главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

Шипов М.В.

Національний університет харчових технологій

Система методов регулирования сферы услуг в период становления рынка

В сфере услуг отношение рыночного (платного) и обществен­ного (государственного) секторов является динамичным и по­стоянно изменяющимся взаимодействием интересов различных социальных групп. Уровень и масштабы развития рынка услуг меняются в зависимости от действия разных факторов. Исход­ным фактором воздействия на соотношение рыночных и госу­дарственных начал в сфере услуг является изменение техниче­ских и социальных условий производства, обеспечивающих предложение все большего числа услуг как для индивида, так и для общества в целом. Рост производства обусловливает рост материального благосостояния и процесс выравнивания уров­ней платежеспособного спроса широких народных масс при од­новременном повышении социальной ответственности и граж­данской зрелости каждого члена общества, что приводит как к росту общественного фонда предоставления услуг, так и к рас­ширению многообразия услуг смешанной природы — социально-ориентированных частных услуг.

Важным фактором воздействия на рынок услуг является го­сударственное предпринимательство: государственные (муници­пальные) предприятия конкурируют с частными и стимулируют ценовую конкуренцию и конкуренцию за улучшение качества продукта и услуги, они устанавливают стандарты в области за­работной платы и условий труда, которые могут влиять на кон­куренцию цен и качество обслуживания в отрасли в целом. Уча­стие государства в качестве активного субъекта хозяйствования в сфере услуг наиболее заметно и обосновано в области социаль­но-культурного обслуживания, услуги которой как важнейшие социальные ценности требуют равного доступа всех членов об­щества к ним независимо от платежеспособного спроса на эти блага и диктуют необходимость соблюдения принципа социаль­ной справедливости, гарантий равенства социальных прав на образование, здравоохранение и культурные ценности, который достигается посредством:

• преобладания государственного сектора в социально-куль­турной сфере и общественного финансирования на основе обязательного налогообложения и обязательных соци­альных платежей;

• бесплатного предоставления важнейших социально-куль­турных услуг;

• установления обязательного порядка потребления ряда со­циально-значимых услуг образования и здравоохранения;

• введения социальных нормативов обеспечения населения социально-культурными услугами;

• установления государственных социальных заказов на ус­луги социально-культурных отраслей;

• гарантирования в законодательном порядке объема фи­нансирования из государственного бюджета (в процентах от национального дохода, от расходной части бюджета, или путем норматива социальных платежей от заработной платы и прибыли предприятий).

Государственный сектор социально-культурных услуг предпо­лагает приоритет прямого административного управления им над косвенным управлением, поэтому финансирование государствен­ных организаций социально-культурной сферы непосредственно зависит от состояния государственного и местного бюджета. В связи с этим социально-культурную сферу принято называть бюд­жетной сферой. В данном случае нормы финансового обеспечения определяют государственный стандарт на удовлетворение потреб­ности гражданина в обязательном минимуме определенной услу­ги. Вместе с тем, обоснованность финансовых норм определяется существующими стандартами предоставления услуг, и в данном случае стандарты являются (должны являться) исходной посыл­кой определения бюджетных норм финансирования. Вместе с тем, полноценно функционировать государственный сектор может толь­ко в условиях конкурентного окружения и постоянного взаимо­действия с рыночной средой, что ставит перед органами государ­ственной власти задачи формирования и развития системы взаи­модействия между механизмами административного и экономи­ческого регулирования сферой услуг.

В теории вопросы сочетания административных и экономичес­ких методов регулирования отраслями и комплексами рассмотре­ны достаточно глубоко, в то же время на региональном уровне, тем более применительно к сфере услуг, инструментарий регио­нального регулирования раскрыт в значительно меньшей степени.

Административные методы регулирования региональной сфе­рой услуг населению базируются на присущих региональной си­стеме отношениях власти и подчинения. Местные органы, наде­ленные властью, осуществляют административную деятельность, задача которой заключается в координации работы субъектов местной сферы обслуживания населения с целью реализации об­щерегиональных интересов (интересов региональной системы как единого целого). Административные методы регулирования осу­ществляются в форме:

• прямых административных распоряжений, постановлений, имеющих обязательный характер, адресуемых субъектам региональной сферы услуг, воздействующих на конкретно сложившуюся ситуацию:

• правил, регулирующих деятельность функционирующих в регионе предприятий и организаций обслуживания насе­ления различных форм собственности (нормативное регу­лирование);

• рекомендаций, а также контроля (например, финансово-
бюджетного) и надзора (например, санитарно-эпидемиоло­
гического) сферы услуг.

Административные методы основываются на обязательности выполнения предписаний, а также возможности применения принуждения в отношении отдельных предприятий, нарушающих установленные правила. В распоряжении региональных органов управления - широкий набор административных мето­дов регулирования, влияющих как на деятельность отдельных предприятий и организаций, так и на процессы развития регио­нальной сферы услуг в целом. Так, они наделены правом:

—определять условия приобретения, создания, преобразова­ния объектов муниципальной собственности, порядка разгосу­дарствления и приватизации муниципальных предприятий, осо­бенно в отраслях социально-культурной сферы;

o утверждать перечень объектов муниципальной собственно­сти, приобретение, создание и преобразование которых требует согласия местной администрации;

o устанавливать порядок создания или преобразования пред­приятий и других объектов инфраструктуры, размещения их на территории;

o определять порядок предоставления и изъятия земельных участков, размещения предприятий различных форм собствен­ности.

Однако в условиях рынка административные методы высту­пают как элементы целостной системы регулирования и дей­ствуют там, где не могут быть использованы экономические ме­тоды, которые основаны на использовании объективных эконо­мических законов развития общества. Инструментом экономи­ческих методов в сфере обслуживания населения является пла­нирование и прогнозирование объемов производства услуг, це­нообразование, маркетинг услуг, кредитование и финансирова­ние предприятий обслуживания, контроль, учет и анализ.