Свиридов О.Ю. Банковское дело

Компетенция Центрального банка Российской Федерации

Компетенция Центрального банка Российской Федерации. Под компетенцией ЦБ РФ понимаются его полномочия (права, обязанности и предметы ведения), необходимые для эффективного выполнения Банком России возложенных на него функций. ЦБ РФ реализует пять направлений своей компетенции:

  • как важнейший орган разработки и реализации денежно-кредитной политики государства;
  • как организатор наличного денежного обращения;
  • как главный орган банковского регулирования и банковского надзора;
  • как кредитная организация особого вида;
  • как организатор безналичных расчетов.

I. Компетенция Центрального банка Российской Федерации как органа денежно-кредитной политики Российской Федерации. Под денежно-кредитной политикой понимается комплекс мер государственного воздействия, приемов и инструментов, направленных и использующихся для повышения эффективности государственного управления в денежной и кредитной сферах.

ЦБ РФ ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря — основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.

Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают:

  • концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой ЦБ РФ;
  • краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;
  • прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;
  • количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных ЦБ РФ на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;
  • сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;
  • прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год;
  • целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые ЦБ РФ на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;
  • основные показатели денежной программы на предстоящий год;
  • варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;
  • план мероприятий ЦБ РФ на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой,федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики ЦБ РФ являются:

1) процентные ставки по операциям ЦБ РФ.

ЦБ РФ может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. ЦБ РФ использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования).

Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров.

3) операции на открытом рынке.

Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа ЦБ РФ казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций ЦБ РФ, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

4) рефинансирование кредитных организаций.

Под рефинансированием понимается кредитование ЦБ РФ кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются ЦБ РФ.

5) валютные интервенции.

Под валютными интервенциями ЦБ РФ понимается купля-продажа ЦБ РФ иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

6) установление ориентиров роста денежной массы.

ЦБ РФ может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

7) прямые количественные ограничения.

Под прямыми количественными ограничениями ЦБ РФ понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

ЦБ РФ вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.

8) эмиссия от своего имени ценных бумаг (облигаций).

ЦБ РФ в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

II. Компетенция Центрального банка Российской Федерации в сфере организации наличного денежного обращения. Как известно, официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль, который состоит из 100 копеек. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

В настоящее время официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Банкноты и монета ЦБ РФ являются безусловными обязательствами ЦБ РФ и обеспечиваются всеми его активами.

Банкноты (банковские билеты) и монета ЦБ РФ являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.

Эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятие из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно ЦБ РФ.

Это обеспечивается тем, что только Совет директоров ЦБ РФ принимает решения:

  • о выпуске банкнот и монеты ЦБ РФ нового образца;
  • об изъятии из обращения банкнот и монеты ЦБ РФ старого образца;
  • утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.

Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации. Правила организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации установлены Положением ЦБ РФ от 5 января 1998 г. № 14-П.

Кроме того, необходимо подчеркнуть, что в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения ЦБ РФ выполняет следующие функции:

  • прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты ЦБ РФ, создание их резервных фондов;
  • установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
  • установление признаков платежеспособности банкнот и монеты ЦБ РФ, порядка уничтожения банкнот и монеты ЦБ РФ, а также замены поврежденных банкнот и монеты ЦБ РФ;
  • определение порядка ведения кассовых операций.

III. Компетенция Центрального банка Российской Федерации как органа банковского регулирования и банковского надзора. Как уже указывалось выше, ЦБ РФ является главным органом банковского регулирования и банковского надзора. При этом материальное содержание банковского надзора состоит в том, что ЦБ РФ осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, установленных ими обязательных нормативов.

Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются:

  1. поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации;
  2. защита интересов вкладчиков и кредиторов.

ЦБ РФ не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В рамках банковского регулирования и банковского надзора ЦБ РФ устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила:

  • проведения банковских операций,
  • бухгалтерского учета и отчетности,
  • организации внутреннего контроля,
  • составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.

При этом устанавливаемые ЦБ РФ правила применяются в отношении бухгалтерской и статистической отчетности, составляемой за период, начинающийся не ранее даты опубликования указанных правил.

Для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора ЦБ РФ проводит:

  1. проверки кредитных организаций (их филиалов);
  2. направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законодательством санкции по отношению к нарушителям.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций ЦБ РФ может устанавливать следующие обязательные нормативы:

  1. минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка. Размер собственных средств (капитала) для действующей кредитной организации в качестве условия создания на территории иностранного государства ее дочерних организаций и (или) открытия ее филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка определяется в порядке, установленном нормативными актами ЦБ РФ;
  2. предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации;
  3. максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков. Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, являющихся по отношению друг к другу зависимыми или основными и дочерними, устанавливается в процентах от размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) и не может превышать 25% размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы);
  4. максимальный размер крупных кредитных рисков. Он устанавливается как выраженное в процентах отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы). Крупным кредитным риском является сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента, превышающая 5% собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы). Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 100% размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы);
  5. нормативы ликвидности кредитной организации, которые определяются как:
    • отношение ее активов и пассивов с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;
    • отношение ее ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до востребования, краткосрочных ценных бумаг, других легкореализуемых активов) и суммарных активов;
  6. нормативы достаточности собственных средств (капитала) определяются как отношение размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска;
  7. размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков. ЦБ РФ регулирует размеры и порядок учета открытой позиции кредитных организаций (банковских групп) по валютному, процентному и иным финансовым рискам;
  8. минимальный размер резервов, создаваемых под риски. ЦБ РФ определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций для покрытия возможных потерь по ссудам, валютных, процентных и иных финансовых рисков, гарантирования возврата вкладов граждан;
  9. нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц. Они определяются как выраженное в процентах отношение сумм инвестируемых и собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы). Размер норматива использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц не может превышать 25% размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы);
  10. максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам), определяется в процентах от собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы). Этот норматив не может превышать 50 процентов.

IV. Компетенция Центрального банка Российской Федерации как кредитной организации. ЦБ РФ является не только центром банковской системы и главным органом государственной власти по управлению этой системой, но и банком — кредитной организацией особого вида. Ведь это не просто банк, а главный банк страны.

ЦБ РФ может осуществлять банковские операции по обслуживанию: органов государственной власти; органов местного самоуправления; государственных и муниципальных организаций; государственных внебюджетных фондов; воинских частей; военнослужащих; служащих ЦБ РФ; иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

ЦБ РФ вправе осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации:

  1. предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;
  2. покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
  3. покупать и продавать облигации, эмитированные ЦБ РФ, и депозитные сертификаты;
  4. покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
  5. покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
  6. проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;
  7. выдавать поручительства и банковские гарантии;
  8. осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
  9. открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств;
  10. выставлять чеки и векселя в любой валюте;
  11. осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.

V. Компетенция Центрального банка Российской Федерации в сфере организации безналичных расчетов в Российской Федерации. Для целей обеспечения безналичных расчетов ЦБ РФ осуществляет межбанковские безналичные расчеты через свои учреждения. Кроме того, ЦБ РФ является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в Российской Федерации.

ЦБ РФ устанавливает:

  1. правила осуществления безналичных расчетов;
  2. формы осуществления безналичных расчетов;
  3. сроки осуществления безналичных расчетов;
  4. стандарты осуществления безналичных расчетов.

С этой целью практически ежегодно ЦБ РФ утверждаются Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации. При этом устанавливается, что общий срок осуществления платежей по безналичным расчетам не должен превышать два операционных дня, если указанный платеж осуществляется в пределах территории субъекта Российской Федерации, и пять операционных дней, если указанный платеж осуществляется в пределах территории Российской Федерации.



Свиридов О.Ю. Банковское дело