Каталог статей

Бутримова Н.А.

Эмоциональная компетентность как неотъемлемая часть мотивационной политики компании

Мотивация персонала – одно из самых сложных направлений деятельности управленцев, а умение мотивировать подчиненных – большое искусство. Компании, в которых управленческий персонал овладел этим искусством, занимают, как правило, ведущие позиции на рынке. Ни одна система управления не станет хорошо функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, обучения и развития, т. к. она побуждает конкретного сотрудника и коллектив в целом к достижению личных и общих целей.

Следует заметить, что разница в продуктивности сотрудников порой не имеет никакого отношения к их знаниям и умениям. Всё основывается на их эмоциональном состоянии и эффективность работы зависит от того, что они чувствуют, выполняя её. Задача мотивации состоит в том, чтобы человек хотел работать хорошо и одних материальных стимулов недостаточно.

Как показывает практика, материальные стимулы весьма неплохо мотивируют какое-то время. Но рано или поздно у сотрудника появляется необходимость гордиться своей работой, появляется потребность в признании его заслуг со стороны руководства и коллег. Другими словами, появится потребность в эмоциональных факторах мотивации. И если он не получит желаемого, то продуктивность его неизбежно будет снижаться.

Одна из основных задач любого менеджера состоит как раз в том, чтобы в полной мере задействовать в работе весь потенциал своих сотрудников. Именно на это направлена вся работа по мотивации персонала. Повышение продуктивности и, как следствие, прибыльности - вот результат внедрения грамотной системы мотивации. Менеджер, если он хочет быть действительно эффективным, должен уметь управлять эмоциями, как своими, так и своих сотрудников.

Директивный стиль менеджмента так и остаётся основным на сегодняшний день. Эмоциональная компетентность воспринимается руководителями как нечто малозначительное, а порой и совершенно лишнее.

Рассмотрим ряд предложений, которые заинтересуют сотрудника и сделают его работу более интересной и продуктивной. Прежде всего, руководители всех рангов должны понимать, что способность позитивно влиять на эмоции сотрудника повышает эффективность его работы, улучшает его отношения с коллегами, взаимодействие с клиентами. Признание факта влияния эмоций на производительность труда - первый шаг, за которым последуют остальные.

Для эффективного воздействия на эмоциональную сферу сотрудников желательно проведение семинаров и тренингов по эмоциональной компетентности для менеджеров компании. Это позволит менеджерам научиться качественно управлять своими эмоциями и влиять на эмоции своих сотрудников в интересах дела. Кстати, на волне возросшей в компаниях популярности внутреннего обучения, всё больше появляется тренингов для корпоративных тренеров. Ведь если на образование всех сотрудников компании необходимой суммы может не найтись, то на обучение одного или нескольких внутренних тренеров ресурсов, скорее всего хватит.

За последний период наблюдается тенденция сокращения компаниями HR-бюджетов, в частности расходов на обучение, развитие и стимулирование сотрудников. Так, к примеру, в корпорации «Артериум» бюджеты на развитие, обучение и стимулирование персонала в I квартале 2009 г. Сократилось на 25%. В компании «Атлант-М Днепр», в их автоцентре HR-бюджеты на развитие и стимулирование уменьшились на 70%. Такие тенденции наблюдаются в целом на рынке тренинговых услуг.

Времена меняются, директивный стиль управления постепенно уходит в прошлое. Поэтому, целесообразным будет внедрение элементов коучинга - одного из наиболее эффективных стилей управления на сегодняшний день. Коучинг позволит не только значительно повысить эффективность управления, но и обеспечит позитивное влияние на эмоциональную сферу сотрудников. Обучить менеджеров основам коучинга или же ввести коуча в штат - это уже на усмотрение руководства компании. Таким образом, вариантов влияния на эмоциональную сферу сотрудников довольно много, нужно лишь захотеть начать изменения в этой области. Но, в любом случае, эффект многократно окупит расходы.

Таким образом, создание благоприятного эмоционального фона, создание системы развития и мотивирования, нацеленной на создание условий для развития "золотых воротничков", способно: удержать интеллектуальных сотрудников в компании, предоставив им возможность более динамично, чем при работе на самих себя, расти и развиваться.

Поэтому, возможность развития любой компании заключается в способности найти и удержать у себя квалифицированных специалистов, талантливых работников. Только комплексная система мотивации и развития с обязательным учётом эмоциональной составляющей позволит добиться от сотрудников полной самоотдачи на работе, максимальной эффективности и продуктивности.

Литература:

1.Успенская Е.А. Стратегия эффективной мотивации//Справочник по управлению персоналом. - №1, 2009.-С.46-49.

2. Казарин М. Мотивация персонала//Бизнес-консультант. №3,2009.-С. 21-

3.Бородаченко К. Без лишних трений//Бизнес.№7,2009.-С.39-42.