Каталог статей |
Побережник Т.Н. Государственное управление в системе финансового контроляВ странах с рыночной экономикой органы государственного финансового контроля обеспечивают реализацию финансовой политики государства.Функционирование государственного аппарата России выступает одним из решающих факторов реформирования экономики, перехода к рыночным отношениям и устранения многих кризисных явлений в жизни страны. Хорошо отлаженная система государственной службы укомплектованной кадрами надлежащей компетенции и высокой квалификации, обеспечиваются в значительной мере политическая стабильность и социальная ориентированность экономики развитых стран. Некоторые западные специалисты в своих работах утверждают, что государственная администрация в этих странах развивается как единая система государственных органов, при этом формирование органов государственного управления и совершенствование управленческой деятельности государственных служащих и политических деятелей осуществляется на основе апробированных рекомендаций административной науки, сложившейся в 20 веке в самостоятельную отрасль научных знаний. Финансовая деятельность государства значительно усложняется на современном этапе, так как возрастает роль государства в финансировании публичных финансов. В финансовой системе государства центральным главным звеном является бюджетная система и ослабление данного контроля влечет негативные моменты в экономике страны. Государственный бюджетно-финансовый контроль распространяется полностью только на звенья системы государственных финансов и охватывает, прежде всего, составление и исполнение государственного бюджета, внебюджетные правительственные фонды, местные финансы и финансы государственных предприятий. Деятельность монополий и частнопредпринимательская деятельность является объектом государственного финансового контроля лишь в части соблюдения финансовой дисциплины при выполнении монополиями государственных заказов, а также при составлении налоговых деклараций. Объектом финансового контроля являются финансовые показатели деятельности, но, так как они либо регламентируют процесс формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов, либо отражают результативность их кругооборота, фактически объектом финансового контроля становится весь процесс производственно-хозяйственной деятельности. Этим и определяется огромная роль финансового контроля в системе управления. Международный опыт и практика функционирования отечественной финансовой системы в переходный период к рыночным отношениям привели к принятию решения об организации системы органов федерального казначейства и переводе бюджета на казначейскую систему исполнения. Многие развитые страны осуществляют исполнение бюджета через систему казначейства: США, Швеция, ФРГ, Бразилия, Израиль, Австралия и др. Если обратится к теории организации и стратегического менеджмента, в понятие «управление организацией» должны входить все основные ключевые элементы общего и стратегического менеджмента, следовательно к составляющим административных механизмов государственного управления, добавляем, организационное проектирование структур управления, управление организационными изменениями, управленческие технологии, функции управления, функции руководства, стиль и методы руководства, власть и лидерство, система мотивации, алгоритмы принятия управленческих решений и ряд других проблем организационного развития. Попытка внести административную науку или государственное управление к науке административного права, на том основании, что они занимаются одной областью деятельности государственным административным управлением. Среди практиков государственного управления, которых считают, что процессы управления в государственных органах всех уровней можно свести к административно – директивным методам при условии строгого соблюдения юридических норм. В современных подходах к государственному управлению предметом исследований являются любые организации представительной, исполнительной и правоохранительной власти без исключения, тем более что, управленческая деятельность подчиняется одним и тем же общим законам менеджмента. Именно государство посредством законов, правительственных программ и эффективной работы своего аппарата придает десяткам миллионов индивидуальных усилий своих граждан нужную целенаправленность, согласованность и результативность. Российской Федерации нужно сильное государство, способное обеспечить в обществе, с одной стороны, конституционные свободы, многообразие взглядов и политических сил, широкое самоуправление, демократизм, национальную самобытность, а с другой - твердый общественный порядок, безопасность, надлежащую кооперацию и координацию труда, правовую урегулированность общественных связей, соблюдение законов, охрану и восстановление окружающей среды, сохранение и приумножение социально – культурных национальных ценностей.
Литература: 1. Русинов Ф.М., Никулин Л.Ф., Фаткин Л.В. «Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений» - М.: ИНФРА – М, 2006 2. Матирко В.И. «Проблемы кадровой политики в государственном аппарате» - М.: дело, 2006 |