Каталог статей

Орлова В.С.

Сфера туризма в контексте социально-экономических и политических процессов современной России: взгляд из регионов

В последние годы во многих регионах России туристская деятельность начала активно развиваться. При этом туризм, выступая в роли катализатора, стимулирует целый круг отраслей экономики и социальной сферы, вовлеченных в создание комплексного регионального туристского продукта. Так, и на территории Вологодской области сфера туризма заметно активизировалась. Сегодня она рассматривается как отрасль, которая при сравнительно небольших капиталовложениях способна обеспечить экономически рентабельное использование местных ресурсов – историко-культурных и природных. Однако, определяя перспективы дальнейшего развития сферы туризма в регионе, необходимо учитывать и потенциальное влияние на туристскую деятельность внешних факторов. Проанализировать их воздействие на реализацию регионального туристского потенциала позволил PEST-анализ (таблица 1).

Политическая стабильность Вологодской области и планомерное поступательное развитие туризма, а также признание его органами власти в качестве приоритета для развития экономики региона способствуют развитию отрасли. При этом непосредственное воздействие на развитие туризма оказывают экономические факторы. Их влияние на туризм главным образом обусловлено тем, что от экономического положения региона зависит материальное благополучие его жителей, а, следовательно, и возможность использовать свободные денежные средства на путешествия. Кроме того, высокий уровень социально-экономического положения области в целом является стимулом для организации деловых туров.

Таблица 1. PEST-анализ сферы туризма Вологодской области

Политические факторы (P)

+/-

Экономические факторы (E)

+/-

Политическая стабильность
 в регионе [14]

Поддержка развития туризма на региональном уровне (Стратегия развития туризма до 2020 г., Закон о развитии туризма в Вологодской области)

Наличие координационного совета по туризму, обеспечивающего взаимодействие органов власти и организаций туриндустрии

Принятие законодательных актов, направленных на поддержку инвесторов  [1]

Проведение ежегодной общероссийской туристической выставки-ярмарки «Ворота Севера»

Представление туристских возможностей региона на международных ярмарках, семинарах, конференциях [5]

+

+

+

+

+

Вологодская область входит в число наиболее привлекательных и стабильных регионов России по инвестиционному климату (в течение всего периода проведения рейтингового исследования агентством «Эксперт-РА») [8]

Высокий производственный и финансовый потенциал региона, обусловленный высоким уровнем развития промышленного и перерабатывающего комплекса в области [8]

Отсутствие зрелой диверсифицированной экономики региона

 [10]

Низкий уровень инвестиционной привлекательности сферы туризма по сравнению с другими отраслями экономики региона

 [12]

Ежегодное увеличение объема туристских услуг [5]

Высокая стоимость туристских услуг [7]

Отставание в 2,8 раза уровня фактического дохода на одного члена семьи в регионе от дохода, необходимого, по мнению жителей области, для обеспечения текущих и других нужд [11]

Невысокий уровень материального обеспечения большей части населения региона (порядка 80% вологжан) [11]

В структуре денежных расходов жителей области значительную часть (порядка 60%) занимают средства, расходуемые на покупку товаров и оплату обязательных платежей и взносов, что не позволяет населению региона в полной мере удовлетворить потребность в путешествиях [11]

Незначительный удельный вес населения региона (порядка 12% всех жителей области), сберегающего денежные средства на отдых, развлечения, путешествия [11]

+

+

-

-

+

-

-

-

-

-

Социальные факторы (S)

+/-

Научно-технические факторы (T)

+/-

Снижение численности населения области [7]

Увеличение потока туристов
в регион и растущий спрос со стороны населения на туристский продукт [6]

Оседлый образ жизни и отсутствие желания путешествовать (характерно для сельского населения) [3]

Недостаток свободного времени (характерно для жителей крупных городов)  [3]

Возрастающий интерес населения к народным традициям и ремеслам

 [10]

Открытие профильных туристских специальностей в высших и средних профессиональных учебных заведениях региона [6] 

Средний уровень безработицы в области по сравнению с другими субъектами СЗФО (6-е место
в 2010 г.) [13]

-

+

-

-

+

+

+/-

Наличие туристско-информационного центра Вологодской области

Создание центра маркетинга и продвижения туристских программ Вологодской области

Содействие органов государственной власти развитию инновационной деятельности в регионе [2]

Проведение конкурсов инновационных проектов [2]

Предоставление грантов, направленных на развитие сельского туризма [4]

Функционирование «бизнес-инкубатора», индустриальных парков «Шексна» и «Сокол»

Сотрудничество с научными организациями и вузами области

 [5]

Низкая численность научных кадров [2]

Малое число организаций, занятых исследованиями и разработками [2]

Малый объем финансирования сферы НИОКР [2]

Низкая инновационная активность бизнеса [2]

Рост услуг сотовой связи и сети Интернет [3]

Невысокий уровень использования организациями региона информационно-коммуникационных ресурсов  [2]

