КОММЕНТАРИЙ
Введение
Статьи 1 - 5
Статьи содержат перечень судов, пришедших на смену дореформенной судебной системе. Их принципиальное отличие - всесословность. Новые судебные органы призваны рассматривать уголовные и гражданские дела всех подданных империи, к какому бы сословию они ни принадлежали. Примечание к ст. 2, однако, оставляет в неприкосновенности духовные, военные, коммерческие, крестьянские и инородческие суды, т.е. фактически сохраняет сословную юстицию. Это положение судебной реформы было подвергнуто серьезной критике Н.П. Огаревым 6. Деятельность новых судов строится на началах коллегиальности, исключение составляет только единоличный мировой суд. Четко определяется пространство деятельности каждой судебной инстанции (это шаг вперед в сравнении с дореформенным судом). Подчеркивается принципиальное отличие Сената как верховного кассационного суда, наблюдающего за охранением точной силы закона и за единообразным его исполнением всеми судами империи, от всех остальных судов, рассматривающих дела по существу.
При проведении судебной контрреформы имело место серьезное отступление от этого принципа, когда в 1872 году для рассмотрения политических преступлений было учреждено Особое присутствие Правительствующего сената 7.
Статья 6
Для подготовки реформы системы предварительного расследования в марте 1859 года была создана комиссия под председательством Д.А. Милютина. Она высказалась за изъятие у полиции следственных функций и создание специальных следственных органов 8. К маю был готов проект введения института следственных судей, подготовленный видным деятелем судебной реформы Н.И. Стояновским. После обсуждения проекта в Государственном совете 8 июня 1860 г. царь утвердил три законодательных акта: Учреждение судебных следователей, Наказ судебным следователям и Наказ полиции о производстве дознания. Все они были включены в Устав уголовного судопроизводства 9.
При проведении судебной контрреформы были внесены существенные изменения в порядок предварительного расследования по политическим преступлениям. Принятые 19 мая 1871 г. Правила о порядке действия чинов корпуса жандармов по исследованию преступлений фактически передали расследование по политическим делам в руки жандармов 10. Закон подвергся уничтожающей критике А.Ф. Кони 11.
Статья 7
Статья регламентирует учреждение суда присяжных заседателей для определения в уголовных делах вины или невиновности подсудимых. Требование создания такого суда
83
было составной частью передовых правовых идей в России в конце XVIII - первой половине XIX века. Всеобщее желание суда присяжных вынудило авторов судебной реформы учредить его, несмотря на противодействие царского окружения и самого Александра II. Но политические преступления при этом были изъяты из подсудности суда присяжных. Соединенные департаменты Государственного совета пришли к выводу, что "...предоставить присяжным, избранным обществом, разрешение вопроса о преступности или неприступности учений и действий, превратно толкуемых и неверно понимаемых многими, иногда даже добросовестными членами общества, значило бы оставить государство, общество и власть без всякой защиты" 12. Поэтому следствие и суд по государственным преступлениям были возложены на судебные палаты с сословными представителями (губернского предводителя дворянства, одного из уездных предводителей дворянства местного судебного округа, одного из городских голов этого же округа и одного из волостных голов или старшин того уезда, в котором находится судебная палата), которые наравне с членами палаты участвовали как в определении вины или невиновности подсудимого, так и в постановлении приговора. Такой суд был надежным орудием защиты интересов господствующего класса. Подсудность суда присяжных, как уже отмечалось, была существенно ограничена в период проведения царизмом судебной контрреформы.
Статья 8
При подготовке судебной реформы был поставлен вопрос о реорганизации прокуратуры. Вместо губернских прокуроров и стряпчих под разными наименованиями при каждом суде (кроме мировых) учреждались прокуроры с одним или несколькими товарищами (заместителями). В съездах мировых судей прокурорские обязанности осуществлялись одним из товарищей прокурора окружного суда. Сущность прокурорской обязанности заключалась: 1) в надзоре за единообразным и точным соблюдением законов; 2) в обнаружении и преследовании перед судом всякого нарушения законного порядка; 3) в даче суду предварительных заключений в случаях, указанных в уставах гражданского и уголовного судопроизводства.
Статья 9
Устанавливается, что вся деятельность судебных органов, вводимых реформой, и прокуратуры определяется последующими статьями настоящего Учреждения, а также уставами гражданского и уголовного судопроизводства. Примечание к ст. 9, в соответствии со ст. 11 Основных положений судоустройства, подчеркивает, что деятельность мировых судей, кроме того, определяется особыми нормативными актами, изданными специально для мировых судей 13.
Статья 10
Статья проводит четкую грань между выборными и назначаемыми органами.
84
Статья 11
Перечисляются состоящие при каждом судебном органе учреждения и лица, принимающие участие в деятельности судов по отправлению правосудия.
Раздел первый
О МИРОВЫХ СУДЬЯХ И ИХ СЪЕЗДАХ
Глава первая
Общие правила
Статьи 12 - 18
Формулируются общие правила, касающиеся мирового суда. Порядок замещения, условия, требуемые для получения права быть мировым судьей, определялись тем, писал И.Я. Фойницкий, что, учреждая мировой суд, судебные уставы намеревались создать авторитетного посредника разрешения мелких споров, возникающих у населения 14. Вводятся единицы, определяющие пространство деятельности мировых судов, - мировые округа, разделяемые на участки, в каждом из которых имелся участковый мировой судья. Кроме того, предусмотрена должность почетных мировых судей. Они не получают жалования, рассматривают дела в случае отсутствия или болезни участковых судей, либо по просьбе тяжущихся сторон, либо если об этом просил потерпевший, а обвиняемый не настаивал на рассмотрении дела участковым судьей 15. Жалобы на приговоры и решения, вынесенные мировыми судьями, рассматривает съезд мировых судей округа, на котором председательствует один из судей по избранию съезда. Особый знак должности мирового судьи - золотая цепь, которую судья надевает во время отправления судейских обязанностей.
В таком виде мировая юстиция действовала только на территории губерний европейской России. В национальных окраинах, на Севере, в Сибири, на Дону и т.д. в организации, деятельности и руководстве мировыми судами были сделаны существенные изъятия. На территории Польши мировой суд был введен только в городах. В сельской местности сохранялся гминный суд. Мировые судьи здесь не избирались, а назначались. Почетных мировых судей в Польше не было. Состав гминного суда (судья и 3 лавника) избирался населением гмины (мелкой административно-территориальной единицы) и утверждался губернатором. Принцип несменяемости в гминном суде не действовал, - министр юстиции мог уволить любого гминного судью. Съезд мировых судей был здесь второй инстанцией как для мировых, так и для гминных судей 16.
В Закавказье второй инстанцией для мировых судов стал не мировой съезд, а окружной суд. Мировые судьи здесь кроме своих прямых обязанностей исполняли функции следователей. Вводилась должность помощника мирового судьи. Апелляционные
85
жалобы на приговоры и решения мировых судов подавались в окружные суды, а кассационные жалобы - не в Сенат, а в Тифлисскую судебную палату.
