главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

Занина А.А.

Донецкий национальный университет, Украина

Влияние протестантизма на экономическую и политическую культуру североамериканцев

Пуритане (кальвинисты), давшие начало Северным колониям, заложили основы американской цивилизации. М. Вебер писал, что мирская аскеза протестантизма отвергала непосредственное наслаждение богатством и стремилась сократить потребление, особенно когда оно превращалось в излишества. Вместе с тем она освобождала приобретательство от психологического гнета традиционалистской этики, разрывала оковы, ограничивавшие стремление к наживе, превращая его не только в законное, но и угодное Богу занятие. Борясь за производительность частнохозяйственного богатства, аскеза выступала против стремления к богатству как самоцели. В богатстве как результате профессиональной деятельности она видела Божье благословение. Повсюду, где утверждалось пуританское мироощущение, оно способствовало установлению буржуазного, рационального с экономической точки зрения образа жизни. Пуританизм стал у колыбели современного «экономического человека». В обладании милостью Божьей и Божьим благословением буржуазный предприниматель мог и даже обязан был соблюдать свои деловые интересы. Более того, религиозная аскеза предоставляла в его распоряжение трезвых, добросовестных, чрезвычайно трудолюбивых рабочих, рассматривавших свою деятельность как угодную Богу цель жизни. Аскеза создавала и спокойную уверенность в том, что неравное распределение земных благ, также как и предназначение к спасению лишь немногих – дело божественного провидения. Аскетическая литература исходит из представления, что добросовестная работа, даже по низкой её оплате, выполняемая теми, кому жизнь не предоставила иных возможностей, является делом, чрезвычайно угодным Богу. Аскеза также объявила «призванием» стремление приобретателя к наживе. Устремленность к тому, чтобы обрести спасение в загробной жизни посредством выполнения своих профессиональных обязанностей в качестве своего призвания способствовала увеличению производительности труда.

Целью статьи является социально-философское исследование развития протестантизма и определение его влияния на экономическую и политическую культуру североамериканцев.

Основу пуританской этики составляет идея призвания. Именно она служила в качестве субъективной предпосылки развития индивидуалистического и предпринимательского характера. Идея призвания содействовала формированию таких буржуазных черт, как индивидуализм, бережливость, упорный труд и т. д. Постепенно формировался идеал экономического человека, который открыто провозглашал принцип, согласно которому «жить в обществе – значит участвовать в рыночных отношениях и добиваться материальной выгоды». Такой подход резко контрастировал с традиционным отношением к экономической жизни, которое предписывало взаимность и перераспределение материальных благ в рамках общины. В отличие от прежнего взгляда, рассматривавшего конкуренцию в смысле приобретения одним человеком за счет другого как нарушение традиционной социальной этики, теперь отдельный индивид признавался в качестве самостоятельной экономической единицы, а его подчинение коммунальным интересам отодвигалось на второй план. Идея моральной автономии экономической жизни четко проявилась в аргументах в защиту свободной торговли как самого эффективного средства служения общественному благу, отождествляемого с экономическим ростом. В глазах жителей колоний собственность стала неотчуждаемым естественным правом человека, которой он обязан своим существованием. Потеряв собственность, человек теряет и свободу, и поэтому справедлива лишь та форма власти, которая в наибольшей степени обеспечивает безопасность собственности отдельного индивида. Центральным институтом экономической системы становится рынок, а её главными принципами – индивидуализм, свободная конкуренция и свободное предпринимательство. Такая экономическая система содействовала утверждению самостоятельности и независимости индивида, изобретательности его ума, изворотливости, упорству в достижении цели и в то же время формированию грубого практицизма и расчетливости, духа авантюризма. В глазах пуритан предназначение Америки было неотделимо от задачи построения общества. То, что пуритане стремились «очистить» в английской церкви, относилось не к её вероучению, а к её светской политике, не к её догматике, а к её практике.

Появление на протяжении ХVІІ века огромного числа конгрегационалистских общин на территории Европы было связано с пересмотром взглядов на существующие общественные порядки и их соответствие с библейскими нормами. Возникшие секты не признавались официальной церковью и вели с ней непримиримую борьбу. Разгорелась ожесточенная борьба, назревала необходимость эмиграции протестантских сект в силу их стремления создать новое общество, которое руководствовалось бы законами божьими. Такой возможностью стала колонизация сектами Северной Америки. Отсутствие четкого государственного контроля на новых землях повлияло на интенсивное развитие протестантской этики и её основополагающего влияния на появление новых общественных порядков.

Таким образом, протестантизм повлиял на экономико-политическую культуру североамериканцев в следующих аспектах: а) развитие хозяйственной и экономической деятельности возникшего государства (строгая дисциплина и специальный отбор способствовали экономическим и политическим успехам молодого государства); б) наследие пуританизма, которое заключалось в уважении к личности и достоинству человека, в признании несомненного примата разума, в приверженности принципам, а не конкретным личностям; в) культуру отношения к правам и свободам личности; г) возникновение и деятельность целого ряда свободных церквей в Европе и американского движения святости.