Каталог статей

Степаненкова Наталья Михайловна

Оценка инновационного потенциала Липецкой области

Инновационный тип развития экономики во многом определяется научно-технической политикой региона, формированием регионального инновационного механизма. Субъектам принадлежит важная роль в реализации антикризисной программы, используя нововведения селекционно-генетического, технологического, организационно-управленческого и социального характера.

В настоящий момент в российской экономике наблюдается диспропорция между наличием инновационных возможностей и их реальным воплощением на практике. Проблема связана с недостатком комплексных исследований, методологических разработок и концептуальных подходов к оценке инновационного потенциала и эффективности его использования применительно к конкретному региону.

Однако в последнее время к анализу инновационной деятельности регионов исследователи стали больше обращаться. Применение системы обобщающих показателей на базе статистических данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области позволило сделать вывод, что наиболее низкие показатели имеют критерии финансовой составляющей инновационного потенциала. Несмотря на рост внутренних затрат на исследования с 22,8 до 58,0 млн. руб., область занимает одно из последних мест в ЦФО и РФ. Удельный вес основных средств науки и научного обслуживания в общей величине основных средств области остается на уровне 2000 г. и не получает дальнейшего развития. При этом затраты на НИОКР по отношению к ВРП не только имеют незначительный удельный вес, но и неуклонно снижаются с 0,47% в 2000 г. до 0,31% в 2006 г. Сложившийся уровень заработной платы в научно-образовательной сфере области - 7189,6 руб., в том числе в образовании - 5627,0 руб., существенно ниже, чем по экономике в целом - 8634 руб. Это не обеспечивает реальных стимулов к реализации работниками своего научного потенциала.

При этом по затратам на технологические инновации отмечается положительная динамика. За последние семь лет инвестиции в основной капитал выросли в 7 раз, составив на конец периода 36,8 млрд. руб. Основными направлениями вложений явились: обрабатывающее производство - 18,3 млрд. руб., сельское хозяйство - 7,0, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 1,7 млрд. руб. По уровню инвестиций на душу населения область превышает среднероссийский показатель на 12,0 %, а ЦФО – на 19,0 %. Сейчас технологические инновации в области осуществляют 9,5 % предприятий, тогда как в РФ - 8,6, ЦФО - 9,1%. В результате произведенных инвестиций стоимость основных производственных средств возросла в 2,6 раза, а степень износа снизилась на 4 %. Число использованных передовых технологий увеличилось на 65 %, что привело к росту производительности труда в 4,3 раза. Положительно можно характеризовать и группу показателей кадровой составляющей.

За годы реформирования в области сформировался относительно молодой по возрасту, высокообразованный инновационно-ориентированный менеджмент, активно внедряющий нововведения в развитие народнохозяйственного комплекса. Областная администрация сумела выстроить четкую систему взаимодействия с муниципальными органами, наладить эффективные отношения с Федеральным центром. В области создана достаточно стройная система подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих, осуществляемая на базе Липецкого филиала ОРАГС, ЕГУ им. И.А. Бунина и других вузов. Увеличился выпуск специалистов средними и высшими образовательными учреждениями на 13 и 73 % соответственно. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, в сравнении с данными 2000 г. сократилась на 130 человек, но при этом возросла численность исследователей с учеными степенями.

Однако исследования показывают, что научный потенциал области нельзя оценивать высоко, поскольку все показатели находятся на границе кризисной оценки. В области научными исследованиями и разработками занимаются весьма ограниченное число организаций - 9, в том числе 3 государственных вуза. По этому показателю регион занимает предпоследнее место в ЦФО (после Костромской области). При этом наблюдается отрицательная демография такого рода организаций. За 2000 - 2006 гг. их численность сократилась на 77 %, в то время как соответствующее снижение по РФ - 10,8, а по ЦФО - 9,1 %. Организации, занимающиеся научными исследованиями, характеризуются незначительными размерами. В среднем на одну из них в 2006 г. приходилось 46,3 чел, тогда как в РФ этот показатель был равен 222,8, в ЦФО - 288,9 чел. Несмотря на рост в 2000 -2006 гг. числа исследователей со степенями с 28 до 108 человек, в том числе докторов наук с 4 до 41 и кандидатов с 51 до 67 человек, доля области в их общей численности в ЦФО и РФ не существенна: в целом по исследователям - 0,2 и 0,1 % соответственно, докторам наук - 0,3 и 0,2, кандидатам - 0,2 и 0,1 %.