В прибалтийских губерниях мировая юстиция не избиралась, а назначалась министром юстиции. Председатели мировых съездов и участковые мировые судьи назначались без указания срока, а почетные мировые судьи - на три года 17. Подсудность здесь была расширена.
В Сибири, как и в Закавказье, второй инстанцией для мировых судов был окружной суд, съездов мировых судей в Сибири не существовало. Кассационные жалобы на приговоры и решения мировых судов также приносились в судебную палату, а не в Сенат. Как и в Прибалтике, подсудность была существенно расширена. На всей территории Сибири не осуществлялся принцип разделения судебной и административной власти: начальники полиции выполняли обязанности мировых судей, судебных следователей и даже нотариусов 18.
На территории Средней Азии и Казахстана участковые мировые судьи назначались без указания срока, почетные - на трехлетний срок. Назначение осуществлялось министром юстиции. Мировые судьи осуществляли и функции судебных следователей. Съездов мировых судей в этих регионах не было, а второй инстанцией для мирового суда были окружные суды. Следовательно, не только в национальных окраинах, но и в подавляющем большинстве русских губерний Запада, Юга, Севера, Сибири мировой юстиции, предусмотренной судебными уставами, фактически не существовало.
Глава вторая
О порядке избрания и утверждения мировых судей
Статьи 19 - 22
Дается перечень цензов, необходимых для претендента на должность мирового судьи, и перечисляются лица, которые не могут быть мировыми судьями. Особое внимание уделяется имущественному цензу, прежде всего земельному. Количество потребной земли в различных губерниях и уездах различно, но не должно быть ниже 400 десятин. "Главная цель ценза, - отмечал Государственный совет, - заключается в том, чтобы возвысить звание мирового судьи" 19. В действительности же имущественный ценз должен был служить преградой для неимущих слоев народа 20.
Статьи 23 - 40
Устанавливая трехлетний срок избрания мировых судей, как участковых, так и почетных, статьи подробно регламентируют этот порядок. Судебные уставы начали вводиться в 1866 году и вводились постепенно и крайне медленно. Во многих регионах страны, где еще не было уездных земских собраний, которые, в соответствии со ст. 24 Учреждения,
86
должны были избирать мировых судей, последние назначались царем по представлению министра юстиции либо министром юстиции по согласованию с местными губернаторами 21. По городской реформе 1870 года право избрания мировых судей в городах было предоставлено городским думам на основаниях, диалогичных порядку избрания их уездными земскими собраниями.
Глава третья
О должности участковых мировых судей
Статьи 41 - 45
Статьи рассматривают условия, цензы, дающие право на занятие должности участкового мирового судьи, регламентируют вопросы места пребывания мирового судьи, вознаграждения его и проч. Последовательно проводится принцип несовместимости должности мирового участкового судьи с любой другой должностью по государственной или общественной службе, поскольку участковый мировой судья обязан безотлучно пребывать в своем участке и постоянно выполнять возложенные на него обязанности. Исключение составляют только почетные должности в местных богоугодных и учебных заведениях. 22.
Глава четвертая
О должности почетных мировых судей
Статьи 46 - 50
В статьях устанавливается подсудность дел, а также правовое положение почетных мировых судей. При подготовке судебной реформы в Государственном совете указывалось, что почетные мировые судьи вводятся "для облегчения исполнения многочисленных обязанностей мирового (участкового) судьи и, в особенности, для того, чтобы лица, заслуживающие полного доверия и уважения, не лишались возможности, не оставляя своих домашних занятий и обязанностей, оказывать своим влиянием содействие к охранению порядка и спокойствия..." 23. Почетные мировые судьи пользовались такими же правами при рассмотрении дел, как и участковые. В отличие от последних, они не получали вознаграждения даже в случаях, когда исполняли должности судей участковых. Отличались они от участковых и тем, что могли занимать должности в государственных и общественных учреждениях, не обязывались законом жить в том округе, где были избраны, и проч. Ввиду того, что почетные мировые судьи решали дела лишь в том случае, когда обе стороны обращались с такой просьбой, подсудность дел, подлежащих их рассмотрению, была значительно шире, чем у участковых судей и фактически распространялась на всю территорию мирового округа. Что же касается самого характера дел, то здесь подсудность была уже, поскольку деятельность почетных мировых судей ставилась
87
в зависимость от желания обеих сторон и имела место только в отношении дел, возбуждаемых в порядке частного обвинения и нередко заканчивавшихся примирением 24. В тех же случаях, когда почетные судьи заменяли участковых по причине болезни, отпуска или смерти, они, естественно, рассматривали дела, подсудные только участковым судьям. Наконец, важной обязанностью почетных мировых судей было пополнение окружного суда в случае недостатка членов последнего 25.
Глава пятая
О съездах мировых судей
Статьи 51 - 63
Глава охватывает вопросы компетенции, организации и деятельности второй инстанции мировой юстиции - съездов мировых судей (мировых съездов). Съезды создаются в каждом мировом округе для рассмотрения апелляционных жалоб на приговоры и решения мировых судов. Первое заседание съезда мировых судей проходит сразу после избрания его уездным земским собранием или городской думой. На нем избирается председатель мирового съезда, непременный член съезда, распределяются мировые участки. Непременный член мирового съезда руководит подготовкой дел к рассмотрению, собирает необходимые документы, обеспечивает явку лиц, принимает жалобы, прошения и т.п. Делопроизводство съезда осуществляет секретарь, назначаемый председателем съезда, а при необходимости - помощник секретаря. Допускается участие товарища прокурора окружного суда в работе мирового съезда для дачи заключений по делам. Наконец, предусматривается должность судебных приставов, назначаемых председателями съездов для исполнительных действий по решениям съездов и их председателей.
Глава шестая
Об отношениях, правах и ответственности мировых судей
Статьи 64 - 76
Глава регламентирует вопросы контроля над деятельностью мировых судей, осуществляемого съездом мировых судей, пространство деятельности мировых судей, одинаковый объем судебной власти участковых и почетных мировых судей и проч. Особо отметим, что мировые судьи приравниваются в отношении прав и преимуществ к членам окружных судов (ст. 71), пользуются правом несменяемости в течение трехлетнего срока избрания, т.е. не могут быть уволены или переведены в другую местность без их согласия. Временное отстранение от должности мирового судьи может иметь место только в случае предания его суду, а освобождение от должности наступает исключительно по приговору уголовного суда (ст. 72). Мировые судьи приравниваются к членам окружных
88
судов в вопросах дисциплинарной ответственности, предусмотренной ст. ст. 262 - 296 данного Учреждения. Важная обязанность мировых судей - представление в Министерство юстиции ежегодных отчетов, которые предварительно подлежали рассмотрению мировыми съездами. В отчетах кроме данных о движении дел должны были помещаться сведения о подсудимых с указанием, оставлены ли они на свободе или содержатся под стражей. Глава, наконец, устанавливает порядок дисциплинарной и уголовной ответственности мировых судей 26.
