главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск |
Каталог статей |
Шипов М.В. Національний університет харчових технологій Система методов регулирования сферы услуг в период становления рынкаВ сфере услуг отношение рыночного (платного) и общественного (государственного) секторов является динамичным и постоянно изменяющимся взаимодействием интересов различных социальных групп. Уровень и масштабы развития рынка услуг меняются в зависимости от действия разных факторов. Исходным фактором воздействия на соотношение рыночных и государственных начал в сфере услуг является изменение технических и социальных условий производства, обеспечивающих предложение все большего числа услуг как для индивида, так и для общества в целом. Рост производства обусловливает рост материального благосостояния и процесс выравнивания уровней платежеспособного спроса широких народных масс при одновременном повышении социальной ответственности и гражданской зрелости каждого члена общества, что приводит как к росту общественного фонда предоставления услуг, так и к расширению многообразия услуг смешанной природы — социально-ориентированных частных услуг. Важным фактором воздействия на рынок услуг является государственное предпринимательство: государственные (муниципальные) предприятия конкурируют с частными и стимулируют ценовую конкуренцию и конкуренцию за улучшение качества продукта и услуги, они устанавливают стандарты в области заработной платы и условий труда, которые могут влиять на конкуренцию цен и качество обслуживания в отрасли в целом. Участие государства в качестве активного субъекта хозяйствования в сфере услуг наиболее заметно и обосновано в области социально-культурного обслуживания, услуги которой как важнейшие социальные ценности требуют равного доступа всех членов общества к ним независимо от платежеспособного спроса на эти блага и диктуют необходимость соблюдения принципа социальной справедливости, гарантий равенства социальных прав на образование, здравоохранение и культурные ценности, который достигается посредством: • преобладания государственного сектора в социально-культурной сфере и общественного финансирования на основе обязательного налогообложения и обязательных социальных платежей; • бесплатного предоставления важнейших социально-культурных услуг; • установления обязательного порядка потребления ряда социально-значимых услуг образования и здравоохранения; • введения социальных нормативов обеспечения населения социально-культурными услугами; • установления государственных социальных заказов на услуги социально-культурных отраслей; • гарантирования в законодательном порядке объема финансирования из государственного бюджета (в процентах от национального дохода, от расходной части бюджета, или путем норматива социальных платежей от заработной платы и прибыли предприятий). Государственный сектор социально-культурных услуг предполагает приоритет прямого административного управления им над косвенным управлением, поэтому финансирование государственных организаций социально-культурной сферы непосредственно зависит от состояния государственного и местного бюджета. В связи с этим социально-культурную сферу принято называть бюджетной сферой. В данном случае нормы финансового обеспечения определяют государственный стандарт на удовлетворение потребности гражданина в обязательном минимуме определенной услуги. Вместе с тем, обоснованность финансовых норм определяется существующими стандартами предоставления услуг, и в данном случае стандарты являются (должны являться) исходной посылкой определения бюджетных норм финансирования. Вместе с тем, полноценно функционировать государственный сектор может только в условиях конкурентного окружения и постоянного взаимодействия с рыночной средой, что ставит перед органами государственной власти задачи формирования и развития системы взаимодействия между механизмами административного и экономического регулирования сферой услуг. В теории вопросы сочетания административных и экономических методов регулирования отраслями и комплексами рассмотрены достаточно глубоко, в то же время на региональном уровне, тем более применительно к сфере услуг, инструментарий регионального регулирования раскрыт в значительно меньшей степени. Административные методы регулирования региональной сферой услуг населению базируются на присущих региональной системе отношениях власти и подчинения. Местные органы, наделенные властью, осуществляют административную деятельность, задача которой заключается в координации работы субъектов местной сферы обслуживания населения с целью реализации общерегиональных интересов (интересов региональной системы как единого целого). Административные методы регулирования осуществляются в форме: • прямых административных распоряжений, постановлений, имеющих обязательный характер, адресуемых субъектам региональной сферы услуг, воздействующих на конкретно сложившуюся ситуацию: • правил, регулирующих деятельность функционирующих в регионе предприятий и организаций обслуживания населения различных форм собственности (нормативное регулирование); • рекомендаций, а также контроля (например, финансово- Административные методы основываются на обязательности выполнения предписаний, а также возможности применения принуждения в отношении отдельных предприятий, нарушающих установленные правила. В распоряжении региональных органов управления - широкий набор административных методов регулирования, влияющих как на деятельность отдельных предприятий и организаций, так и на процессы развития региональной сферы услуг в целом. Так, они наделены правом: —определять условия приобретения, создания, преобразования объектов муниципальной собственности, порядка разгосударствления и приватизации муниципальных предприятий, особенно в отраслях социально-культурной сферы; o утверждать перечень объектов муниципальной собственности, приобретение, создание и преобразование которых требует согласия местной администрации; o устанавливать порядок создания или преобразования предприятий и других объектов инфраструктуры, размещения их на территории; o определять порядок предоставления и изъятия земельных участков, размещения предприятий различных форм собственности. Однако в условиях рынка административные методы выступают как элементы целостной системы регулирования и действуют там, где не могут быть использованы экономические методы, которые основаны на использовании объективных экономических законов развития общества. Инструментом экономических методов в сфере обслуживания населения является планирование и прогнозирование объемов производства услуг, ценообразование, маркетинг услуг, кредитование и финансирование предприятий обслуживания, контроль, учет и анализ. |