Миляков Н.В. Финансы

Финансовое планирование и прогнозирование

Неотъемлемой частью финансовой деятельности государства и хозяйствующих субъектов является финансовое прогнозирование и планирование. Прогнозирование заключается в том, чтобы определенными методами с использованием специального инструментария количественных оценок обработать имеющуюся на данный момент информацию о финансах, закономерностях их изменения, конкретных условиях их функционирования в данный момент и получить представление о направлениях их развития и состоянии в будущем.

В условиях рыночной экономики прогнозирование является научно-аналитической стадией планирования, исследовательской основой для подготовки плановых решений и заданий плана. Главные функции финансового прогнозирования:

  • научный анализ социальных, экономических и научно-технических процессов и тенденций, объективных причинно-следственных связей социально-экономических явлений хозяйственного развития в конкретно-исторических условиях, оценка сложившейся ситуации и выявление узловых проблем хозяйственного развития;
  • оценка действия этих тенденций в будущем и предвидение новых условий и проблем, требующих своего разрешения;
  • выявление возможных альтернатив развития в перспективе, накопление материала для всесторонне обоснованного выбора той или иной возможности развития и принятие оптимального планового решения, обеспечивающего активное воздействие на дальнейшее развитие финансов.

Прогноз очерчивает области и возможности, в рамках которых могут быть поставлены реальные задачи и цели, выявляет проблемы, которые должны стать объектом разработки в плане. В нем рассматриваются варианты активного воздействия на объективные факторы будущего развития финансов. Финансовый прогноз – это такое исследование перспективного развития, которое не ограничено принятым конкретным экономическим и политическим решением, а потому имеет предварительный, вариантный характер, горизонты его не ограничены рамками планируемого периода.

Разработка прогноза и формирование плана – взаимосвязанные стадии плановой работы, которые, однако, имеют специфику.

Различие между ними состоит в том, что план – отражение и воплощение уже принятого хозяйственно-политического решения, а прогноз – поиск возможного реалистического, экономически верного решения. План как итог всех видов и этапов плановой работы должен быть качественно однозначным, направленным на достижение уже выбранных целей. Прогноз обнаруживает возможность различных вариантов развития, анализирует и обосновывает их. В прогнозе можно рассмотреть различные принципы финансовой политики и сочетания объективных и субъективных, экономических и внеэкономических факторов. Он не ставит каких-либо обязательных заданий, но содержит материал, необходимый для их разработки. Прогнозы могут быть среднесрочными (5–10 лет) и долгосрочными (более 10 лет). Однако конкретно временнoй горизонт каждого частного прогноза определяется в зависимости от характера изучаемого объекта; комплексные прогнозы экономического развития разрабатываются применительно к горизонтам и срокам разработки очередных планов социально-экономического развития.

Финансовое планирование – это вид финансовой деятельности государства и хозяйствующих субъектов, ориентированной на достижение сбалансированности между их денежными ресурсами и направлениями использования этих средств. Следует отметить, что в процессе финансового планирования определяются не только собственно финансовые пропорции, но и пропорции сопутствующие – натурально-вещественные, трудовые и др.

Финансовое планирование является органической частью социально-экономического планирования. Поскольку планируются отношения, возникающие во всех звеньях финансовой системы, то можно говорить о системе финансовых планов: бюджетных, внебюджетных, страховых и др. При этом выделяются следующие разрезы финансовых планов: общегосударственный, отраслевые, территориальные, финансовые планы отдельных предприятий и организаций.

Система финансовых планов построена иерархически. Центральным звеном системы является бюджетный план. Государственные социальные внебюджетные фонды также разрабатывают финансовые планы по своим доходам и расходам. В плановом порядке мобилизуются и используются страховые фонды для возмещения потерь и устранения рисков различных участников страховых отношений. Иными словами, финансовые планы составляются на всех уровнях финансовой системы и всеми субъектами финансовых отношений.

Для практического построения финансовых планов используется целый набор методов планирования, главными из которых являются экономический анализ, нормативный и балансовый методы.

Экономический анализ – это один из важнейших инструментов получения информации, необходимой для принятия управленческих решений в области финансов. От качества экономического анализа во многом зависит рациональность финансовых решений, а следовательно, эффективность деятельности участников финансовых отношений. Предметом экономического анализа является финансово-хозяйственная деятельность названных участников, а точнее, ее изучение с целью оценки результатов и выявления резервов совершенствования их деятельности.

Метод экономического анализа представляет собой комплексное, взаимосвязанное изучение различных сторон деятельности субъектов финансовых отношений на базе системы текущего учета и отчетности. Понятие метода экономического анализа конкретизируется в следующих, наиболее часто используемых методологических приемах:

  1. использование системы абсолютных и относительных показателей;
  2. сравнительный анализ;
  3. метод группировки;
  4. индексные расчеты;
  5. экономико-математические методы;
  6. балансовый метод.

