главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

К.э.н., доцент Олейник Е.Б.

Дальневосточный федеральный университет, Россия

Особенности лесоуправления в Японии

Лесная политика является необходимым атрибутом национальной политики любой страны, поскольку каждая страна является, если не производителем, то уж обязательно потребителем лесной продукции. Цели и принципы лесной политики Японии изложены в Лесном законе, в который вносились существенные изменения в соответствии с текущей экономической ситуацией. В настоящее время лесная политика Японии опирается на следующие принципы: применение функциональной классификации лесов для целей планирования, равная ценность всех функций лесов, повышение качества лесов за счет отказа от создания новых плантаций и улучшения ухода за уже существующими плантационными и особенно естественными лесами. Лесная политика Японии отражает общую экономическую политику страны, она опирается тщательно разработанную систему государственного планирования, которая является главным инструментом управления лесами для всех типов собственности. Система планирования направлена сверху вниз и охватывает все уровни управления от национального до управления отдельным лесным участком. Процедуры сбора статистики в Японии, необходимые для планирования сложные, и как следствие - конечные данные очень точные. Министерство финансов несет ответственность за сбор статистики по торговле лесопродукцией. Таможенное регулирование, а также контроль документации импорта/экспорта лесопродукции неукоснительные. Лесные ресурсы каждые пять лет проходят систему установленных контрольных наблюдений. Однако даже такая система планирования не является совершенной и не позволяет реально отразить все потребности лесовладельцев.

В предыдущие 50 лет основным объектом лесоуправления было разведение плантационных лесов, так как после второй мировой войны леса страны были истощены и земли обезлесены, при этом спрос на древесину был высок. Поэтому правительство решило при лесовосстановлении сделать акцент на создание лесных плантаций по всей территории Японии. Главная цель - наращивание древесины для развития экономики, главным образом для жилищного строительства. В конце 1980-х годов пришло время начала массового поспевания древесины на плантациях. Возникла острая конкуренция между отечественной и импортируемой древесиной, в которой отечественная проигрывала по качеству и высоким затратам. В результате продолжающегося падения рентабельности лесозаготовок сформировалась новая идея относительно роли лесов в сторону усиления значимости их экологических и социальных функций. Реализация этой идеи началась в 1998 г. с административной реформы в системе управления национальными лесами. Фокус реформы был направлен на управление национальными лесами как «лесами для людей», что означало восстановление финансовой стабильности сектора и повышение эффективности управления лесопользованием, в том числе за счет сокращения затрат труда на лесохозяйственные работы.

В 2000-е гг. были утверждены программы проведения лесохозяйственной политики и с акцентом на экологические и социальные функции леса. Главнейшим документом в области государственного управления являются Основы лесохозяйственного акта, учреждающие Лесное агентство. Этот закон наделяет полномочиями институты, формирующие лесную политику государства. В основе организационного механизма - три национальных закона: Закон о лесе, Базовый Закон о лесе и лесном хозяйстве и Закон по управлению и руководству государственными лесами. В соответствии с новой версией Лесного закона классификация, используемая для национальных лесов, распространилась теперь на леса всех видов собственности, включая частные и общественные. При этом акцент сместился от создания и поддержания плантационных лесов в сторону повышения роли естественных лесов.

В Японии на долю частных лесов приходится 57,9 % от общей площади лесов и 31,2 % - на долю национальных. Общественные леса находятся в собственности префектур и муниципальных властей. Владельцы частных лесов для управления лесными участками объединяются в кооперативы. В последнее время кооперативы объединяются в крупные ассоциации, посредством которых лесовладельцы решают свои проблемы на уровне префектур и центрального правительства. Цели и принципы лесной политики реализуются через систему планов, которые являются основным инструментом управления лесами всех типов собственности. Реализация разработанных планов производится с помощью различных программ правительственной поддержки лесного сектора.

В настоящее время произошло осознание роли лесных экосистем, и цели управления лесным сектором Японии сместились с посадки новых плантаций в сторону поддержания уже созданных лесных плантаций и особенно ухода за естественными лесами (табл. 1).

Таблица 1

Цели, задачи и особенности лесуправления в Японии

Цели

Задачи

Особенности

-Стабильное развитие лесного хозяйства

-Усиление значимости экологической и социальной функций лесов

-Контроль за использовани-ем лесных ресурсов

-Многоцелевое использование лесных ресурсов

-Совершенствование системы лесозаготовки.

-Поддержание разновозрастных лесных плантаций путем продления оборотов рубок

-Выращивание древесины для жилищного стро-ительства

-Предохранение земли от вымывания и выветривания

-Упрочение финансовой стабильности лесного сектора

-Детально разработанная система планирования, направленная сверху вниз и охватывающая все уровни управления – от национального до отдельного лесного участка.

-Высокая точность ста-тистических данных

-Крупнейший в мире потребитель и импортер лесоматериалов.

Таким образом, «лесная политика Японии отражает общую экономическую политику страны: хорошо разработанная плановая система является одно из характерных черт японской экономики, однако степень реализации планов, по признанию японских экспертов довольно низкая … Условия участия Японии в ВТО не позволяющие повысить тарифы на импортируемую древесину, способствуют дальнейшему падению конкурентоспособности высокозатратной японской древесины» [1].

Анализируя основные цели, задачи и особенности лесной политики Японии, можно сделать вывод, что цели лесной политики– это устойчивое многоцелевое управление лесными ресурсами, поддержание запаса, увеличение производства древесины, признание глобальной роли лесов и необходимости их сохранения. Содержание лесной политики зависит от множества факторов, причем наличие большого объема запасов древесины не является определяющим. Цели и методы лесной политики обусловлены структурой собственности на леса, вкладом лесных ресурсов в экономику страны, экологическими и климатическими условиями, а также традициями и структурой общества.

Литература

1. Антонова Н.Е., Ланкин А.С. Лесной комплекс Российского Дальнего Востока: влияние внешних рынков и внутренней политики // Пространственная экономика. 2009, №1, С.26-50

2. Чернякевич Л.С. Экономическая стратегия трансформации системы лесоуправления: теория, методология, практика. Дисс. д-ра экон. наук, М.,

2007г