При проведении судебной контрреформы мировой суд, как уже отмечалось, на подавляющей части территории страны был упразднен. В 1889 году Александр III утвердил два нормативных акта: Закон о земских начальниках 12 июля 1889 г. и Правила о производстве судебных дел, подведомственных земским начальникам и городским судьям, 29 декабря 1889г. 27. Вместо мировой юстиции учреждается совершенно новая судебная система: участковые земские начальники, в отношении крестьян пользовавшиеся как административной, так и судебной властью, городские судьи и уездные члены окружного суда. Почетные мировые судьи не упразднялись.
Земские начальники назначались министром внутренних дел по представлению губернаторов. Ими могли быть: 1) лица, прослужившие не менее трех лет в должности предводителя дворянства, наличие имущественного и образовательного ценза при этом не требовалось; 2) местные потомственные дворяне, достигшие 25-летнего возраста, имеющие высшее образование или прослужившие не менее трех лет в должности мирового посредника, мирового судьи при наличии 1/2 ценза, необходимого для участия в выборах в уездное земское собрание, или обладающие другим недвижимым имуществом не ниже 7500 руб. 28.
Другим органом, к которому переходили функции упраздненного мирового суда, был городской судья. Городские судьи учреждались в уездных и губернских городах, за исключением тех, в которых была сохранена мировая юстиция. Они назначались министром юстиции из числа лиц, отвечающих требованиям ст. ст. 200 и 201 Учреждения судебных установлений, а также постановлениям о судебных следователях, изложенным в ст. ст. 202 и 205 этого Учреждения. Таким образом, требовалось наличие российского подданства, высшего образования или же "способность доказать на службе свои познания по судебной части". Не могли быть назначены городскими судьями состоящие под судом и следствием, находившиеся по судебным приговорам в заключении в тюрьме, исключенные из службы по суду, объявленные несостоятельными должниками и состоящие под опекой за расточительство. Перечень требований к лицам, претендовавшим на занятие должностей по судебному ведомству, стал предметом особенно тщательного обсуждения в Государственном совете при подготовке реформы, и все соображения, высказанные на сей счет, распространялись на вновь учреждаемых городских судей 29.
89
Земские начальники и городские судьи рассматривали гражданские дела по спорам и искам на сумму не свыше 500 руб., дела о восстановлении нарушенного владения, если со времени нарушения прошло не более шести месяцев, дела о потравах и других повреждениях полей и угодий, когда сумма ущерба не превышала 500 руб., и все прочие иски на сумму не свыше 500 руб. 30. Им были подсудны уголовные дела, предусмотренные Уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, за исключением ст. 170, устанавливавшей ответственность за кражу посредством взлома из запертых хранилищ с использованием отмычек и проч., а также дела о беспатентной продаже спиртных напитков и табачных изделий 31.
Вторую, апелляционную инстанцию для дел, подсудных земским начальникам и городским судьям, составлял так называемый уездный съезд в лице его судебного присутствия. Оно возглавлялось уездным предводителем дворянства, а в местностях, где не проводились дворянские выборы, - особым председателем. В состав судебного присутствия входили: уездный член окружного суда, почетные мировые судьи, городские судьи и земские начальники данного уезда 32.
Кассационной инстанцией для дел, рассмотренных земскими начальниками и городскими судьями, становилось губернское присутствие, учреждавшееся в каждой губернии под председательством губернатора, в составе вице-губернатора, губернского предводителя дворянства, прокурора окружного суда или его товарища и двух непременных членов. Кроме того, в работе губернского присутствия принимал участие председатель или один из членов местного окружного суда.
Наконец, третьим судебным органом, созданным вместо ликвидированных мировых судов, были так называемые уездные члены окружного суда, назначаемые министром юстиции по одному в каждом уезде. Им передавались все уголовные и гражданские дела, отнесенные ранее к ведению мирового суда и не подсудные земским начальникам и городским судьям. Уездные члены окружного суда участвовали в заседаниях этого суда, могли привлекаться к работе последнего при недостатке его членов. Апелляционной инстанцией для уездного члена окружного суда был окружной суд, а кассационной - соответствующий (уголовный или гражданский) департамент Сената 33.
Раздел второй
ОБ ОБЩИХ СУДЕБНЫХ МЕСТАХ
Глава первая
Об окружных судах
Статьи 77 - 80
Устанавливается пространство деятельности окружных судов - несколько уездов. В России к концу XIX века было 104 окружных суда 34. В зависимости от количества дел окружной суд мог быть разбит на несколько отделений.
90
Существовало четыре разряда окружных судов: первый разряд (столичные окружные суды) - шесть и более отделений, второй разряд - три отделения, третий - два; суды четвертого разряда на отделения не делились. Все окружные суды были равны между собой. Отделения специализировались на рассмотрении либо уголовных, либо гражданских дел, но при этом широко практиковалось перемещение членов окружного суда из уголовных отделений в гражданские и наоборот 35. Судебные следователи, входя в состав окружного суда, имели свои участки для производства предварительного расследования.
Глава вторая
О присяжных заседателях
Статья 81
В самых общих чертах формулируются условия, требуемые для избрания присяжным заседателем: российское подданство, возраст не моложе 25 лет и не старше 70 лет, проживание в местности избрания присяжным не менее двух лет. Конкретизация дается в последующих статьях.
Статья 82
Перечисляются условия, препятствующие избранию присяжным заседателем. Еще при подготовке реформы выдвигалось требование, чтобы присяжные заседатели пользовались доверием, были благонамеренными гражданами. Поэтому в присяжные заседатели не допускались состоящие под судом и следствием, подвергшиеся заключению в тюрьме или более строгому наказанию, находившиеся под судом. Препятствием являлось и незнание русского язык.) В то же время нерусская национальность и даже неправославное вероисповедание в расчет не принимались. Более того, в законе специально предусмотрена возможность занятия судебных должностей лицами неправославных исповеданий, для чего введена присяга в соответствии с правилами их вероисповедания (ст. 225, 303, 381).
Статья 83
Статья устанавливает два вида списков по выборам присяжных заседателей - общие и очередные. Это положение в период проведения судебной контрреформы было изменено. Законами 12 июня 1884 г. и 28 апреля 1887 г. списки стали делиться на: 1) общие, 2) очередные (годовые), 3) периодические (месячные) и 4) сессионные. Списки составлялись раздельно: а) председателем уездной земской управы - о лицах, владеющих землей или другой недвижимостью в уездах, б) городским головой - о лицах, владеющих недвижимостью в городе, в) мировым посредником или непременным членом уездного или окружного по крестьянским делам присутствия, а с 1889 года земским начальником - о крестьянах, г) начальником уездной или городской полиции - о всех прочих лицах 36.
91
Статья 84
Дается перечень лиц, вносимых в общие списки присяжных заседателей.
28 апреля 1887 г. царизм пошел на существенные изменения порядка, установленного в 1864 году. Имущественный ценз для лиц, получавших жалование по службе, вознаграждение за труд или доход от капитала, занятия, ремесла или
Оправданная. Художник В.Е. Маковский
промысла был увеличен вдвое и более против того, что устанавливался комментируемой статьей (в столицах - с 500 до 1000 руб., в городах с населением более 100 тыс. человек - с 200 до 400 руб.). Одновременно был резко снижен ценз для землевладельцев: со 100 до 10 - 20 десятин земли. Служебный ценз потерял свое значение. Если по данной статье в списки (общие) присяжных заседателей подлежали включению лица, состоящие на государственной службе и занимающие должности пятого и ниже классов, избранные в органы городского и дворянского самоуправления, волостного и сельского управления, то по закону 28 апреля 1887 г. стала учитываться не занимаемая должность, а только размеры дохода 37. Все это преследовало цель ограничить доступ в состав присяжных заседателей неимущих слоев населения.
