главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

Шипов М.В.

Національний університет харчових технологій

Экономические методы регулирования сферы обслуживания

Сущность экономических методов состоит в косвенном воз­действии на режим функционирования региональной сферы об­служивания — через экономические интересы субъектов с помо­щью таких рычагов, как налоги, кредиты, субвенции и др., по возможности без прямого вмешательства местных органов уп­равления, но в установленных этими органами рамках. Таким образом, в основе экономических методов регулирования лежат экономическая заинтересованность и ответственность предприя­тий и организаций сферы услуг за последствия принимаемых решений и участие в выполнении задач комплексного социаль­но-экономического развития региона.

Использование экономических методов направлено на усиле­ние действия обратных связей в региональной экономической системе, рассматривает развитие взаимоотношения субъектов рынка платных услуг и местных органов управления как отно­шения партнеров. Основу взаимоотношений местных админист­раций с предприятиями и организациями различных форм соб­ственности и хозяйствования составляет система налогообложения как главный метод экономического воздействия. Располагая хо­рошей базой налогообложения, местные власти обеспечивают развитие инфраструктуры, необходимой для предприятий, ох­рану окружающей среды, развитие системы образования и здравоохранения в интересах всего населения региона. Налоговая система должна исходить из равенства всех субъектов хозяй­ствования, что предполагает равнонапряженность налогового изъятия, недопущение двойного налогообложения, единые требования к эффективности производства, кроме того, налого­обложение должно стимулировать пропорциональное развитие отдельных производств.

В целом административные и экономические методы, кото­рые могут быть применены органами государственного управле­ния для регулирования того или иного вида услуг можно объе­динить в шесть блоков:

1. Законодательное регулирование производства и потребле­ния услуг, трудовых отношений.

2. Налоговое регулирование (налоги, льготы).

3. Производство услуг, являющихся общественными блага­ми, через создание государственных или муниципальных предприятий, акционерных обществ с долей государствен­ного капитала.

4. Субсидирование производителей (полное или частичное) или косвенная поддержка производителей (предоставле­ние помещений, регулирование арендной платы, консуль­тирование, информационная поддержка, организация по­вышения квалификации персонала, организация финан­сирования путем предоставления кредитов или гарантий бюджета при получении кредита в банке и т.п.).

5. Субсидирование потребителей бытовых и социальных ус­луг (прямое, через различные социальные выплаты, или косвенное, через регулирование цен, предоставление льгот отдельным категориям населения с последующей компен­сацией производителям недоплаты из бюджета, заказ на оказание услуг от бюджета и т.п.).

6. Организация процесса контроля и оперативного регулиро­вания процесса оказания услуг (определение состава и функ­ций контролирующих организаций, четкое законодатель­ное оформление их прав и обязанностей).

Применение того или иного метода регулирования или их сочетания в значительной мере зависит от второго показателя управляемости услуги — уровня управления (рес­публиканский, местный, муниципальный), и формируется на основании предпосылок, указанных выше.

Возможно использование одновременно нескольких вариантов методов регулирования для одного и того же вида услуг. Дальнейшая оптимизация такого поля для каждого вида услуг представляет собой отдельную научную проблему и может быть предметом дальнейших исследований в области регулиро­вания развития службы сервиса. Вышеизложенный анализ по­зволяет сделать вывод о том, что управление развитием сферы сервиса со стороны органов государственной власти и местного самоуправления возможно с помощью механизмов сложноопти-мизируемой системы, набором методов, состав которых зависит от вида услуг и уровня управления.

Развитие рынка услуг населения и обеспечение социальных обязательств государства должно производиться на единой кон­цептуальной основе, которая предполагает решение следующих задач:

1. Обеспечение для абсолютного большинства населения до­ступности потребительского рынка услуг в цивилизован­ных формах его организации.

2. Обеспечение прав граждан на безопасность и качество ус­луг.

3. Установление прозрачности финансового оборота на осно­ве существенного ограничения возможностей для теневого оборота.

4. Укрепление нормативно-правовой базы развития платных услуг населению. Создание информационной системы сферы услуг населе­нию.

Дальнейшее реформирование сферы услуг населению предпо­лагает развитие системности организационных решений, стро­гое разграничение предметов ведения по обслуживанию потре­бителей между всеми уровнями управления, обеспечение стро­гой ответственности государственных органов в вопросах конт­роля качества и безопасности услуг.

С целью достижения адекватности в обязательствах государ­ства и его возможностях необходимо сбалансировать реальные финансовые потоки и имеющиеся нормативы предоставления социально значимых услуг, что требует разработки системы стан­дартов на подобные услуги и принятия Закона «О государственных минимальных социальных стандартах», в ко­тором будут указаны финансовые нормативы и дана соответ­ствующая методика расчета межбюджетных трансфертов. При отсутствии стандартов обслуживания и произвольных нормах фи­нансирования, невозможно обеспечить эффективный контроль за расходованием выделяемых средств, создать дееспособные меха­низмы защиты прав граждан (и тех, кто будет теперь оплачивать услуги, и тех, кто по-прежнему будет получать их бесплатно).