главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К.э.н.. Олейник Е.Б. Тихоокеанский государственный экономический университет, Россия О необходимости профилактики лесных пожаровЛесные пожары наносят наибольший экологический и экономический ущерб лесным ресурсам: они прерывают естественный процесс лесовозобновления и почвообразования; продукты горения смываются в реки, загрязняют их и представляют серьезную угрозу экологии. Поэтому борьба с лесными пожарами является еще одним направлением деятельности по сохранению лесных ресурсов, которому придается большое значение во всех странах мира. Мониторинг лесопожарной ситуации и ее непрерывное прогнозирование, которые проводятся в других странах с большими площадями лесного фонда, являются одним из главных элементов, позволяющих своевременно готовиться к борьбе с пожарами. В настоящее время страны объединяют усилия в борьбе с лесными пожарами: в 2008 г. подписано соглашение с Финляндией, а в 2009г. – с Китаем о сотрудничестве и взаимной поддержке. Еврокомиссией создается специальная эскадрилья для тушения лесных пожаров с применением российской авиации и новых технологий. С 2005г. введена в действие единая геоинформационная система дистанционного мониторинга лесных пожаров. Мониторинг лесопожарной ситуации и ее непрерывное прогнозирование, практика профилактики лесных пожаров, которые проводятся в других странах с большими площадями лесного фонда, являются одним из главных элементов, позволяющих своевременно готовиться к борьбе с пожарами. Существует непосредственная зависимость числа и площади лесных пожаров от уровня противопожарной защиты лесов, т.е. эффективности профилактических мероприятий, своевременности обнаружения и подавления возникших очагов горения. Конечно, эти мероприятия требуют значительных расходов, но несравнимо большие расходы возникают при ликвидации последствий лесных пожаров. Затраты на все противопожарные мероприятия в лесном фонде России несравнимы с затратами, которые несут развитые страны в среднем за последние 10 лет (табл. 1). Таблица 1 Затраты на противопожарное мероприятия*
Источник:[1, 2, 4] Соответственно, несмотря на то, что площадь лесов у нас больше чем в Канаде, а тем более в США, государство в нашей стране тратит на мониторинг, профилактику и борьбу с природными пожарами в 30 раз меньшее количество средств, чем страны Северной Америки. Сравнение со странами СНГ тоже не в нашу пользу: на ведение лесного хозяйства (что включает в себя и борьбу с пожарами) в Беларуси, к примеру, на 1 га леса выделяется 7,45 доллара США, в Казахстане - 1,05, у нас в стране – 0,55 доллара США.[6]. Но такие затраты на противопожарные мероприятия оправданы, так как площади, пройденные пожарами в этих странах, в сотни раз меньше по сравнению с Россией (табл. 2), где в настоящее время уровень финансирования этих работ явно недостаточен. Особенностью лесных пожаров являются резкие колебания их количества и размеров выгораемых площадей. В годы с экстремальными погодными условиями (в периоды сезонных засух), примерно один раз в 10-12 лет лесные пожары приобретают катастрофический характер. Лесные пожары 2010г. показали, что необходима комплексная перестройка системы охраны лесов. Таблица 2 Площадь, пройденная лесными пожарами, тыс. га *
*Источник: [5] Необходимыми мерами совершенствования организации борьбы с лесными пожарами на наш взгляд являются: 1. Главное – возрождение федеральной лесной службы, включающей в себя государственную лесную охрану для предотвращения и борьбы с лесными пожарами и системы непрерывного мониторинга, способной постоянно отслеживать лесопожарную ситуацию; 2. Отнесение расходов на охрану лесов к категории защищенных статей федерального бюджета; 3. Передача на федеральный уровень подразделений Авиалесоохраны, восстановление ее как единой системы с достаточным финансированием; 4. Организационная и финансовая помощь муниципалитетам в организации пожарной охраны; 5. Создание современных робототехнических противопожарных средств, оснащенных средствами связи, способными оперативно маневрировать на территории лесного фонда; 6. Достаточное финансирование и дифференцирование ресурсов противопожарных служб по регионам страны с учетом и природной пожарной опасности; 7. Создание диспетчерских пунктов для координации и взаимодействия наземных и авиационных служб, межрегиональных противопожарных формирований, привлекаемых в условиях чрезвычайной опасности; 8. Жесткий контроль за выполнением требований к арендаторам по охране леса от пожаров и его очистке от мусора на лесосеках; 9. Усиление профилактических мероприятий, направленных на предупреждение пожаров. Существует непосредственная зависимость числа и площади лесных пожаров от эффективности профилактических мероприятий, своевременности обнаружения и подавления возникших очагов горения. Для предотвращения пожароопасных ситуаций, эффективного управления силами и средствами в борьбе с лесными пожарами необходимо объединить усилия и обеспечить координацию всех противопожарных служб, а также совершенствовать правовое, финансовое и экономическое обеспечение охраны лесов от пожаров. Литература 1. Госкомстат России. – Интернет-ресурс Режим доступа: [сылка более недоступна} | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||