главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

Кононенко Т.А.

Кубанский государственный университет, Россия

Формирование системы проектного финансирования для реализации инвестиционной политики региона

Создание эффективной системы управления инвестиционной деятельностью на разных уровнях экономики становится первостепенной задачей, о чем свидетельствует постоянное упоминание об этом в программных документах и законодательных актах, принимаемых на различных уровнях власти. Однако существенных результатов в этой сфере пока нет. Об актуальности создания такой системы говорит то, что наращивание инвестиций за счет собственных средств ограничено, а привлечение внешних инвесторов сопряжено с рядом трудностей, таких как высокий уровень налогообложения, недостаточно разработанное законодательство, высокий уровень региональных рисков. Без проведения грамотной инвестиционной политики практически невозможно в российских условиях модернизировать промышленные предприятия и обеспечить промышленный подъем в стране. Причем речь идет не только о модернизации производства, но и о модернизации управления [1].

Несмотря на то, что уровень инвестиционной активности в России во многом зависит от федеральной экономической политики, ее стимулирование является, в первую очередь, задачей региональных органов власти. Поэтому необходима региональная инвестиционная политика (РИП), ориентированная на достижение определенных целей регионального развития. Проявлением реализации проводимой в регионе инвестиционной политики должна стать совокупность инвестиционных проектов, отвечающих требованиям данного региона. Однако степень влияния проводимой в регионе инвестиционной политики на региональные инвестиционные проекты не всегда высока, и поставленные при разработке РИП цели могут оказаться недостигнутыми. Причина этого в том, что при формировании РИП не уделяется должного внимания механизмам ее реализации, что обусловливает ее низкую эффективность и несоответствие результатов поставленным целям. В связи с этим необходимо для повышения эффективности инвестиционной политики еще на стадии ее разработки ориентироваться на методы финансирования инвестиционных проектов, реализуемых в рамках проводимых региональных и федеральных программ.

Обычно привлечение инвестиций для финансирования региональных инвестиционных проектов осуществляется в дефицитной, в корпоративной организационных формах, а также в форме проектного финансирования (ПФ) [2]. ПФ выгодно для инвесторов по причине высокого финансового рычага, налогового щита, внебалансового финансирования, ограничения и распределения риска, длительного срока финансирования, возможности отсрочки выплаты процентов до запуска объекта в эксплуатацию.

Термин «проектное финансирование» используется по отношению к широкому кругу финансовых схем, имеющих общую характерную черту: для тех, кто предоставляет финансовые ресурсы, основную роль играет надежность и окупаемость самого проекта, и финансирование не зависит в первую очередь от прошлых финансовых показателей спонсоров или от стоимости вовлеченного имущества [3]. Перспективно рассматривать ПФ как отношения, возникающие между участниками инвестиционного процесса, по поводу наиболее эффективной организации финансирования, достигающейся оптимальным распределением риска между участниками проекта, в условиях ограниченности ресурсов, позволяющие преодолеть эту ограниченность для реализации стратегических и территориально-образующих проектов. Этой способностью преодолевать ресурсную ограниченность объясняется особое значение ПФ для инвестиционной политики регионов, так как бюджетная ограниченность требует от регионов применения наиболее эффективных технологий финансирования.

Для реализации инвестиционных проектов в России наиболее часто использует ПФ Сбербанк РФ. Объемы ПФ, предоставляемого Сбербанком РФ, не превышают коммерческих кредитов, выданных юридическим лицам, однако тренд роста предоставляемых объемов этих видов кредитования одинаков, о чем свидетельствует рисунок 1. В 2010 году таких кредитов было предоставлено Сбербанком более чем на 2163 млрд. руб., что на 5% больше, чем в 2009 и на 15% больше, чем в 2008 году [4].

Рисунок 1 – Объем выданных Сбербанком ссуд по видам кредитования

Второе место после Сбербанка по объемам проектного финансирования в России занимает банк ВТБ. Объем проектного и прочего финансирования, предоставленного ВТБ за 2010 год, составил 888,9 млрд. руб., причем эта сумма выросла по сравнению с 2009 годом на 33% [5]. Анализ динамики проектного финансирования, предоставляемого банком ВТБ, представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 – Динамика объемов ПФ, предоставляемого банком ВТБ

Несмотря на абсолютное преобладание в кредитном портфеле кредитов на финансирование текущей деятельности, темп прироста объемов ПФ вырос в 2008 году до 184% по сравнению с 75% в 2007 году. В 2009 и 2010 годах рост ПФ замедлился, но все равно остался гораздо выше, чем рост по прочим кредитам. Это характеризует проектное финансирование как перспективный и динамично развивающийся вид кредитования, объемы которого будут неуклонно расти.

Таким образом, роль проектного финансирования в инвестиционной политике регионов возрастает. Однако федеральное законодательство, относящееся к сфере проектного финансирования, не адаптировано под проекты регионального и муниципального уровней, что является существенным ограничением для формирования массового проектного рынка развития инфраструктуры. Основой управления проектами должны стать нормативно-правовые акты комплексного инвестиционного развития субъектов РФ и муниципальных образований на средний и долгосрочный период, содержащие перечни проектов развития общественной инфраструктуры на основе проектного финансирования.

Литература:

1. Бадалов А.Л. Проектное финансирование и реструктуризация российской экономики / Рос.экон.акад. М., 1998. ­ 64 с.

2. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: учебное пособие / Под общ. ред. И.И. Мазура. – 3-е изд. – М.: Омега-Л, 2004. – 664 с.

3. Бурау Е.В., Стриженко А.А. Проектное финансирование (по материалам немецкого банка «Дрезнер Банк АГ» в 1997-99 гг.): Учебное пособие / Алтайский гос. технический университет. Барнаул. Изд-во АлтГТУ, 2000. – 52 с.

4. Консолидированная финансовая отчетность и заключение независимого аудитора акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ [Электронный ресурс] / www.sbrf.ru/krasnodar/ru/ investor_relations/accountability.

5. Консолидированная финансовая отчетность банка ВТБ [Электронный ресурс] / [сылка более недоступна}