Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Секербаева Г.Б. Развитие банковского дела в КазахстанеБанки являются наиболее важными финансовыми институтами в рыночной экономике. Банковская система, мобилизуя временно свободные денежные средства, превращает их в функционирующий капитал, производящий прибыль, увеличивая тем самым реальное богатство страны. Поэтому эффективность функционирования капитала является решающим фактором экономического роста и повышения уровня жизни. Коммерческие банки являются многофункциональными учреждениями, оперирующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Они выполняют большинство финансовых операций и услуг, известных в практике предпринимательства.С развитием банковского дела в Казахстане все более актуальной становится проблема межбанковской конкуренции. Для того чтобы выстоять в конкурентной борьбе, применяют конкретные меры чтобы завоевать и упрочить свои позиции. Традиционно среди методов конкуренции принято выделять ценовые и неценовые, причем в современных условиях последние повсеместно вдвигаются на первый план. Факторами неценовой конкуренции являются качество оказываемых банковских услуг, их ассортимент, уровень обслуживания, реклама и стимулирования сбыта, а также организационные и управленческие факторы. «Менеджмент (управление, заведывание, организация) определяется как управление предприятием (фирмой) в условиях рыночной экономики, направленное на выбор оптимального способа получения наивысших экономических результатов». При этом выделяются следующие принципы и элементы сущности менеджмента. К принципам менеджмента относятся: 1. Ясная и четкая стратегия фирмы и свобода поиска в ее границах; 2. Создание системы сбора специализированной информации, внешних связей, обмена персоналом, активный поиск новых идей; 3. Создание системы оценки и реализации новых идей; 4. Интеграция личных интересов и целей поисков. Сущность менеджмента выражается через: 1. Определение целей и задач фирмы; 2. Выявление наиболее эффективных способов достижения этих целей; 3. Воплощение на практике управленческих решений; 4. Анализ полученных результатов, корректировка ранее принятых решений, их оптимизация. Управление является специфическим видом деятельности, в основе которого лежит процесс принятия решений. Существует определение банковского менеджмента как системы управленческих отношений, характеризующихся следующими основными функциями: 1)подготовка управленческого решения; 2)принятие управленческого решения; 3)организация выполнения решения; 4)учет и анализ деятельности банков; 5)контроль и анализ деятельности банков; 6)контроль и анализ реализации управленческих решений; 7)оперативное регулирование процесса выполнения управленческих решений. Процесс банковского менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организации, координации, мотивации и контроля, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного труда и получение результатов, соответствующих разработанным целям. Банковский менеджмент характеризуется, как процесс управления банком путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс банковского менеджмента представлен на рисунке 1.
Функция планирования Функция контроля
Функция координации
Рисунок 1. Процесс банковского менеджмента Банковское управление – это род самоуправления, которое осуществляется не извне, а самим субъектом, исходящим из собственных представлений, оценок и интересов. На каждом из них существует сочетание управления извне с элементами самоуправления. Получается некий «слоеный пирог», в котором элементы управления извне (сверху и сбоку) чередуются с самоуправлением. При этом принципиально важно, что «слои» не просто располагаются рядом, а диалектически взаимодействуют друг с другом. Таким образом, исходя из вышеизложенного банковский менеджмент, имеет свои особенности, которые можно представить в виде процесса принятия управленческих решений, осуществляющегося внутри некоего коридора действий, параметры которого определяются факторами, не подвластным самим банкам, важнейшими из которых являются: 1) объективное состояние и тенденции развития национальной экономики; 2) экономическая, бюджетно-финансовая и денежно-финансовая политика государства; 3) степень самостоятельности Национального банка, объективное состояние и тенденции развития денежного хозяйства страны, устойчивость национальной денежной единицы; 4) качество гражданского и уголовного законодательства, практика их применения, уровень правопорядка в обществе, экономике, банковской сфере; 5) качество банковского законодательства и практика его применения; 6) уровень правопорядка в обществе, экономике, банковской сфере; 7) уровень монополизации в банковском секторе, качество подзаконных нормативных актов многочисленных государственных органов управления; 8) качество нормативных актов Национального банка Республики Казахстан и его отношения с коммерческими банками. «Банковский менеджмент – научная система управления банковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере. Определяет целевые установки в деятельности банка и создает механизм их реализации; характеризует качество управления, т.е. эффективность организации и руководства банком в постоянно изменяющихся условиях». Рассмотрев содержание банковского менеджмента, можно сделать вывод, что разумное управление оказывает кардинальное воздействие на продвижение банковского продукта, становление и развитие самого банка. Для успешного внедрения новых банковских услуг банкам также необходимо пересмотреть свою внутреннюю структуру, а следовательно, роль и задачи, стоящие перед их отдельными функциональными подразделениями, что также затрагивает менеджмент банка. Банковский менеджмент затрагивает и вопросы организационной структуры, так как выбор правильной структуры банка влияет на его безубыточное и стабильное функционирование. Основной составляющей банковского менеджмента является менеджмент финансовый. Он позволяет определить рациональные требования и методические основы построения оптимальных организационных структур и режимов работы функционально-технологических систем, которые обеспечивают планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживают его устойчивость при заданных параметрах. Финансовый менеджмент в коммерческом банке – это управление процессами формирования и использования денежных ресурсов. Он тесно связан с организационно-технологическим менеджментом – управлением банковскими подразделениями, их взаимоотношениями в различных процессах банковской деятельности, в том числе управлением персоналом банка. Таким образом, особенностью современного банковского дела является постоянно растущий спектр предлагаемых клиентам услуг. При этом преимущество получат те банки, которые первыми смогут окончательно адаптироваться к рыночным отношениям и возросшим потребностям клиентуры в полноценном комплексе услуг, что невозможно без правильной постановки банковского менеджмента. Одна из особенностей заключается в создании продуктового ряда банка. Эта особенность не только отвечает потребностям коммерческого банка по управлению коммерческой и функциональной устойчивостью, но и обеспечивает надежность объекта управления, удовлетворяя потребности клиентов, что позволяет реализовать основную концепцию любого коммерческого банка: надежный клиент – устойчивый банк. Литература: 1. Сазанов С. Банковский менеджмент в условиях межгосударственных интеграций – Алматы: Қаржы-қаражат, 1999. 2. Сейткасимов Г.С. Банковское дело. – Алматы: Қаржы-қаражат, 1998 г. – 576 с. 3. Суская Е.П. Управление ссудными операциями как составная часть банковского менеджмента.// Деньги и кредит. – 1998 г. - №2. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||