главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

К.э.н., доцент Джолдасова О.К.

Таразский государственный университет, Казахстан

Вопросы государственного регулирования рынка зерна в Республике Казахстан

Наиболее важной составной частью национальной экономики, где производится жизненно важная для общества продукция и сосредоточен огромный экономический потенциал, является агропромышленный комплекс. Развитие его в решающей мере определяет состояние всех отраслей экономики, уровень продовольственной безопасности государства и социально-экономическую обстановку в обществе.

Аграрный сектор формирует 5,7% валового внутреннего продукта и около 70 % фонда потребления населения и обеспечивает продовольственную безопасность и продовольственную независимость страны.

Развитие сельского хозяйства оказывает содействие развитию других отраслей, которые поставляют средства производства и потребляют продукцию сельского хозяйства как сырье, а также предоставляют транспортные, торговые и другие услуги.

В сельской местности проживает 47% от общего количества населения. Непосредственно в аграрной сфере занято 2,38 млн. человек.

Определенная стабилизация и наращивание объемов производства сельскохозяйственной продукции в 2000–2010 годах дали возможность увеличить объемы производства сельскохозяйственной продукции и повысить уровень потребления основных продуктов питания на душу населения.

Важнейшей составной частью агропромышленного комплекса является зерновая отрасль, определяющая основу экономической безопасности страны. Специфика организации рынков пшеницы продовольственной и зерна фуражного позволяет отнести их к рынкам с развитой конкуренцией. Наиболее актуальной для данного рынка остается проблема обеспечения полной загрузки емкостей хлебоприемных предприятий в течение года. Для ее решения необходимо создание более благоприятных условий развития сельскохозяйственного производства. В целях экономического оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий, сохранения и развития их ресурсного потенциала, преодоления спада и перехода к наращиванию производства сельскохозяйственной продукции привлекаются инвесторы из числа хозяйствующих субъектов, занятых переработкой сельскохозяйственной продукции. Все чаще элеваторы включаются в состав формируемых сельскохозяйственных интегрированных структур. В целом, современное состояние рынка зерна Казахстана является следствием процессов его формирования в условиях перехода сельскохозяйственной отрасли на рыночные отношения с одновременным ослаблением роли государства. Результатом этого являются следующие тенденции и проблемы рынка зерна:
сокращение государственных закупок зерна и переориентация системы реализации с государственных на альтернативные каналы сбыта;

  • значительные изменения рыночных цен на зерно в зависимости от урожайности и сезонности производства, что оказывает дестабилизирующее влияние на зерновую отрасль в целом;
  • появление на рынке большого количества посреднических структур, диктующих сельхозпроизводителям невыгодные ценовые условия;
  • значительная доля бартерных операций, обусловленная необходимостью расчетов с предприятиями и организациями за поставки нефтепродуктов, горюче-смазочных материалов, удобрений, семян;
  • слабая информационная прозрачность рынка и, как следствие, отсутствие равновесной цены, определяющей реальные спрос и предложение.

    Нерешенность данных проблем приводит к деформированию системы ценообразования на зерно, диспаритету цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, снижению зависимости между ценой и качественными показателями зерна.

    Сохраняется угроза деиндустиализации сельского хозяйства. Свыше 80% технических средств нуждаются в немедленной замене вследствие изношенности. Темпы обновления машинно-тракторного парка находятся на низком уровне: ежегодное обновление тракторов составляет в среднем 0,87%, зерноуборочных комбайнов – 3,2%.

    Чтобы преодолеть все отрицательные факторы развития сельского хозяйства и в частности рынка зерна был разработан Комплекс мер по устойчивому развитию агропромышленного комплекса на 2009–2011 годы. Актуальность разработки и принятия настоящего Комплекса мер обусловлена необходимостью принятия дополнительных мер по обеспечению развития сельского хозяйства соответственно объемам и источникам финансирования, приведенным в паспорте Комплекса мер. Также, Комплекс мер определил цели, задачи и основные направления развития АПК, производства сырья и продовольствия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, предполагаемые показатели их результативности.