Нормативный метод предполагает, что финансовое планирование строится на нормативной базе, состоящей из научно и практически обоснованных норм и нормативов. При помощи этих норм и нормативов регулируются финансовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов с государством.

В качестве примеров финансовых нормативов можно рассматривать ставки налоговых и других обязательных платежей в бюджет, внебюджетные фонды и в другие финансовые институты.

Механизм квотирования или присоединения ставок налогов – еще один пример нормативного распределения федеральных налогов.

При квотировании налоги остаются в определенной процентной доле в распоряжении той административной единицы, на территории которой они собраны (например, разделение НДС, некоторых акцизов и др.). При использовании способа присоединения ставок территориям разрешено взимать в дополнение к общегосударственным одноименные налоги, размеры которых ограничиваются определенным пределом (например, распределение налога на прибыль организаций).

Финансирование затрат на нормативной основе распространяется прежде всего на бюджетные расходы по образованию, культуре, здравоохранению и социальной политике, а также по жилищно-коммунальному хозяйству. Например, в области образования эти нормативы следующие:

  • нормативы текущих финансовых затрат на предоставление услуг образования в расчете на одного обучаемого (воспитанника) в год;
  • нормативы текущих финансовых затрат на обеспечение различных видов обучения и воспитания в расчете на одного обучаемого (воспитанника) в год;
  • нормативы текущих финансовых затрат на обеспечение функционирования образовательных учреждений разных типов и видов в год;
  • нормативы удельных капитальных вложений на строительство, приобретение оборудования и капитальный ремонт образовательных учреждений разных типов и видов в год.

При выборе управленческих решений отдельными субъектами финансовой деятельности, а также для выбора критерия оценки достигаемой финансовой результативности разрабатываются финансовые нормативы в форме коэффициентов. Финансовые коэффициенты не имеют универсального значения и могут рассматриваться лишь как ориентировочные показатели.

Применение финансовых норм и нормативов придает отношениям устойчивый характер, определенность, позволяет государству и отдельным хозяйствующим субъектам реально оценивать свои финансовые возможности.

Балансовый метод в планировании – метод планомерного установления и соблюдения материально-вещественных и стоимостных пропорций, а также пропорций в распределении трудовых ресурсов. В практике планирования используется система балансов: натуральные (материальные), стоимостные (денежные), трудовые, баланс народного хозяйства и межотраслевой баланс. Важнейшей чертой планомерного развития экономики является сознательно устанавливаемая пропорциональность. Установление необходимых, соответствующих задачам плана материально-вещественных пропорций внутри каждой отрасли, между отдельными отраслями и производствами по стране в целом, по регионам, т.е. всесторонняя увязка планов производства и потребления конкретных видов продукции – средств производства и предметов потребления, осуществляется посредством разработки материальных балансов (и планов распределения, составляемых на основе этих балансов), балансов межотраслевых связей, балансов производственных мощностей, районных балансов производства и потребления отдельных продуктов.

Планомерное развитие экономики требует установления и строгого соблюдения стоимостных пропорций воспроизводства: возмещения произведенных затрат, обеспечения правильных соотношений в доходах государства и населения, в размерах покупательных фондов населения и товарных фондов в розничном товарообороте и др. Стоимостные балансы, применяемые при разработке планов, позволяют осуществлять увязку между производством, распределением и использованием доходов, в частности увязку доходов и расходов государства (финансовые балансы и государственные бюджеты РФ и ее субъектов), доходов и расходов отраслей, предприятий и организаций, денежных доходов и расходов населения и др.

Стоимостные балансы – это одна из групп балансов: их особенностью является то, что все величины в них выражены в стоимостной (денежной), а не натуральной форме, как это имеет место в материальных балансах. Стоимостные балансы составляются и отдельными предприятиями, и отраслевыми министерствами, но в этом случае они имеют более ограниченное значение и носят оперативный характер. Объективная необходимость составления стоимостных балансов обусловлена тем, что процесс расширенного воспроизводства происходит не только в форме планомерного создания и распределения материальных благ в натуре, но и по стоимости, т.е. опосредствуется деньгами как денежным выражением стоимости произведенных товаров. Важнейшие элементы стоимостных балансов, их структура, пропорции, темпы роста и тенденции движения должны находиться в единстве и взаимной связи, в определенном и закономерном соответствии с движением основных элементов материальных, натуральных балансов.

