главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Д.э.н. Городнова Н.В. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Россия Государственное участие в деятельности экономических системПод экономическими системами в данном научном исследовании определены различные организационно-правовые формы коммерческих и некоммерческий организаций (в том числе и виртуальные) вне зависимости от формы собственности, их объединения (ассоциации, союзы, финансово-промышленные группы, сети, интеграционные образования и пр.). Корпоративный сектор экономики России, в том числе и в строительной отрасли, в период с 1995 по 2001 гг. был представлен такими экономическими системами, как финансово-промышленные группы (ФПГ). По данным Федеральной службы статистики в 1995 г. после принятия закона «О финансово-промышленных группах» наблюдался бурный рост числа ФПГ в промышленности, автомобилестроении, добывающих отраслях. Изучение опыта формирования и функционирования финансово-промышленных групп позволяет выделить следующие специфические особенности: • высокий уровень автономности средних компаний в связи с незначительной долей участия в бизнес-процессах, невысокий уровень автономности более крупных компаний в связи с необходимостью воспроизводства основных фондов; • использование механизма реального самофинансирования за счет средств входящих в ФПГ банков; • формирование ФПГ на добровольной основе, как следствие, наличие горизонтальной интеграции. • недозагрузка мощностей строительных компаний (24-52 %), как следствие, резкое снижение объемов работ и численности рабочих-строителей; • отраслевая специфика: длительность цикла. Современное состояние корпоративного сектора российской экономики характеризуется следующими показателями: достигнут высокий уровень концентрации собственности: по данным опроса свыше 800 акционерных обществ, на 82 % предприятий существует собственник или группа собственников, которые контролируют деятельность предприятий [2]. Отношение объема инвестиций, привлеченных предприятиями путем размещения акций и облигаций на внутреннем и внешнем рынках, а также за счет привлечения долгосрочных (на срок более 1 года) кредитов банков в основной капитал уже к 2005 г. составило свыше 40 % [2]. В настоящее время в условиях усиления государственного регулирования целесообразно продолжить работу по совершенствованию государственного контроля процессов интеграции. Вопрос заключается только в том, в каких пропорциях необходим контроль деятельности интегрированных структур со стороны государства. При этом реализация основных направлений общегосударственной политики на федеральном уровне должна сопровождаться созданием серьезных условий для самовоспроизводства научно-технического потенциала интегрированных структур, в том числе с государственным участием. На рис. 1 представлена модель участия государства в интеграционных образованиях. В зависимости от состояния экономики соотношение объема частного и государственного капитала (пропорция «государство / частные капитал», рис. 2) начинает изменяться: в стабильной экономике доля частного капитала растет, государственное участие сокращается.
Рис. 1. Модель участия государства в экономических системах Обратная картина наблюдается в условиях финансово-экономического кризиса. При этом указанная пропорция начинает сдвигаться в сторону усиления процессов интеграции (рис. 2).
Рис. 2. Модель смещения пропорции «государство/частный капитал» в зависимости от состояния экономики Как показывает российская практика, на долю государственного участия оказывают влияние такие факторы, как экономическая и социальная нестабильность, экономические и политические кризисы. В табл. 1 представлен перечень российских государственных корпораций [3, 4]. Таблица 1 Перечень государственных корпораций России
В настоящее время меры государственной поддержки реального и банковского секторов заключаются, в основном, в выделении хозяйствующим субъектам, находящимся в кризисном состоянии, средств из федерального бюджета, направленных на стабилизацию ситуации и восстановление ликвидности промышленных компаний и коммерческих организаций. Российские эксперты отмечают, что проводимая антикризисная программа выделения бюджетных средств не дала видимого экономического эффекта. Вложенные государством средства в целях покрытия текущих задолженностей компаний используются нецелевым образом, поскольку у государства отсутствуют реальные механизмы контроля денежных потоков: государственные средства перетекают на фондовые рынки, идут на повышение оплаты труда топ-менеджмента и аффилированных лиц. По расчетам аналитиков, для осуществления выплат 1 рабочему кризисного предприятия, непроизводящего продукцию (работы), в год необходимо 18 тыс. руб. В рамках, к примеру, ОАО «Автоваз» на покрытие таких затрат потребуется 20 млрд. руб. государственных средств. При этом на предприятии отсутствует государственный заказ, не производится продукция, сокращаются рабочие места, нет объемов работ и в таких условиях требуются дополнительные деньги. К тому же расходы только по обслуживанию долгов по кредитам в сумме составляют 300 млрд. руб. Это, к примеру, 1/3 всех расходов на программы по здравоохранению России и половина расходов, выделяемых на научные исследования. Как показывает российская практика, вследствие распыления государственных средств или их неэффективного использования, компании вынуждены вновь обращаться к государству за финансовой поддержкой. Такой процесс может повторяться многократно, поскольку у государства, стоящего «в стороне», на сегодняшний день отсутствуют реальные механизмы осуществления контроля движения бюджетных средств. В этой связи необходим поиск новых форм экономического и финансового сотрудничества государства и субъектов инвестиционно-строительной сферы, позволяющих повысить эффективность использования государственных средств и пополнить доходную часть государственного бюджета. По мнению автора, одним из направлений решения данной крупной хозяйственной проблемы является введение государства на добровольной и конкурсной основе как полноправного участника инвестиционной и финансово-хозяйственной деятельности строительных компаний и формирование такого вида экономических систем, как государственно-частные партнерства. Список литературы 1. Федеральный закон РФ от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах». Режим доступа: [сылка более недоступна} | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||