Статьи 85 - 86
Перечисляются категории лиц, не подлежащих включению в общие списки присяжных заседателей. Статья 86 впоследствии была отменена 38.
92
Статьи 87 - 88
Развиваются положения ст. 84 данного Учреждения: устанавливается порядок включения в общие списки присяжных заседателей близких родственников лиц, обладающих необходимым имущественным цензом, но по каким-либо причинам не подлежащих включению в эти списки.
Статьи 89 - 91
Статьи содержат положения об особых временных комиссиях, которые составляют общие списки присяжных заседателей.
Принятый при осуществлении контрреформы 28 апреля 1887 г. закон возложил составление общих списков на должностных лиц, обладавших сведениями об имуществе, образовании, благонадежности лиц, которых надлежало в них включить. Этими должностными лицами были: председатель уездной земской управы, дававший сведения о землевладельцах, городской голова - о владельцах недвижимости в городе, член уездного по крестьянским делам присутствия - о крестьянах 39.
Статья 92
Устанавливается месячный срок обозрения общих списков присяжных заседателей и право подачи заявлений комиссии о неправильном внесении или невнесении кого-либо в список. Статья впоследствии отменена ввиду новой редакции ст. 93.
Статья 93
Статья предусматривает исправление списков в соответствии со сделанными заявлениями.
В Своде законов издания 1892 года комментируемая статья содержит правила подачи заявлений комиссии о неправильном внесении в списки и обязывает комиссию принимать во внимание обоснованные заявления 40.
Статьи 94 - 96
Установлены правила дальнейшего прохождения общих списков присяжных заседателей, предусматривается порядок подачи жалоб на неправильное исключение из списков. Статьи отменены в связи с принятием закона 28 апреля 1887 г. 41
Статья 97
Регламентируется составление очередных списков присяжных заседателей, предусмотренных ст. 89, временными комиссиями под председательством уездных предводителей дворянства.
Законом 28 апреля 1887 г. состав комиссий был изменен. В нее вошли под председательством уездного предводителя дворянства председатель съезда мировых судей, участковые мировые судьи, уездный исправник и полицмейстер, председатель уездной земской управы, городской голова, товарищ
93
прокурора окружного суда, член уездного по крестьянским делам присутствия, мировые посредники 42. С принятием закона о земских начальниках и упразднением мирового суда состав уездных комиссий вновь изменился: туда вошли уездный член окружного суда, земские участковые начальники, городские судьи. Председатель съезда мировых судей и мировые судьи продолжали оставаться в составе комиссий только там, где положение о земских участковых начальниках не действовало 43. В обеих столицах, Одессе, а также в Области войска Донского имелись свои особенности при формировании комиссий 44. Председатель комиссии по составлению очередных списков мог при необходимости разделить ее на отделения, которые составляли очередной список по известной части города или уезда 45.
Статьи 98 - 99
Говорится о порядке включения присяжных заседателей в очередные списки. Комиссии должны были отбирать для включения в очередные списки только таких лиц, которые "по своим нравственным качествам способны исполнять обязанности присяжных заседателей" 46. Устанавливается также, что жалобы на постановления комиссии по этим вопросам не допускаются, кроме случая, указанного в ст. 106 (призыв к исполнению обязанностей присяжного заседателя чаще одного раза в год).
Статья 100
Предусматривает точное число вносимых в очередной список присяжных заседателей. В дальнейшем были внесены значительные изменения в сторону его увеличения. Так, в Петербурге допускалось четыре тысячи двести человек вместо тысячи двухсот по законодательству 1864 года, в Москве - три тысячи вместо тысячи двухсот 47.
Статьи 101 - 102
Требуют одновременно с изготовлением очередного списка составлять и особый список запасных заседателей, устанавливают количество запасных присяжных заседателей для столиц и прочих городов. Непременное условие включения в список запасных присяжных заседателей - проживание в городах, где происходит заседание суда с участием присяжных заседателей. Статья 102, в которой говорится о количестве запасных заседателей в столицах и других городах, была вскоре отменена 48.
Статья 103
Требование обозначать вероисповедание присяжных заседателей обусловливалось тем, что по преступлениям против православной веры и церковных установлений, в соответствии со ст. 1009 Устава уголовного судопроизводства, присяжные заседатели должны исповедовать православие. Комментируемая
94
статья была отменена, в то же время статья 1009 10 января 1889 г. была дополнена указанием на то, что и судьи, и чины прокурорского надзора также должны быть православного вероисповедания 49.
Статьи 104 - 105
Касаются периодичности исполнения присяжными заседателями своих обязанностей.
Статьи 106 - 109
Охватывают ряд практических вопросов исполнения присяжными заседателями своих обязанностей. Порядок их призыва детализируется ст.ст. 550 - 553 Устава.
Осуществляя судебную контрреформу, царизм постарался ограничить, а по возможности и полностью ликвидировать институт присяжных. 9 мая 1878 г. принимается закон, изъявший из подсудности окружного суда с присяжными заседателями очень широкий круг дел: сопротивление распоряжениям правительства, неповиновение властям, оскорбление и явное неуважение к присутственным местам и чиновникам при исполнении ими служебных обязанностей, насильственное освобождение из-под стражи, дела об убийстве или покушении на убийство должностных лиц, нанесение им ран и проч. 50 Эти дела передавались на рассмотрение судебных палат с сословными представителями, что обеспечивало быструю и безотказную расправу в отношении участников революционного движения. Закон, однако, не удовлетворил реакционную печать и реакционную клику, окружавшую царя. Победоносцев в докладе Александру III от 30 октября 1885г. счел настоятельно необходимым "отделаться от этого учреждения, чтобы восстановить значение суда в России" 51. Правительственные верхи были недовольны тем, что законодательство 70-х годов, и даже "Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия" 14 августа 1881 г., носило временный характер. "Сам временный, чрезвычайный характер этих законов служил ручательством, что действие их упразднится с исчезновением тех временных обстоятельств, в связи с которыми ставилось их издание", - писал один из либеральных авторов 52.
Правительственные верхи настаивали на том, чтобы заменить временный характер ограничения компетенции присяжных заседателей их полным устранением, ибо "...присяжные заседатели, будучи вообще склонны относиться снисходительно к преступным деяниям, направленным не против частных лиц, а против общества и охраняющей его власти, не всегда удовлетворяют в этих делах требованиям правосудия" 53. Наконец, 7 июля 1889 г. был принят закон, существенным образом ограничивший роль суда присяжных в России 54. Преступления, предусмотренные 37 статьями Уложения о наказаниях, изымались из юрисдикции присяжных и передавались
95
на рассмотрение судебных палат с сословными представителями. Заменив суд присяжных судом сословных представителей по важнейшим категориям уголовных дел, царизм обеспечил вынесение таких приговоров, которые полностью соответствовали карательной политике, проводившейся в обстановке растущей революционной борьбы трудящихся масс. Закон 7 июля 1889 г. завершил судебную контрреформу в части, касающейся общих судебных установлений.