Наиболее важные стоимостные балансы: баланс национального дохода; баланс денежных доходов и расходов населения; кассовый план ЦБ РФ; государственный бюджет РФ и ее субъектов; сводный финансовый план страны; межотраслевой баланс производства и распределения общественного продукта. Баланс национального дохода характеризует в стоимостной (денежной) форме движение ресурсов, экономических связей и пропорций национального дохода в процессе его создания, реализации, первичного распределения, перераспределения и конечного использования.

Баланс денежных доходов и расходов населения представляет собой дальнейшую конкретизацию баланса национального дохода применительно к движению доходов населения. Важную функцию выполняет наряду с балансом денежных доходов и расходов населения кассовый план ЦБ РФ, который составляется на его основе и одновременно позволяет ЦБ РФ контролировать ход выполнения планового баланса денежных доходов и расходов населения. Кассовый план служит инструментом текущего планирования и регулирования денежного обращения, он строится в форме баланса – в приходной его части фигурируют все поступления наличных денег в кассы ЦБ РФ (выручки от торговли, от всех видов транспорта и учреждений связи, поступления налогов и сборов, квартирной платы и коммунальных платежей, поступления от банков, выручки зрелищных предприятий и т.д.), в расходной части учитываются все расходы, производимые ЦБ РФ наличными деньгами (выдачи заработной платы, на закупки сельскохозяйственной продукции, почтовым учреждениям и банкам, на выплату пенсий, пособий, страховых возмещений, ссуд на индивидуальное жилищное строительство, на командировки и др.).

Показатели отражают состояние экономики и позволяют планировать и регулировать денежное обращение в стране.

Одним из важных видов стоимостного баланса является федеральный бюджет РФ – основной финансовый план государства, характеризующий объем и структуру его централизованных денежных доходов и расходов. Выражая планомерное образование денежных ресурсов и их движение, их распределение и перераспределение между регионами, отраслями, предприятиями, организациями и учреждениями, производственной и непроизводственной сферами, государственный бюджет играет активную роль в обеспечении темпов роста общественного продукта и национального дохода, внутренних связей и пропорций, необходимых для успешного осуществления расширенного воспроизводства. Планирование финансов призвано обеспечить наилучшее выполнение плана с наименьшими затратами финансовых ресурсов и с наибольшими финансовыми результатами, с превышением доходов над расходами. Хотя государственный бюджет РФ является основным финансовым планом страны, он не охватывает всех финансовых ресурсов и отношений страны. Наряду с государственным бюджетом сводного финансового плана (в форме баланса), отражающего все финансовые ресурсы, которыми располагает государство и предприятия и организации, и все расходы по их главным направлениям. Составление сводного финансового плана как одного из синтетических стоимостных балансов, внутренне связанного с балансом денежных доходов и расходов населения и в конечном счете – с материальными балансами, а также балансом рабочей силы, позволяет с позиций финансов проконтролировать правильность намечаемых темпов, масштабов и структуры производства общественного продукта и национального дохода, важнейших пропорций воспроизводства, в том числе такой основополагающей пропорции, как соотношение накопления и потребления. Если в сводном финансовом плане получается превышение ресурсов над затратами, то это сказывается в балансе денежных доходов и расходов населения превышением расходов над доходами. И наоборот, если имеет место превышение расходов над ресурсами, то это скажется на балансе доходов и расходов населения таким образом, что население будет лишено возможности в этих же размерах использовать свои доходы на приобретение товаров. Таким образом, сводный финансовый баланс ресурсов и затрат в сочетании с балансом денежных доходов и расходов населения позволяет всесторонне экономически проанализировать, как складываются денежные (стоимостные) и материальные пропорции, и добиться необходимого соответствия между ними. Причем в качестве одного из элементов балансирования доходов и расходов государство имеет возможность использовать эмиссию денег в той части, в которой они оседают у населения. При росте производства и расширении товарооборота эмиссия денег в необходимых размерах является потребностью экономики и не может поколебать устойчивости национальных денег и финансов.


ФИНАНСЫ И ИХ СУЩНОСТЬ Социально-экономическая сущность финансов Принципы и роль финансов Финансовая система Финансовая политика Управление финансами Финансовое планирование и прогнозирование Финансовый механизм Функции финансов Финансовый контроль
ФИНАНСЫ И ИХ СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ФОНДЫ ИМУЩЕСТВЕННОГО И ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ ФИНАНСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ

Грязнова А.Г. Финансы | Ермасова Н.Б. Финансы | Киселев М.В. Финансы | Миляков Н.В. Финансы | Мягкова Е.Л. Финансы и кредит | Варламова М.А. Финансы, денежное обращение и кредит | Мягкова Т.Л. Финансы, денежное обращение и кредит | Трошин А.Н. Финансы и кредит