стоимость этого актива оценить весьма сложно, но он существенным образом влияет и на деловую репутацию генподрядной организации и на ее рыночную стоимость.

Литература

1. Армстронг М. Управление человеческими ресурсами / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2004. – 720 с.

2. Багов В.П., Селезнев Е.Н., Ступаков В.С. Управление интеллектуальным капиталом: Учеб. пособие. М.: ИД «Камерон», 2006. – 248 с.

3. Лукичёва Л.И. Управление интеллектуальным капиталом: учеб. пособие / – 2-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2009. – 551 с.

4. Стюарт Томас А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций / Пер. с англ. М.: Поколение, 2007. – 368 с.