Глава третья
О судебных палатах
Статьи 110 - 113
Судебные палаты заменили собой дореформенные палаты уголовного и гражданского суда. Они создавались одна на несколько губерний или областей в соответствии с особым расписанием. Каждая судебная палата разделялась на департаменты во главе с председателями. Общим собранием департаментов судебной палаты руководил один из председателей департаментов, называвшийся старшим председателем.
Глава четвертая
О кассационных департаментах Правительствующего сената
Статьи 114 - 119
При подготовке реформы было признано необходимым учредить в составе Сената специальные кассационные департаменты - уголовный и гражданский. Идея кассационного суда, осуществляющего пересмотр дел только в тех случаях, когда нарушаются существенные правила судопроизводства и неправильно применяются нормы материального права, дореформенному суду известна не была. Авторы судебной реформы, исходя из того, что одна апелляция не может служить полным ограждением тяжущихся и подсудимых, поскольку в решениях апелляционных судебных мест могут быть нарушены прямой смысл закона или обряды судопроизводства, при несоблюдении которых решение невозможно признать действительным, решили создать кассационный суд 55. В государственной канцелярии при разработке реформы подчеркивалось, что Сенат не должен рассматривать апелляционные жалобы на "неправильное уразумение обстоятельств дела и доказательств". Такой пересмотр не должен идти дальше судебной палаты. Только при нарушении правил судопроизводства или неправильном применении закона "...следует дозволить приносить жалобу кассационному суду - Правительствующему сенату", - таким образом в Сенате будет сосредоточено верховное наблюдение за единообразным и правильным применением закона 56. В лице кассационных департаментов Сената создавалась инстанция, которая, как писал И.Я. Фойницкий, не входя
96
в рассмотрение существа дела, ограничивалась наблюдением за охранением точной силы закона в решениях судебных мест 57. Судебная реформа сделала Сенат кассационным судом империи и поставила его во главе всех вновь созданных судов в качестве высшего органа судебного надзора.
При проведении судебной контрреформы правительство изменило свое отношение к Сенату как исключительно кассационной инстанции. Законами 7 июня 1872 г. 58 и 9 мая 1878 г. 59 учреждается так называемое Особое присутствие Правительствующего сената с сословными представителями специально для рассмотрения государственных преступлений. Состав этого присутствия и сословные представители назначались ежегодно указами царя. Правительствующий сенат стал выполнять несвойственные ему функции суда первой инстанции.
Наконец, отметим, что 20 мая 1885 г. в составе Сената было учреждено высшее дисциплинарное присутствие, предназначенное для дисциплинарного производства о должностных лицах судебного ведомства. С созданием его царизм покончил с несменяемостью судей, провозглашенной судебными уставами, так как это присутствие получило право смещения и перемещения судей.
Глава пятая
О канцеляриях судебных мест
Статьи 120 - 123
В дореформенном суде канцелярии, канцелярские чиновники оказывали значительное влияние на судопроизводство. При инквизиционном дореформенном процессе, готовя дела к рассмотрению, чиновники канцелярий были в состоянии предрешить приговор или судебное решение. При подготовке реформы со всей определенностью подчеркивалось, что деятельность канцелярий должна ограничиваться исключительно письмоводством, т.е. ведением входящих и исходящих реестров, составлением протоколов, изготовлением копий с постановленных судом решений и проч. 60. Исходя из этих положений, глава определяет правовой статус чиновников канцелярий вновь создаваемых судов.
Раздел третий
О ЛИЦАХ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
Статья 124
Прокуратура была создана в России в 1722 году. Тогда были учреждены должности генерал-прокурора и обер-прокурора при Сенате, прокуроров коллегий, прокуроров народных судов, обер-прокурора Синода 61. Прокуроры надворных судов положили начало губернской прокуратуре, которая возникает в 1730-х годах и укрепляется с принятием Учреждений о губерниях 1775 года 62. С момента создания Министерства
97
юстиции в 1802 году министр юстиции становится одновременно и генерал-прокурором, а губернская прокуратура становится в известной мере органом Министерства юстиции на местах. Свод законов 1832 года не внес изменений в организацию прокурорского надзора. Нормы, регулирующие устройство и деятельность прокуратуры, были рассеяны по разным томам. Специальный закон о прокурорском надзоре не был издан и после судебной реформы. Наряду с данным разделом положение прокуратуры определялось и многими другими статьями Учреждения, а также Уставом гражданского судопроизводства, Уставом уголовного судопроизводства и другими учреждениями и уставами, помещенными в Своде законов.
Статья 125
Число лиц прокурорского надзора постоянно росло. На 31 декабря 1913 г. было три обер-прокурора Сената, 26 их товарищей, 14 прокуроров судебных палат, 67 их товарищей, 109 прокуроров окружных судов и 951 их товарищ 63.
Статья 126
Циркуляром министра юстиции от 14 августа 1879 г. предписывалось оставлять в городах, где находятся окружные суды, минимум товарищей прокуроров, остальные должны были работать и проживать в своих участках 64. Таким образом было положено начало своего рода "уездной прокуратуре".
Статья 127
Обер-прокуратура Сената и Синода и до судебной реформы, и после составляли две различные, самостоятельные системы; независимо от них, подчиняясь только генерал-прокурору, функционировала местная (губернская и судебная) прокуратура.
Статья 128
В 1885 году для исполнения прокурорских обязанностей в общем собрании, а также в соединенном присутствии кассационных и первого департаментов и в высшем дисциплинарном присутствии был назначен особый обер-прокурор 65.
Статья 129
Строгая иерархическая дисциплина, единоначалие и независимость от каких бы то ни было местных, административных и судебных органов - основополагающие принципы организации пореформенной прокуратуры, выделявшие ее в самостоятельный элемент государственного аппарата самодержавия.
Статья 130
Статья, уточняя содержание предыдущей, предоставляет определенную самостоятельность нижестоящим прокурорам в суде. Вышестоящие прокуроры не должны были требовать, чтобы нижестоящие выступали с заключениями вопреки
98
своему внутреннему убеждению, сложившемуся у них на основе изучения конкретного дела.
Статья 131
Принцип единства прокуратуры реализован, прежде всего, в закрепленном в данной статье праве вышестоящего прокурора заменять своих подчиненных. В 1872 году в статью было внесено изменение, в соответствии с которым прокурорам судебных палат предоставлялось право "принимать на себя или возлагать на своих товарищей исполнение всякой обязанности подчиненных им лиц прокурорского надзора" 66.
Статьи 132 - 133
Права и обязанности всех товарищей прокурора (в рамках одного суда) независимо от их числа были равны, распределение дел должно было осуществляться только по территориальному признаку. Предложение прокурора Рижского окружного суда А.Н. Познанского разделить товарищей прокурора на две категории "по существу их обязанностей и служебному положению", а именно: заместителей и помощников прокурора 67, не встретило поддержки и реализовано не было.
