Каталог статей

Давлетова Л.Э.

Проблема трансфертного ценообразования в банковской сфере

        За последние годы правила трансфертного ценообразования получили широкое распространение в мире, определённый интерес к этой проблеме проявляется в зарубежной отечественной научно - практической литературе. Это обусловлено распространением использования этого метода ценообразования с целью повышения эффективности своей деятельности среди крупных компаний различных отраслей экономики.

Теоретические и практические аспекты деятельности коммерческих банков в реалиях развития отечественной экономики, анализ возможностей использования адаптированных достижений западного опыта и инновационных методов ведения банковского дела, в том числе в области разработки и реализации инструментарно-методических средств ценовой политики на основе трансфёртного ценообразования, являются актуальными.

Основы классических подходов к ценообразованию были заложены Марксом К., Маршалом А., Рикардо Д., Смитом А. Теоретико-методологические аспекты трансфертного ценообразования и бюджетирования исследовались О. Барановским, Бурцевым В., Варичем С[2].

Целью данной работы является теоретическое исследование проблем трансфертного ценообразования в банковской сфере.

Банковская сфера и составляющие её элементы – банки являются частью структурной решетки экономики, в которой стоимостная, денежная форма выступает результирующей, что в значительной мере объясняет роль и значение финансовой системы и банковской отрасли в воспроизводственном процессе. Являясь организациями, специализирующимися на привлечении и размещении денежных средств юридических и физических лиц, банки стремятся к снижению себестоимости собственных продуктов.

В банке привлекаемые финансовые ресурсы имеют различную цену, поэтому для оценки рентабельности подразделений и доходности отдельных банковских продуктов или услуг нужно определять реальные цены, по которым подразделения получают ресурсы. Применение трансфертного ценообразования для ресурсов, перераспределяемых в банке, позволяет найти цену ресурсов для подразделений, действительную эффективность затрат и прибыльность подразделений банка[3].

Трансфертная цена - цена перевода средств между подразделениями банка. Целью установления трансфертной цены является выявление величины скорректированного на риск чистого процентного дохода для каждого подразделения, продукта или клиента.

Трансфертные цены принимают на себя функции управленческого учета и позволяют проанализировать эффективность деятельности отдельных подразделений банка и направлений банковского дела[1].

О. Барановский утверждает, что трансфертное ценообразование - ключевой элемент системы управленческого учета банковской организации, на котором базируются системы оценки работы подразделений, доходности банковских продуктов, прибыльности клиентов, системы бюджетирования и планирования, системы управления активами и пассивами и управления рисками.

Система ценообразования в банке - это сложный комплекс взаимосвязанных мероприятий и технологий банковского маркетинга, связанных с определением объекта ценообразования, выявлением и оценкой формирующих цену факторов, осуществляемых в соответствии с текущей стратегией банка, экономическими условиями его деятельности и создающего условия роста его рыночной стоимости. В качестве объектов ценообразования в банковской сфере могут выступать:

· банковская операция;

·  банковская услуга;

·  банковский продукт.

Данные категории формируют элементный состав качественно нового объекта ценообразования в банке - банковского сервиса[3].

Предпосылки и особенности методического использования трансфертного ценообразования возникают на базе финансово - кредитных институтов. Использование трансфертного ценообразования позволит банку решить ряд важных заданий: от справедливой финансовой оценки его подразделений до отслеживания эффективности всего спектра банковских продуктов.

Список использованных источников:

1. Зубарев А.В.//Внутренний хозрасчет в банке, трансфертное ценообразование.//Семинар «Проблемы организации финансово-аналитической службы в коммерческом банке», с 52

2. Макаренко М.І., Савченко Т.Г // Трансфертне ціноутворення: концептуальні засади та значення для банківських установ..//Актуальні проблеми економіки, 2006р., №4 (58), с 75

3. Методы трансфёртного образования в банковской сфере – [Интернет ресурс] – Режим доступа:  [сылка более недоступна}