Каталог статей

А.Г. Бутрин, Д.Л.Ярушин

Затраты при управлении интеграционными ресурсосберегающими процессами

Данная статья подготовлена в рамках госзакадания Минобразования и науки РФ «Организационно-экономическая сущность инновационного ресурсосберегающего управления предприятием» 2012-2014 гг.

Сегодня, в условиях протекания интеграционных процессов, ключевой задачей развития большинства предприятий становится обеспечение адаптивности, устойчивости, конкурентоспособности, эффективности. Существенные резервы здесь заключены в использовании инструментария логистики и концепции SCM, предполагающего  интегрированное управление поставщиками, перевозчиками, производителями, дилерами, дистрибьюторами и потребителями как единым целым. Важнейшим аспектом при организации оптимального экономического потока в цепи является формирование оптимальных параметров оборотных средств по стадиям их расширенного кругооборота, охватывающего поставщика материальных ресурсов начального уровня и потребителя продукции конечного уровня.

Нами доказано, что эффективная организация производственного процесса на промышленном предприятии обеспечивается оптимизацией структуры и параметров его логистической системы по показателю соответствия материальных, финансовых и информационных потоков. Ключевой задачей оценки соответствия потоковых процессов является определение их временного соответствия друг другу. Исходя из этого показателем соответствия потоковых процессов должно являться минимальное отклонение фактического от оптимального запаздывания потоков. Потоки согласованы, если запаздывание между ними оптимально. Задача оптимизации сводится к определению оптимального запаздывания по критерию минимальных интегральных затрат, которое позволит идентифицировать оптимальный экономический поток. Этот виртуальный поток обеспечивает максимальную экономическую эффективность предприятия. Отклонение фактического запаздывания от оптимального позволит найти величину экономических потерь (резерва) и задействовать внутренние и внешние резервы их ликвидации. Данная гипотеза сохраняет актуальность и в рамках концепции SCM: эффективная организация цепи поставок обеспечивается оптимизацией структуры и параметров оборотных средств участников цепи по показателю соответствия. Ключевой задачей оценки соответствия интересов участников цепи является определение временного соответствия оборотных производственных фондов и фондов обращения всех участников цепи друг другу.

Грамотное выявление, учёт и контроль всех видов затрат (традиционных, логистических, трансакционных, потерь и др.) на протяжении всей цепи позволяет снизить себестоимость продукции и идентифицировать «лишние» процессы, от которых можно отказаться без ущерба для качества продукции.  Существенные резервы сокращения затрат заключены в эффективном взаимодействии партнёров в цепи поставок. Под цепью поставок мы понимаем  движение продукции услуг от источника сырья и материалов до конечного потребителя посредством материальных, информационных и финансовых потоков. Она включает поставщиков, провайдеров услуг и потребителей, осуществляющих продвижение товара от начального поставщика материальных ресурсов до конечного потребителя готовой продукции [3]. Затраты в цепи можно разделить на продуктивные затраты, т.е. затраты, которые создают ценность для покупателя, и затраты, не создающие ценности. Ключевой задачей является сведение к минимуму второй категории затрат. Главным элементом затрат, не создающим ценности, являются запасы. Именно оптимизация запасов является ключевым резервом повышения эффективности управления оборотными средствами участников цепи.

Мы считаем целесообразным придерживаться следующих определений:

– «классические» затраты предприятия– расход материальных, трудовых, финансовых, информационных и других видов ресурсов в стоимостном выражении;

- «классические» затраты в цепи поставок- расход материальных, трудовых, финансовых, информационных и других видов ресурсов в стоимостном выражении всех участников цепи поставок;

– логистические затраты (издержки) в логистической системе – затраты, возникающие в ходе осуществления внутрифирменных логистических операций;

- логистические затраты (издержки) в цепи поставок – затраты, возникающие в ходе осуществления меж- и внутрифирменных логистических операций, или затраты материальных, финансовых, информационных и трудовых ресурсов в цепи поставок;

- потери – все, что увеличивает стоимость без повышения потребительской ценности;

- логистические потери в логистической системе – упущенная выгода вследствие отклонений фактических от оптимальных значений внутрифирменных логистических параметров;

– логистические потери в цепи поставок – упущенная выгода вследствие отклонений фактических от оптимальных значений меж- и внутрифирменных логистических параметров в функционалах «Снабжение», «Производство» и «Сбыт» цепи поставок;

- добавленная стоимость в цепи поставок – сумма «классических» и логистических затрат в цепи поставок. Особо заметим, что потери не включены, так как они не участвуют в увеличении стоимости (но в создании стоимости участвуют).

Исходя из этого считаем:

- категория «классические» затраты предприятия шире категории «логистические затраты  в логистической системе»;

- категория «потери» шире категории «логистические потери»;

- категория «классические» затраты в цепи поставок» шире категории «классические» затраты предприятия», так как цепь поставок состоит из взаимодействующих предприятий. При этом затраты в цепи не будут являться механической суммой затрат всех участников в силу наличия эффекта синергии и эффекта «хлыста»;

- категория «логистические затраты в цепи поставок» шире категории «логистические затраты  в логистической системе»;

- категория «логистические потери в цепи поставок» шире категории «логистические потери в логистической системе».

Новизна разработанного нами метода идентификации затрат в том, что, во-первых, все затраты разделены на классические (традиционные), трансакционные и логистические на каждой стадии цепи поставок; во-вторых, установлен состав, структура  и организационно-экономическая сущность затрат в зависимости от типа цепи (динамичная цепь поставок, основанная на принципе «выталкивания» готовой продукции на складе с последующей отсрочкой оплаты покупателю; и отложенная цепь поставок, основанная на принципе «вытягивания» продукции под заказ). Более подробно с методом можно ознакомиться в учебном пособии [1], [2].

                                                  Литература

1. Бутрин, А.Г. Проектирование и оптимизация бизнес-процессов интегрированных субъектов: монография / А.Г. Бутрин, В.И. Цаплин, Ю.В. Бутрина. – Челябинск: Издательский  центр ЮУрГУ, 2011.–  240 c.

2. Бутрин, А.Г Методические основы управления цепями издержек интегрированных предприятий: учебное пособие/ А.Г. Бутрин. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011.–  105 c.

3. Иванов, Д.А. Управление цепями поставок / Д.А. Иванов. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. – 660 с.