Каталог статей |
Тарелко Н.А. Совершенствование системы работы с поставщиками на предприятииЭффективность закупок во многом зависит от правильного выбора источников поступления и поставщиков, поэтому коммерческим службам предприятия следует уделить этому вопросу много внимания. Здесь актуальным становится систематическое выявление и изучение источников закупки и поставщиков товара, а также совершенствование организации хозяйственных связей с поставщиками.Оценка эффективности хозяйственных связей характеризует результативность управления коммерческой работой организации. Эффективность хозяйственных связей выражается в закупках товаров у изготовителей по более низким ценам за счет сокращения числа посредников, участвующих в торговом обороте, а, следовательно, уменьшения величины торговых надбавок, устанавливаемых каждым посредником. Процесс закупки продукции на предприятии включает следующие этапы: - планирование работ по закупкам продукции; -формирование требований к закупаемой продукции и оформление документов на закупку; - закупка продукции; -оперативное информирование специалистов предприятия, руководителей структурных подразделений и главных специалистов о поступивших материалах на ЦМС и склад сырья; - проверка закупленной продукции на соответствие договорным условиям и требованиям ТНПА; -оценка и выбор поставщиков. Облегчить эту работу позволит внедрение электронной системы работы с поставщиками. Рассмотрим данный процесс на примере предприятия ЧУП «Елизово-сервис», которое занимается заготовкой и подготовкой стеклобоя для производства стеклотары. На предприятии целесообразно ввести работу по выбору поставщиков в двух направлениях: с основными поставщиками (группа А) и поставщиками по единичным договорам (группа В). Группа А - это поставщики сырья, материалов и комплектующих, оборудование, которых эксплуатируется на предприятии. Группа В представляет собой перечень поставщиков вспомогательных материалов. Перечень группы А и группы В, формируемый специалистами отдела сбыта в электронном виде, согласовывается с заместителем генерального директора по обеспечению, утверждается техническим директором. Приоритет необходимо отдавать работе с поставщиками группы А. Выбор поставщика производит начальник отдела сбыта по согласованию с заместителем генерального директора по обеспечению на основании сведений о: поставщиках, с которыми ПТ ЧУП «Елизово-сервис» работает на протяжении более 2 лет и включенных в электронную картотеку поставщиков; потенциальных поставщиках, представленных в рекламных проспектах, справочниках и рекламно-информационных изданиях. По каждому наименованию закупаемой продукции предприятия необходимо использовать систему нескольких поставщиков (не менее 2-х ). При наличии одного поставщика необходим поиска другого поставщика как для группы А, так и для группы В. Начальник отдела сбыта по согласованию с заместителем директора направляет в адрес предприятий, включенных в перечень возможных поставщиков, запрос о возможности поставки сырья, материалов и комплектующих. При получении от поставщика информации о возможности поставки начальник ОС проводит анализ этой информации, уточняет при необходимости технические характеристики, условия: поставки и оплаты, нормы установленных поставок и другие аспекты, необходимые для оценки поставщика и информирует заместителя генерального директора по обеспечению. Оценку поставщиков осуществляет начальник отдела сбыта по итогам работы за каждое полугодие и год, делает вывод о возможности сотрудничества на основании средней оценки. Оценка включает 5-ти бальную систему. -«1 балл» присваивается поставщику, требующему 100% предоплату и при этом постоянно срывающему сроки поставок, и имеются случаи поставок продукции несоответствующей требованиям, цена поставляемой продукции не удовлетворяет предприятие; -«2 балла» - поставщику, требующему 100% предоплату, имеются случаи поставок продукции несоответствующей требованиям, дополнительные затраты при таможенном декларировании цена поставляемой продукции не удовлетворяет предприятие; -«3 балла» - имеются случаи поставок продукции, несоответствующей требованиям предприятия, цена поставляемой продукции не удовлетворяет предприятие; -«4 балла» - цена поставляемой продукции не удовлетворяет предприятие; -«5 балла» - присваивается поставщику, конструктивно решающего вопросы поставок в течение года. При оценке поставщика по итогам года: -с поставщиками, получившими 1 или 2 балла, работа прекращается; -3 балла - возможность дальнейшего сотрудничества выносится на обсуждение генерального директора, заместителя генерального директора по обеспечению, технического директора; с поставщиками; -с поставщиками, имеющими 4 или 5 баллов продлеваются договорные отношения. Таким образом, стратегия выбора поставщика предполагает анализ альтернативных вариантов сотрудничества на базе выработки основных показателей оценки деятельности поставщика. |