главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

Асс. Ледовская Т.В.

Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Россия

Государственное регулирование кинематографии

В российской киноиндустрии события развиваются довольно активно. В последние годы наметились изменения в принципах государственного регулирования – выбран курс на создание возвратного механизма финансирования кинопроизводства и на постепенное снижение доли государственного участия в кинопроцессе.

В течение нескольких последних лет государственная финансовая поддержка кинематографа была направлена на дальнейшее стимулирование объемов отечественного кинопроизводства, на обогащение тематических и жанровых программ российского кино, на создание произведений, востребованных массовой зрительской аудиторией.

Механизмы государственной финансовой поддержки в кинопроизводстве регулируются федеральными законами от 22.08.1996 №126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» и от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В 2010 году вступила в силу новая система государственной поддержки отечественного кинопроизводства: Фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии, созданный еще 16 января 1995 года, стал реальным распределителем выделенных ему средств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. №1215 «О Федеральном фонде социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии» утверждена новая редакция Устава Фонда, значительно расширившая круг его задач.

Миссия Фонда - это, прежде всего, поддержка отечественной кинематографии, укрепление структуры производства массовых фильмов» повышение их качества, а значит, и конкурентоспособности, популяризация национальных кинофильмов в Российской Федерации и за рубежом.

Стратегическими задачами Фонда кино являются:

  • финансовая поддержка продюсеров и прокатчиков национальных фильмов, а также иных организаций кинематографии, осуществляющих производство и прокат национальных фильмов;
  • учреждение и присуждение премий и стипендий, выдача пособий, грантов и т.п.;
  • привлечение российских и иностранных инвесторов к финансированию производства, проката и показа национальных фильмов и развитию материально-технической базы кинематографии;
  • контроль целевого и эффективного использования финансовых средств, выделяемых Фондом;
  • проведение исследований и независимой общественной экспертизы проектов и других мероприятий в области кинематографии;
  • разработка проектов и программ в области отечественной кинематографии и финансирование их реализации;
  • организация совместных проектов с международными организациями в области кинематографии;
  • поддержка прямых международных контактов и связей;
  • участие в отечественных и международных кинофестивалях, проведение недели российского кино за рубежом, а также представление российской кинопродукции на крупных международных кинорынках;
  • оказание поддержки продюсерам и агентствам международных продаж в подготовке российских фильмов к выпуску за рубежом;
  • осуществление благотворительной деятельности;
  • осуществление внешнеэкономической деятельности;
  • участие в деятельности некоммерческих организаций.

    Новая система государственной поддержки кино должна, в первую очередь, оптимизировать все затраченные на производство фильмов средства.

    До 2010 года все средства, выделяемые государством на кинематографию, распределяло Министерство Культуры. Теперь государственный бюджет, выделяемый на кино, распределяется между Министерством Культуры и Фондом развития отечественного кинематографа.

    В 2010 году государство распределило бюджет следующим образом - Федеральному фонду социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии 2,86 миллиарда рублей, а министерству культуры на развитие кинематографа - около 850 миллионов рублей, полученных в качестве бюджетной субсидии, и еще почти столько же средств, выделенных в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) поддержки кино.

    В 2011 году госбюджет на кино составил более 4,3 миллиарда рублей, из которых 1,4 миллиарда пойдет по линии министерства культуры, а 2,9 миллиарда рублей – по линии Фонда кино.

    В 2010 году Фонд кино профинансировал 56 проектов: 5 фильмов были поддержаны уже на стадии проката, а остальные на стадии производства. 21 картина, из поддержанных на этапе производства, выдут на экран в 2011 году, остальные планируют свой релиз в 2012 году.

    В марте Фондом кино были определены восемь российских продюсерских компаний – лидеров отечественного кинопроизводства, через которые и пойдёт дальнейшее финансирование крупных проектов. Ими стали компании: «СТВ» (продюсер Сергей Сельянов), «Дирекция кино» (продюсер Анатолий Максимов), «ТриТэ» (продюсеры Никита Михалков, Леонид Верещагин), «Централ партнершип» (продюсер Рубен Дишдишян) , «Профит» (продюсер Игорь Толстунов), Art Pictures продюсеры Федор Бондарчук и Дмитрий Рудовский), «Базелевс» (продюсер Тимур Бекмамбетов), «Рекун» (продюсер Илья Неретин).

    Насколько эффективна новая система распределения средств на кинематографию, судить еще рано – время покажет.

    Ключевое отличие новой системы от прежней в том, что Фонд намерен создать систему контроля за тем, как расходуются выделенные государством деньги. Кроме того, средства будут выделяться на возвратной основе.

    Литература

    1. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 N 1215 «О Федеральном фонде социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии»

    2. Д. Молчанов, Н. Ларионов, М. Мухина «С материальной помощью». Журнал «Бюллетень кинопрокатчика» № 3(56) март 2011

    3. А. Боярский, С. Гусейнова «Кино плодово-выгодное» Журнал "Коммерсантъ Деньги", №1-2 (808-809), 17.01.2011