главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

К.э.н., доцент Кандыбко Н.В.

Федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный университет», Россия

Стратегия развития федеральной контрактной системы

Нужна ли России федеральная контрактная система (ФКС)? Ответить на этот вопрос пытались многие ученые-экономисты, высказывая подчас диаметрально противоположные мнения. Попытка создания ФКС в России была предпринята в 90-х годах прошлого века [2]. На базе Министерства торговли и материальных ресурсов была создана Федеральная контрактная корпорация «Росконтракт». Однако выполнение работ по обеспечению государственных заказов оказалось малоэффективным и слабо подкреплялось государственным финансированием. В итоге в 1994 г. было проведено реформирование ФКС и ее приватизация.

Актуализация рассматриваемой проблематики произошла в 2009 году. Президент РФ в Бюджетном послании «О бюджетной политике в 2010-2012 годах» в качестве важнейшей поставил задачу создания комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утвержденным показателям бюджета, что позволит более четко определить приоритеты, цели и результаты использования бюджетных средств, установить индикаторы, характеризующие их достижение, организовать на постоянной основе мониторинг эффективности бюджетных расходов [1].

Министерством экономического развития в 2009 г. был разработан проект Концепции, а также определены базовые показатели деятельности ФКС до 2015 года. В разработанных документах ФКС рассматривается как совокупность процедур и правил, регулирующих отношения, связанные с планированием обеспечения государственных нужд, размещением заказов на поставку товаров, работ и услуг, и исполнением государственных контрактов в целях обеспечения федеральных государственных нужд в рамках бюджетных ограничений.

Контрактная система закупок оборонной продукции (далее контрактная система) как составная часть федеральной контрактной системы представляет собой экономико-хозяйственный механизм, регламентирующий экономические, правовые, управленческие, технические и социальные аспекты отношений государства в лице государственных заказчиков с поставщиками (исполнителями), разрабатывающими, изготавливающими, поставляющими оборонную продукцию.

Контрактная система как механизм взаимодействия государственных заказчиков и исполнителей должна сделать государственный оборонный заказ (ГОЗ) выгодным для поставщиков (исполнителей), позволить максимально учесть интересы сторон, оптимизировать затраты и наиболее эффективно использовать выделенные средства, минимизировать экономические и технические риски при создании новой дорогостоящей военной техники и, в конечном итоге, обеспечить успешное выполнение всего объема предусмотренных работ в договорные сроки.

Анализ опыта развитых стран показывает, что в условиях рыночных трансформаций контрактная система должна объединить в себе два начала: регулирующую функцию государства и право товаропроизводителей на свободу хозяйственной деятельности. Наиболее эффективно это можно реализовать на основе принципов построения и функционирования контрактной системы. При этом государство должно устанавливать и контролировать строгое соблюдение правил, которые, с одной стороны, обеспечивали бы получение высококачественной оборонной продукции, а с другой – делали бы выполнение оборонного заказа выгодным для поставщиков (исполнителей).

Внутренняя сущность принципов построения и функционирования контрактной системы состоит в нахождении баланса экономических интересов государства-заказчика и организаций-исполнителей оборонного заказа.

К принципам построения контрактной системы можно отнести следующие: целеполагание, организованность и регламентированность, управляемость, непрерывное совершенствование, профессионализм.

В совокупности принципов функционирования контрактной системы можно выделить следующие: выбор надежного исполнителя ГОЗ, приоритетность, срочность, учет мобилизационных интересов государства, эффективность размещения оборонного заказа, стимулирование исполнителей ГОЗ, обязательность контроля исполнителя при размещении и исполнении ГОЗ, объективность выбора исполнителя и персональная ответственность.

Принципы построения и функционирования контрактной системы могут менять свою роль. По мере изменения экономической, политической обстановки в стране, трансформации задач, стоящих перед ВС РФ, значимость некоторых принципов может изменяться, и вместе с тем возможно возникновение новых принципов, отражающих новые проблемы и условия функционирования контрактной системы.

На современном этапе мы можем говорить лишь о развитии в России некоторых институциональных элементов контрактной системы закупок оборонной продукции. Формирование новых эффективных институтов представляет собой сложный и длительный процесс, в основе которого должна лежать продуманная стратегия развития всей системы государственных закупок.

Литература:

1. Послание Президента РФ «О бюджетной политике в 2010-2012 годах». [Электронный ресурс]. URL: [сылка более недоступна}