    По результатом данной программы, наблюдается рост производства сельского хозяйства, а рост производства зерна способствовал увеличению объемов его реализации и повышению доходности отрасли. Но дефицит на мировом рынке зерна вызвал чрезмерный рост цен, что привело к усилению экспортных настроений у владельцев продукции.

    В целях недопущения возникновения дефицита зерна в регионах и стабилизации цен на муку и хлебобулочные изделия, в настоящее время организовываются стабилизационные фонды, которые сформированы практически во всех областях, городе республиканского значения и столицы.

    Однако сложившаяся в отрасли к настоящему времени ситуация не позволяет преодолеть отрицательные явления. Наблюдаются такие проблемы, как:

    ü несовершенство структуры посевов и производства зерновых культур;

    ü недостаточная техническая и технологическая оснащенность зернового производст­ва;

    ü неустойчивость внешней торговли и неразвитость механизма государственного регу­лирования экспорта зерна;

    ü недостаточное развитие переработки зерна крупяных культур и выработки готовых кормов;

    ü ухудшение системы послеубороч­ной доработки и хранения зерна;

    ü не соблюдение научно-обоснованных агротехнологий, оптимальных сроков агротех­нических работ и соотношения сортов разных сроков вегетации;

    ü недостаток доступных кредитных ресурсов у сельхозтоваропроизводителей для проведения весенне-полевых и уборочных работ;

    ü дисбаланс внутренних и внешних (экспортных) цен на зерно;

    ü высокая стоимость сырья для мукомольных заводов приводит к удорожанию хлебо­булочных изделий, что ставит под угрозу продовольственную безопасность страны.

    Во всех областях Казахстана отмечается устойчивая тенденция к ухудшению качества земель: снижение содержания в почвах гумуса, питательных веществ; изменение видового состава растительности и ее продуктивности, что снизило потенциал кормовой базы. Сельскохозяйственные угодья подвержены деградации, загрязнению и теряют способность к воспроизводству плодородия.

    Чтобы преодолеть эти проблемы необходимо усилить меры государства по регулированию рынка зерна, это: эффективное управление государственными ресурсами зерна; обеспечение закупа зерна в государственные ресурсы; ценовые интервенции на внутреннем рынке зерна; поддержка отечественных сельхозпроизводителей в целях производства конкуренто­способной зерновой продукции.

    Казахстан обладает высоким потенциалом для развития кластера производства и переработки пшеницы, ориентированного на внутренний и внешний рынки. Динамично развивается отрасль с высокими экспортными возможностями, в особенности северный регион республики (Акмолинская, Костанайская, Северо-Казахстанская области), который дает достаточно высокие объемы производства зерна пшеницы. Для этого необходимо развивать инновационную инфраструктуру, увеличить мощность предприятий по переработке зерна и повысить значительный предпринимательский интерес к производству зерна пшеницы и зерновых продуктов

    Цель формирования и развития зернового кластера – создание условий для расширения внутреннего производства и повышения конкурентоспособности зерна и продуктов его переработки на основе формирования интеграционных связей и совершенствования государственного регулирования.

    Необходимо осуществить ряд организационных мер со стороны государства по продвижению продуктов переработки зерна на внешние рынки, по строительству зерновых терминалов в портах Каспийского моря, а также на границе с Китаем, применить льготные тарифы на перевозку сырья и готовой продукции, применить государственные гарантии экспортных поставок. Это приведет к повышению конкурентоспособности продукции Казахстана на внешних рынках, к увеличению объемов экспорта продуктов переработки зерна, развитие экономического потенциала отрасли и республики в целом, развитию конкуренции среди отечественных предприятий, что будет способствовать общему развитию зернопереработки и повышению качества производимой продукции, расширению экспортных каналов посредством строительства и реконструкции зерновых терминалов (в том числе мельниц), созданию и развитию бренда казахстанской пшеницы, муки и пр.