Каталог статей |
Сапар Ж.А. Стратегическое планирование в государственном управлении как необходимое условие перехода к инновационной экономикеИнновационное развитие экономики отнесено Президентом Республики Казахстан к числу высших приоритетов государственной политики.Так, в Послании Президента неоднократно отмечалась необходимость приступить к осуществлению конкретных шагов по изменению структуры экономики, приданию ей иннновационного качества, подчеркивалось, что РК должна в полной мере реализовать себя в высокотехнологичных сферах. Однако, несмотря на принимаемые меры, Правительству пока не удалось добиться устойчивого повышения инновационной активности предприятий, технологической модернизации отраслей промышленности и увеличения экспорта высокотехнологичной инновационной продукции. В целях успешной реализации Стратегии развития РК до 2020 г необходимого проанализировать и устранить недостатки существующего процесса планирования и прогнозирования. К ним можно отнести следующие: 1. Разрабатываемые прогнозы социально-экономического развития служат узким задачам обслуживания бюджетного процесса. В закон о бюджете включаются лишь 3 показателя индикативного плана – объем ВВП, инфляция, мировые цены на нефть. Однако полноценное прогнозирование и индикативное планирование должны основываться на системе индикаторов, которая включает общеэкономические, отраслевые, финансово-стоимостные индикаторы, а также блок индикаторов развития крупнейших предприятий, в том числе естественных монополий и госкорпораций. 2. В настоящее время в РК используется наиболее простой подход к прогнозированию, основанный на перенесении зависимостей, характерных для прошлого и настоящего, на будущее. Этот процесс невозможно приравнять даже к начальной стации стратегического планирования. Важнейшим долгосрочным прогнозом, который в настоящее время отсутствует, должен стать прогноз научно-технического прогресса, на основе которого должна разрабатываться программа научно-технического прогресса, обепечивающая прорывы по приоритетным научно-техническим направлениям. Программа должна уточнить список критических технологий и существующих приоритетных направлений научно-технического развития. 5. Особое внимание необходимо уделить порядку разработки индикативного плана на 5 лет. Прогнозирование – лишь начальный этап планирования. Главные задачи прогнозирования: l) научный анализ социальных, экономических и научно-технических процессов и тенденций, оценка сложившейся ситуации и выявление узловых проблем хозяйственного развития; 2) оценка действия выявленных тенценций в будущем и предвидение новых экономических ситуаций, новых проблем, требующих своего решения; 3) выявление возможных альтернатив развития в перспективе для обоснованного выбора той или иной возможности развития и принятия оптимального планового решения. Прогноз очерчивает области и возможности, в рамках которых могут быть поставлены реалистичные задачи и цели, выявляет направления, которые должны стать объектом разработки и принятия плановых решений. В нем рассматриваются варианты активного воздействия на объективные факторы будущего развития. Прогнозы имеют предварительный, вариантный характер, но их горизонт не ограничен плановым периодом. Данные прогнозов служат исходным материалом для выбора цели развития в определенный плановый период. Существенное отличие плана от прогноза состоит в том, что он должен быть качественно однозначным, направленным на достижение уже избранных целей и по существу выявляющим один качественный вариант их достижения. В этой связи прогноз можно оценить как предварительную стадию плана. Он не ставит каких-либо конкретных заданий, но содержит материал, необходимый для их разработки. Выделим основные этапы стратегического планирования в системе местного самоуправления. Этап 1. Оценка местной экономики. Органы местного самоуправления оценивают возможности местной экономики для того, чтобы наметить те программы и средства их реализации, которые основаны на местных возможностях и нацелены на местные нужды. Местные власти должны понять, что решающими факторами местной экономики являются их экономическая база, способность к развитию, а также те внешние по отношению к ним тенденции и события, которые могут повлиять на развитие сообщества. Этап 2. Формулировка реалистичных целей, задач и стратегий. Определение целей местного экономического развития самым тесным образом связано с социокультурным контекстом, теми ценностями, на которые ориентируются различные местные сообщества, и ценностями, которые приняты ими как общие. В целях должны быть сосредоточены общая концепция и желаемый результат процесса экономического развития. Они должны служить ориентиром и задавать направление развитию релевантных стратегий, а также проектов и программ экономического развития. Этап 3. Выявление, оценка и распределение проектов по приоритетам. Распределение по приоритетам предполагает оценку проектов исходя из таких критериев, как организаторские способности, финансирование, приоритетность, выполнимость, совместимость с другими программами и инициативами и т.д. Зная свои нужды и то, в какой мере каждая программа отвечает этим нуждам, сообщество сможет принять к исполнению эти программы, руководствуясь приоритетами. Этап 4. Составление планов действий. Планы действий намечают шаги, которые необходимо осуществить для внедрения принятых проектов, и показывают, какими способами эти проекты поддерживают стратегический план. Хороший план действий позволяет предвидеть проблемы и дает рекомендации, как справиться с ними. Кроме того, он является последней возможностью проверить наличие и готовность систем экономической, политической, технической и т.д. поддержки. Этап 5. Внедрение планов действия. Внедрение означает нечто большее, чем хорошо составленные планы действия. Тем не менее, успех процесса внедрения зависит от того, насколько хорошо было проведено планирование. Местное сообщество должно прийти к общему согласию по ключевым вопросам, договориться о действиях, которые следует предпринять, о ресурсах, необходимых для осуществления этих действий, и об ожидаемых от них результатах. Этап 6. Мониторинг и оценка результатов. Поскольку стратегическое планирование - процесс, требующий адаптации к меняющимся местным условиям, сообщества должны вести мониторинг программ, чтобы обеспечить их эффективность и постоянную релевантность. Даже если стратегическое планирование имеет долгосрочный характер, эволюция программы все равно должна проверяться через короткие промежутки времени. В целях организации работ по созданию системы стратегического планирования на госудаственном уровне представляется целесообразным: 1. Определить в числе основных направлений обеспечение реализации всех этапов разработки пятилетнего индикативного плана и долгосрочной стратегии до 2020г., 2. Необходимо разработать макроструктурную моделъ развития экономики РК и на ее основе – пятилетний индикативный план. 3. В целях обеспечения координации работы над стратегической программой социально-экономичeского развития РК представляется целеесообразным создать Межведомственную комиссию по разработке стратегии долгосрочного социально-экономического развития, включающую представителей заинтересованных министерств и ведомств, крупнейших компаний, руководство государственных корпораций, представителей регионов, бизнеса. Сама постановка задачи формирования эффективной Стратегии развития РК на основе предлагаемых методов, которые дают возможность ее перевода от стадии в большей степени декларативного рекомендательного документа к стадии эффективной долгосрочной стратегии, взаимосвязанной с экономическими интересами регионов, корпораций, отраслей, без преувеличения дает возможность осуществления политики долгосрочного экономического суверенитета, способствует реальному прогрессу в области технологического перевооружения экономики и нейтрализует влияние задаваемых извне экономическими и политическими конкурентами негативных тенденций и сценариев развития.
|