Статья 134
В 1895 году прокурор судебной палаты получал на канцелярские расходы 5000 рублей, прокурор окружного суда - 2500 рублей, не считая расходов на содержание секретарей 68.
Статья 135
Создатели судебных уставов, как уже отмечалось, ограничили сферу прокурорского надзора "делами судебного ведомства", т.е. отказались от общего надзора для того, чтобы сосредоточить все силы прокуратуры на надзоре за судом и следствием и поддержании государственного обвинения. Но в связи с тем, что постепенно в пореформенный период прокуроры были привлечены к работе многих губернских административных органов не в качестве надзирающего органа, а в качестве одного из членов с правом голоса, но без права протеста, данная статья была дополнена следующим образом: "Некоторые же другие обязанности, сверх того возлагаемые на сии лица, определены в особых уставах и положениях, по принадлежности" 69.
Статья 136
Статья имеет целью не расширение права законодательной инициативы работников прокуратуры, а укрепление строгой субординации. Смысл ее уточнялся следующим циркуляром министра юстиции: "Подчиненные прокурору судебной палаты чины прокурорского надзора обязаны беспрекословно исполнять все его предписания и распоряжения, а представления их, требующие разрешения министра юстиции, могут от них
99
восходить не иначе как через прокурора палаты и лишь по признании их сим последним уважительными" 70.
Раздел четвертый
О ВНУТРЕННЕМ УСТРОЙСТВЕ СУДЕБНЫХ МЕСТ
Глава первая
О заседаниях судебных мест
Статьи 137 - 138
Для решения уголовных дел на выездах окружной суд имел право безвозмездно пользоваться помещениями съездов мировых судей, а также мебелью и другими принадлежностями, согласовав свое время с временем заседаний мирового съезда. Причем председатель окружного суда должен был предупредить об этом председателя мирового съезда не менее чем за три недели. В появившейся позднее ст. 138' предусматривалось, что по делам о государственных преступлениях судебная палата могла проводить свои заседания и в одном из городов своего округа.
Статья 139
Присутствовавшие на судебном заседании посторонние лица отделялись специальным невысоким деревянным барьером.
Статья 140
Судебные органы решали дела коллегиально, и поэтому их заседания были правомочны при наличии не менее трех членов.
Впоследствии появилась ст. 1401, в которой предусматривалось образование в каждом кассационном департаменте Сената присутствий департамента и его отделений 71. Причем присутствие департамента должно было состоять не менее чем из семи сенаторов, считая первоприсутствующего, а присутствие отделений - не менее чем из трех сенаторов. В отделении председательствовал старший из присутствовавших сенаторов. В заседаниях участвовал обер-секретарь. Департамент в распорядительном заседании решал вопрос о количестве отделений и очередности присутствия сенаторов. От участия в заседаниях департаментов освобождались только те члены соединенного присутствия, на которых был возложен доклад дел в присутствии.
Статьи 141 - 142
В распорядительных заседаниях и общих собраниях судебных мест могли присутствовать члены прокурорского надзора.
Статья 143
Охрана порядка во время судебного разбирательства возлагалась на судебного пристава или заменяющее его лицо.
100
Статьи 144 - 147
Кассационное решение Сената установило, что участие в судебном заседании окружного суда не почетного, а участкового мирового судьи является таким нарушением, которое ведет к отмене приговора.
Статья 148
Родственниками первых четырех степеней родства по боковой линии считались родные: братья, сестры, племянники, племянницы, тетки, дяди; двоюродные: внуки, внучки, сестры, братья, бабки, деды. Свойственниками первых двух степеней считались следующие родственники жен судей: родные братья, сестры, племянники, племянницы.
Статья 149
Закреплены права председателя и первоприсутствующего.
Статья 150
Перечислены виды заседаний судебных органов.
Статьи 151 - 152
Перечисляются вопросы, подлежащие разрешению распорядительных заседаний судебных органов. См. также ст.ст. 169, 274, 378.
Статья 153
В статье закреплен очень важный принцип - гласности судебных заседаний. Это был большой шаг вперед после закрытых разбирательств до судебной реформы. В дальнейшем, как уже говорилось, действие этого принципа было ограничено.
Статьи 154 - 159
Содержатся положения о мерах, применяемых председателем или первоприсутствующим для установления порядка во время судебного разбирательства дела. В законах нигде не упоминалось о правах следователей по наведению порядка во время производства следствия. В юридической литературе было высказано мнение, что им следует руководствоваться положениями о правах председателей судебных мест, кроме применения штрафа и задержания 72. В отношении удаления защитника высказывалось мнение, что это нужно делать лишь в крайнем случае 73.
Статья 160
Статья раскрывает круг вопросов, подлежащих рассмотрению общими собраниями судебных органов. См. также ст. ст. 169, 172, 176, 177, 179, 213, 228 - 231, п. 1 ст. 232, ст. ст. 277, 288, 295 - 296, 410. В юридической литературе высказывалось мнение, что общее собрание правомочно изменить свое прежнее решение 74.
101
Статья 161
Заседания общих собраний являлись закрытыми, за исключением предусмотренного ст. 281 случая, когда при слушании дисциплинарного дела обвиняемый просил рассмотреть его в публичном заседании.
Статья 162
Закрепляется коллегиальный принцип решения дел в судебных органах.
Статья 163
Статья посвящена порядку ведения общего журнала заседаний судебных органов.
Статья 164
Устанавливается порядок ведения по каждому гражданскому и уголовному делу особого протокола в соответствии с нормами гражданского и уголовного судопроизводства. Эти протоколы имели важное значение при апелляционном и особенно кассационном рассмотрении дел.
Статья 165
Закрепляется одна из возможностей реализации принципа гласности деятельности судебных органов - разрешение органами печати писать о судебных процессах, правда, соблюдая определенные правила Устава цензурного. В появившейся позднее ст. 121315 Устава уголовного судопроизводства закреплялось положение о том, что по делам об оскорблениях мог быть с особого разрешения опубликован лишь один приговор, освещение же подробностей судебного заседания или первоначальной жалобы истца могло иметь место по просьбе обиженного и с согласия председателя суда 75.
Глава вторая
О наказах судебных мест
Статьи 166 - 173
В статьях содержатся положения об общем и особых наказах судебным органам, которые определяли внутренний их распорядок и делопроизводство. Министерству юстиции было предоставлено право до составления судебными органами особых для себя наказов вносить в правила внутреннего распорядка в судах изменения, вызываемые судебной практикой, но так, чтобы они не противоречили правилам судебных уставов. К составлению общего наказа судам было предписано приступить после создания новых судебных органов и издания особых наказов в соответствии с порядком, установленным ст.ст. 168 - 172 76.
Высочайше утвержденные 15 марта 1866 г. "Временные правила, относящиеся до внутреннего распорядка в судебных
102
установлениях, учрежденных по судебным уставам 20 ноября 1864 года" 77 устанавливали, что заседания общих судебных мест происходят в заранее определенные дни, но в случаях, не терпящих отлагательства, могут быть назначаемы и продолжаемы ежедневно. Судебным местам предписывалось при их открытии объявлять в местных ведомостях о днях и часах судебных заседаний. В судебных заседаниях общих судов должностные лица обязаны были быть в форменной одежде. В присутственной комнате общих судебных мест должно было находиться зерцало, а в случае приведения к присяге - аналой с крестом и евангелием.