+

+

+

+

+

+

+

-

-

-

-

+

-

В настоящее время актуальной проблемой для экономики Вологодской области, как и ряда других субъектов Северо-Западного региона Российской Федерации, остается отсутствие диверсифицированной доходной базы. При этом отмечается высокий уровень производственного и финансового потенциала области. Однако сфера туризма в последние годы занимает низкие позиции в рейтинге отраслей региона, привлекательных для инвестирования. Данный факт объясняет ряд причин:

· невысокая степень информированности потенциальных инвесторов об инвестиционных туристских проектах области;

· инвестиции в туристскую инфраструктуру (гостиницы, рестораны и т.п.) сопряжены с большим количеством рисков, которые нехарактерны для других видов инвестирования в недвижимость;

· соотношение объемов вложений со сроками окупаемости (7-10 лет);

· «порог вхождения» в гостиничный бизнес выше, чем в бизнес, связанный с недвижимостью;

· невысокое качество обслуживания;

· нехватка квалифицированных кадров и неэффективная организация труда;

· недостаточная популяризация туристских проектов региона [12].

Следует полагать, что устранение выше указанных трудностей позволит создать благоприятный инвестиционный климат в туристской отрасли.

Важным аспектом успешного функционирования сферы туризма является благосостояние потенциальных туристов. Так, негативно влияет на развитие внутрирегионального туризма невысокий уровень материального обеспечения населения Вологодской области. Кроме того, незначителен объем свободных денежных средств, которые жители области могут потратить на путешествия. При этом неразрешенной проблемой для регионального туризма остается несоответствие стоимости и качества предлагаемых туристам услуг.

Среди социальных факторов угрозу для развития туризма представляет снижение численности населения в регионе, что в дальнейшем может привести к падению спроса на туристские услуги. При этом положительное влияние на эффективность туристской деятельности в области оказывает увеличение в последние годы числа специалистов, имеющих туристское образование. Однако следует учитывать и возросший в последние годы под влиянием мирового финансового кризиса уровень безработицы в Вологодской области, сдерживающий развитие внутрирегионального туризма.

Технологические факторы, связанные с прогрессом в технике и технологиях, в значительной степени воздействуют на туристскую деятельность, открывая возможности для производства новых видов услуг, их сбыта и совершенствования способов обслуживания клиентов. Так, для туризма Вологодской области актуальным является развитие всех видов транспорта и формирование транспортной инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам. Особо следует отметить важность внедрения в индустрию туризма информационных технологий, без которых организация массовых туристских путешествий в настоящее время невозможна.

В целом стимулирование инновационной деятельности в различных отраслях экономики региона (транспорте, связи, торговле, гостиничном бизнесе и др.) позволит повысить уровень обслуживания в сфере туризма, тем самым обеспечивая конкурентоспособность туристского продукта.

Таким образом, следует полагать, что учет выделенных факторов внешней среды, оказывающих влияние на развитие и реализацию туристского потенциала Вологодской области, позволит определить дальнейшие перспективы и обеспечить эффективность туристской деятельности в регионе.

Литература

1. Законы Вологодской области. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [сылка более недоступна}

2. Инновационная деятельность. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [сылка более недоступна}

3. Костылева, Л.В. Особенности потребления туристских услуг населением региона // Туризм как фактор развития человеческого потенциала: материалы Рос. науч.-практ. конф. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. – С.75-80.

4. Множинская, Е. Вытегра наращивает туристический потенциал / Е. Множинская // Бизнес и власть. – 2010. – № 5. – С. 38-39.

5. Отчет о деятельности Управления туризма Вологодской области
за 2010 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [сылка более недоступна}

6. Половозрастной состав населения Вологодской области в 2009 г.: стат.
сб. – Вологда, 2010. – С. 8.

7. Разработка организационно-экономических механизмов реализации долгосрочной целевой программы развития туризма и системы мониторинга внутреннего и въездного туризма в регионе: отчет о НИР / исполн. Л.В. Дубиничева, К.В. Марков. - Вологда, 2008. – 147 c.

8. Рейтинговое агентство Эксперт РА [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [сылка более недоступна}

9. Традиции народной культуры Вологодской области: итоги и перспективы комплексного изучения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [сылка более недоступна}

10. Ускова, Т.В. Общественные финансы регионов: формирование, функционирование, приоритеты модернизации / Т.В. Ускова, А.И. Поварова, В.С. Орлова. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. – 151 с.

11. Ускова, Т.В. Сберегательное поведение населения и финансы домохозяйств как инвестиционные ресурсы экономики: препринт / Т.В. Ускова, А.И. Поварова, В.С. Орлова. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. – 27 с.

12. Ускова, Т.В. Социально-экономический ресурс туризма: монография / Т.В. Ускова, Л.В. Дубиничева, В.С. Орлова. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. – 174 с.

13. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [сылка более недоступна}

14. Эксперты отмечают политическую стабильность Вологодской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [сылка более недоступна}