главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Алиева Л. А. Национальная академия природоохранного и курортного строительства, Украина Политика стимулирования инноваций в странах ЕСВ современном мире качество управления инновационными процессами и их государственное стимулирование стали определяющим фактором конкурентоспособности национальных экономик. Проблема стимулирования инновационной деятельности на общеевропейском уровне была впервые системно озвучена в 90-х годах ХХ в.: с целью утверждения ЕС наиболее конкурентоспособной и динамичной экономикой мира, базирующейся на знаниях, была принята стратегия устойчивого развития. Отрицательное воздействие на успешную коммерческую реализацию новых идей оказывало отсутствие тесной связи между промышленным сектором и наукой, сложность патентной системы, слишком длительный период создания новых предприятий. Для решения указанных проблем была создана Европейская сеть центров обмена инновациями, включающая в себя 68 центров в 30 государствах Европы. Отсутствие серьезного прогресса в инновационном развитии, проблемы с расширением Евросоюза, старение населения легли в основу новых направлений инновационной политики ЕС, в частности создание и поддержание развития кластеров [3]. В рамках ЕС принимаются различные программы поддержки и финансирования исследований и инновационной деятельности, например создание научно-исследовательских организаций, таких как Европейская организация по ядерным исследованиям, программа ЭВРИКА, Европейский научный фонд, Европейский институт инноваций и технологии, Европейский научно-исследовательский совет. Несмотря на замедление темпов экономического развития (ежегодные темпы роста на краткосрочную перспективу скорректированы с 3 до 2,5%), обострение социальных проблем в ряде стран, скачок цен на энергоносители, трудности сочетания разнополярных интересов государства и частного бизнеса страны Западной Европы стремятся довести объем расходов на НИОКР с 1,9% до уровня 3% ВВП. За последние десятилетия в странах ЕС апробированы новые формы и методы стимулирования инновационного развития, инновационная политика приобрела комплексный, системный и долгосрочный характер с четкими количественными и качественными ориентирами, а единая политика Евросоюза стала «локомотивом» для национальных правительств и частного бизнеса (см. табл.) [4]. Так, в Великобритании, в рамках реализации стратегии поддержки инвестиций в научно-технический сектор в 2000 г. были введены налоговые льготы для малых и средних предприятий, а в 2002 г. они были распространены и на крупные компании. Основными мерами Франции, стимулирующими исследования, являются налоговые льготы в отношении расходов на патенты и налоговый вычет на исследования (30% от расходов предприятия на НИОКР в пределах 100 миллионов евро, плюс 5% от расходов сверх этой суммы). В Германии принят закон о стимулировании рискового капитала, предусматривающий 50%-ые налоговые льготы для инициаторов создания фондов рискового капитала. На территории технопарка Берлин-Адлерсхоф сосредоточено 220 инновационных предприятий и 14 научных центров, где занято более трех с половиной тысяч сотрудников. В Швеции учреждено 14 холдинговых фирм при вузах, акции, принадлежащие государству, переданы в управление тех вузов, при которых они находятся. По программе поддержки передачи инновационных технологий компаниям малого бизнеса (TUFF) осуществляется обучение и сертификация брокеров, создается специальная информационная сеть [2]. Таблица. Меры государственной поддержки инноваций в странах мира
Обобщенный зарубежный опыт дает примеры детального и сбалансированного регулирования вопросов государственного участия в инновационной деятельности как посредством прямого участия в инновационных компаниях, так и путем косвенной поддержки и развития инновационной инфраструктуры. Страны ЕС быстро продвигаются вперед в плане, как экономического развития, так и инвестиций в знания, так в 2007 г. валовые внутренние расходы на НИОКР составили 264,9 млрд. долл. по паритету покупательной способности, или 23,1% мировых расходов. Доля ЕС в мировых научных публикациях составила 36,5%, а доля исследователей - 20,1% от мирового показателя [1]. Страны ЕС взяли в CCI в. курс на дальнейшее углубление кооперации в сфере НИОКР и повышение эффективности инновационной деятельности. Это будет способствовать усилению их конкурентных позиций на мировом рынке современных технологий. Для Украины создание единого Европейского исследовательского пространства дает ей возможность активно включиться в европейское научное сообщество, а также ускорить формирование национальной инновационной политики. Литература: 1. Доклад ЮНЕСКО по науке за 2010 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: - [сылка более недоступна} | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||