При первоначальном открытии судов члены суда занимали места на заседаниях по старшинству службы, а впоследствии - по старшинству назначения каждого в должность. Председательствующий имел первое место.
Временные правила, утвержденные 15 марта 1866 г., касались лишь общих судов, в них ничего не говорилось о мировой юстиции. Этот пробел ликвидировал указ Правительствующего сената от 4 июля 1866 г. "О дополнениях к временным правилам, относящимся до внутреннего распорядка в судебных установлениях, учрежденных по судебным уставам 20-го ноября 1864 года" 78. В нем отмечалось, что министр юстиции, руководствуясь предоставленным ему правом, признал необходимым дополнить временные правила от 15 марта 1866 г. В присутствии мирового съезда, так же как раньше в общих судах, должно было находиться зерцало. В заседаниях мирового съезда участковые мировые судьи обязывались быть в форменной одежде. В помещениях мировых съездов должно быть постоянное место для товарища прокурора окружного суда на случай дачи им, согласно ст. 58 настоящего закона, заключения по делам на основании уставов уголовного и гражданского судопроизводства и на случай присутствия его, согласно ст. 141 Учреждения, по собственному усмотрению в заседаниях, касающихся дел, не требующих обязательного его заключения.
В юридической литературе высказывалось суждение, что умолчание о наказах для судебных следователей не случайно, ибо такие наказы нужны лишь для коллегиальных органов, каковыми являлись суды 79.
Принцип гласности касался и особых наказов судебным местам, они должны были быть опубликованы для всеобщего сведения.
Глава третья
Об отчетах по судебному ведомству
Статьи 174 - 183
В главе содержатся очень важные статьи об отчетах судов и прокурорских органов о движении дел и о подсудимых за
103
истекший год. В начале каждого года в Министерстве юстиции собирались сведения о деятельности судебных органов за прошедший год, что давало ему возможность на основе данных о борьбе судебных органов с преступлениями намечать конкретные меры по усилению этой борьбы с теми или иными видами преступлений в том или ином регионе страны.
Статьи обязывают судебные и прокурорские органы не только собрать данные о своей деятельности за прошедший год, но и проанализировать их, выяснить причины уменьшения либо увеличения той или иной категории дел. И еще одно весьма важное положение: судебные отчеты мест должны были публиковаться для всеобщего сведения, что являлось одной из форм реализации принципа гласности деятельности судебных органов. К тому же это давало бесценный материал ученым-юристам, особенно криминологам, ибо без статистических данных практически невозможно строить действенные конструкции по борьбе с преступлениями в стране, изучению самих преступников.
Впоследствии настоящая глава была дополнена тремя новыми статьями: 1831, 1832, 1833 80. Председатели окружных судов обязывались два раза в год (1 января и 1 июля) сообщать в Министерство юстиции сведения о предполагаемых выездах отделений суда для рассмотрения уголовных дел за пределы постоянного нахождения суда. По окончании сессии председательствующие во временных отделениях немедленно до выезда суда из места его заседания должны были сообщать в Министерство юстиции все сведения о составе и деятельности временного отделения за подписью председательствовавшего в отделении и лица прокурорского надзора по особой форме, утвержденной министром юстиции. Этот же порядок распространялся на деятельность окружных судов в местах постоянного их пребывания. Председатели окружных судов должны были сообщать немедленно в Министерство юстиции по окончании каждой сессии уголовного отделения суда о всех рассмотренных в эту сессию делах по особой форме. Общие суды на основании особых правил о судебной отчетности по уголовным делам должны были сообщать в статистическое отделение Министерства юстиции о всех возникших делах, об их начале, производстве и статистические листки по установленной форме и в назначенное правилами время. Министру юстиции предоставлялось право в случае крайней необходимости и на основании практики дополнять формы отчетных ведомостей, не касаясь, однако, сущности самих правил. Порядок приема и расходования сумм, поступавших в общие суды, счетоводства и отчетности по этим суммам определялся правилами, составленными министрами юстиции и финансов и государственным контролером.
104
Глава четвертая
О вакантном времени в судебных местах
Статьи 184 - 185
Определяются продолжительность самого вакантного времени и порядок его предоставления. Государство, как видим, давало судьям значительное время для отдыха.
Раздел пятый
О ПОРЯДКЕ СНОШЕНИЯ СУДЕБНЫХ МЕСТ И ДОЛЖНОСТНЫХ СУДЕБНОГО ВЕДОМСТВА ЛИЦ
Статьи 186 - 199
В статьях устанавливается порядок сношения судебных мест и должностных лиц судебного ведомства как между собой, так и с местами и лицами других ведомств; министра юстиции с судебными местами; чинов прокурорского надзора, состоявших при судебных местах, с другими судебными местами. В отношении сношений судебных мест и должностных лиц империи с судебными и другими государственными учреждениями и должностными лицами Царства Польского и Великого княжества Финляндского был установлен особый порядок. Они должны были осуществляться через министра юстиции. Однако сношения мест и лиц пограничных уездов и губерний в случае выдачи бежавших преступников и в других, не терпящих отлагательства, случаях осуществлялись непосредственно с местными властями и лицами. Суды Варшавского судебного округа непосредственно сносились с пограничными судами королевства Пруссии на основании особых правил от 4 апреля 1879 г. Через министров юстиции и иностранных дел осуществлялись сношения судебных мест и должностных лиц империи с судебными и другими местами иностранных государств.
Также регламентируется порядок сношений Сената, его подразделений, судебных палат, окружных судов, судебных следователей, лиц прокурорского надзора как между собой, так и с другими ведомствами и должностными лицами. Устанавливается четкий порядок, по которому каждое учреждение и должностное лицо, получив законное требование другого учреждения и должностного лица, должно незамедлительно его выполнить и сообщить об этом заинтересованному ведомству или лицу. Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законных требований. Ведомства и лица, не получившие своевременного сообщения об исполнении их законных требований, должны ставить в известность об этом прокурора.
Позднее появилась ст. 197, по которой чины прокурорского
105
надзора обращались к полицейским чинам в форме предложений о всех требованиях по содействию производства дознания или предварительного следствия и исполнения судебных решений.