В области в настоящее время действует 21 высшее учебное заведение (в 1990 г. - 4), которые в 2006 г. выпустили 5,2 тыс. специалистов. В расчете на 10 000 жителей количество студентов в регионе достигло 302 чел, тогда как в РФ - 431,3, ЦФО - 477,7 чел. В структуре выпускников основная доля приходится на педагогические, юридические, экономические специальности, в то время как региональный хозяйственный комплекс остро нуждается в инженерно-технических работниках. Это тем более актуально, что обрабатывающее производство (черная металлургия, машиностроение и металлообработка), являющееся инженероемким, занимает превалирующее положение в валовом региональном продукте - 55,2 %.  Следует отметить, что с 2003 г. вовсе не занимаются исследованиями проектно-изыскательные организации, а с 2004 г. конструкторские бюро, что отрицательно сказывается на прикладном характере исследований. Рост объема инновационной продукции, безусловно, является положительным моментом, характеризующим региональный потенциал. Липецкая область по данному показателю опережает все области Центрального Черноземья, но все же он ниже уровня РФ и ЦФО (для сравнения 4,5 и 3,5 % соответственно). Перечисленные проблемы сказываются на результативной компоненте инновационного потенциала. Доля инновационной продукции в объеме промышленной продукции составляет лишь 2,7 %, низкий уровень инновационной активности промышленных предприятий приводит к существенному отставанию области от других регионов как по числу поданных заявок на выдачу патентов - 70 ед., так и выданным патентам- 53 ед.

Но кроме количественных параметров на инновационный потенциал оказывают влияние качественные критерии. Для каждой области характерны свои природные, исторические, этнические, социальные условия, нормативная база. В течение всего периода реформ в области активно формируется формальная институциональная среда, адекватная сложившимся рыночным реалиям, учитывающая особенности социально-экономического развития региона в рамках РФ и ориентированная на продолжение рыночных преобразований. В области за последние годы принято значительное число законодательных актов, стимулирующих социально - экономическое развитие. Характерно, что региональные законы не дублируют, а уточняют и развивают соответствующие федеральные, усиливают преференции для активных инвесторов.

Кроме того, при оценке Липецкой области как аграрного сектора экономики, нельзя не учитывать потенциал такого ресурса, как земля, которая является главным фактором сельскохозяйственного производства. Согласно информации Федеральной службы земельного кадастра в 2003 г.  кадастровая стоимость сельскохозяйственных угодий в среднем по РФ составила 11040 руб./га, по ЦФО – 15845, а в Липецкой области - 16010 руб./га. Распределение земель по угодьям показывает, что удельный вес пашни в РФ в целом составляет 55,9 %, в ЦФО – 71,7, тогда как в Липецкой области доля пашни существенно выше – 79,7 %. Пашня Липецкой области имеет 90 % среднюю и повышенную обеспеченность гумусом и лишь 10 % - низкую. Наличие плодородных почв дает большие преимущества в аграрном производстве, и, безусловно, повышает инновационную привлекательность сельского хозяйства данного региона. Повышение инновационной активности этого сектора экономики показывает существенные возможности повышения инновационного потенциала Липецкой области как региона в целом,  поскольку увеличивает резервы перерабатывающей промышленности и способствует насыщению рынка отечественной продукцией.  Развивать сельскохозяйственное производство необходимо не только из экономической выгоды, но и социально-политической ситуации. Социальный аспект эффективности просматривается в признании и решении в качестве стратегически значимых проблем продовольственной безопасности, национального рынка, демографической и общественной безопасности в форме быстрого обезлюдения деревни.

Таким образом, современный этап развития экономики  Липецкой области характеризуется формированием нового уклада, который можно определить как инновационный. Стратегическим ресурсом становятся научные знания, научные разработки, что предполагает ускорение научно-технического прогресса и освоения инноваций. Инновационный процесс приобретает принципиально иной характер, охватывает все сферы экономики, проникает в организационные и управленческие структуры. В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы формирования новой научно-технической среды, способной создать условия для реализации прогрессивных тенденций.