Раздел шестой
ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ, УВОЛЬНЕНИИ И ПЕРЕМЕЩЕНИИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ СУДЕБНОГО ВЕДОМСТВА
Глава первая
Об определении должностных лиц судебного ведомства
Отделение первое
ОБ УСЛОВИЯХ ЗАНЯТИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ ПО СУДЕБНОМУ ВЕДОМСТВУ
Статьи 200 - 211
Дореформенная судебная система, основывавшаяся на Учреждениях для управления губерний 1775 года, была сословно-выборной: дворянские суды и суды для мещан разбирались соответственно дворянством и купечеством 81. Имущественные и образовательные цензы не устанавливались. При подготовке судебной реформы было обращено особое внимание на юридическую грамотность претендентов на судейские и прокурорские должности, а также на наличие у них опыта работы в судебных учреждениях 82. Требование высшего юридического образования для судей общих судебных установлений объяснялось сложностью законодательства, необходимостью иметь специальную юридическую подготовку, практические навыки службы в судах. Если присяжные заседатели, решающие по совести вопрос о виновности или невиновности подсудимого, отмечалось в соединенных департаментах Государственного совета, могут и не иметь специального юридического образования, то назначение меры наказания по закону требует знания законов "... не по одному их буквальному содержанию, но и по внутреннему разуму их. Что же касается дел гражданских... то судье нельзя сделать ни одного шагу в исполнении своих обязанностей по делам этого рода без основательного изучения законов и без определенных сведений в юридических науках" 83. Для занятия должностей в общих судебных местах устанавливается и возрастной ценз, хотя Учреждение говорит о нем только применительно к судебным следователям (ст. 205) 84. Подробно перечисляются условия, препятствующие занятию должностей по судебному ведомству. Они аналогичны тем, которые установлены для мировых судей и присяжных поверенных (см. ст.ст. 21 и 355).
Своеобразно решается вопрос об имущественном цензе для
106
претендентов на судейские должности в общих судебных местах. Хотя прямых указаний на размер имущества нет, ценз этот незримо присутствует. Прежде всего, по общему правилу, не допускались к судебной службе объявленные несостоятельными должниками и состоящие под опекой за расточительность. Несостоятельные должники, писал И.Я. Фойницкий, не могут быть судьями в силу нравственных условий, ибо они употребили во зло доверие своих кредиторов и потому запятнали себя позором. Состоящие под опекой за расточительность ограничены в дееспособности, что также препятствует выполнению обязанности судьи. Первое ограничение вечное, пожизненное, второе прекращается в момент снятия опеки 85. Далее, кандидаты на должности по судебному ведомству жалования не получают (ст. 412) и в течение четырех лет пребывания в этом положении должны жить на свои средства, что доступно было только лицам состоятельным.
Отделение второе
О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ К ДОЛЖНОСТЯМ ПО СУДЕБНОМУ ВЕДОМСТВУ
Статьи 212 - 225
При подготовке реформы выдвигалось предложение ввести публичные испытания для претендентов на судейские и прокурорские должности в общих судебных местах. Испытания предлагалось проводить на основе конкурсных состязаний, однако такая система принята не была. Преобладающим стало назначение судей, прокуроров, судебных следователей правительством (исключение составляли только мировые судьи, избиравшиеся уездными земскими собраниями и городскими думами). При разработке судебных уставов выдвигалось предложение предоставить судам, где открылась вакансия, право рекомендовать на занятие ее того или иного кандидата. Это предложение было принято только частично и касалось судебных палат, окружных судов и судебных следователей. Недостающее количество членов этих инстанций и учреждений восполнялось указом царя по представлению министра юстиции, но при непременном участии той судебной коллегии, где открылась вакансия (ст.ст. 213 - 215). Формирование кассационных департаментов и восполнение их всецело осуществлялись императором. Такая система замещения должностей называется Е.В. Васьковским смешанной системой восполнения 86.
Глава вторая
Об увольнении и перемещении должностных лиц судебного ведомства
Статьи 226 - 234
В главе воспроизводится положение Свода законов издания 1857 года о том, что судьи увольняются той же властью,
107
коей они определены на должность. При этом добавляется, что право перемещения судей в другие суды или на другие должности принадлежит той власти, которая осуществляет их назначение. Одновременно закон требует соблюдать принцип несменяемости судей, сформулированный далее в ст. 243. Что же касается судебных следователей, то они могут переводиться из одного участка в другой, хотя при подготовке реформы предлагалось ввести положение о том, что судебные следователи, как и судьи общих судебных установлений, не могут не только увольняться от должностей, но и переводиться из одной местности в другую без их согласия.
Раздел седьмой
О ПРАВАХ И ПРЕИМУЩЕСТВАХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ СУДЕБНОГО ВЕДОМСТВА
Статьи 235 - 248
Дореформенное законодательство специально не оговаривало права должностных лиц судебного ведомства, ставя их в общий ряд с другими чиновниками государственного аппарата. Судебные уставы предусматривают права и преимущества судей и иных чиновников судебного ведомства, принципиально не отличающиеся от прав всего чиновничьего корпуса. Но имеются и особенные права судей, ставящие последних в своеобразное положение. Среди них следует прежде всего отметить несменяемость, провозглашенную ст. 243. Несменяемость, по словам И.Я. Фойницкого, это право оставаться на должности судьи и получать соединенное с нею содержание независимо от желания власти, которой принадлежит назначение судей, будет ли то власть верховная или подчиненная 87. Несменяемость, совершенно не известная дореформенному праву, является одним из важных принципов буржуазного судоустройства; возник он, как полагал В.К. Случевский, даже раньше теории разделения властей 88. Подчеркивая значение несменяемости для правосудия, И.Я. Фойницкий цитирует Монтескье: "Только несменяемость доставляет судьям степень силы и независимости, достаточную для противодействия силам, враждебным правосудию, для преследования и исследования преступлений, невзирая ни на каких лиц, для наказания высокопоставленных преступников" 89. Начало несменяемости, подчеркивали все сторонники судебной реформы, является важнейшим условием судебной службы, ибо, как писал В.К. Случевский, кто располагает судьбою судей, располагает и их приговорами 90. Несменяемость не распространялась на прокуроров как на представителей блюстительной власти 91, не распространялась она и на судебных следователей, хотя в соответствии со ст. 79 данного Учреждения судебные следователи являлись членами окружных судов. В соответствии
108
со ст. 227, решением общего собрания отделений окружного суда, утвержденным министром юстиции, судебные следователи могут переводиться из одного участка в другой и без их согласия.
Проведение в жизнь принципа несменяемости, невозможное даже в буржуазных государствах Западной Европы, в царской России вообще не имело места. При введении судебных уставов несменяемость не была распространена на ряд судебных округов, в некоторых округах судьи получали несменяемость, прослужив не менее трех лет в этой должности 92. При упразднении должности судья в России оказывался фактически уволенным, т.к. судебные уставы не знают правила о выдаче такому судье полного содержания на все время нахождения за штатом, в отличие от ряда зарубежных стран 93.
Несменяемость прекращалась с наступлением неспособности судьи исполнять свои обязанности - либо физической (болезнь и достижение преклонного возраста), либо нравственной (совершение преступления и осуждение надлежащим приговором, объявление несостоятельным должником и проч.). При подготовке реформы предлагалось установить предельный возраст для судьи в 75 лет, но поддержки это предложение не получило 94.
Установление несменяемости судей связано с порядком награждения их. И.Я. Фойницкий писал, что сменяемость рассчитана на страх, а награды по усмотрению подчиняют судей правительству. Поэтому ст. 248 награждение судей относит к исключительной компетенции царя 95.
Важным положением, закреплявшим независимость суда, было установленное ст. 246 правило несовместимости должности судьи ни с какими должностями по другим ведомствам, за исключением почетных и бесплатных должностей. Запрещалось судьям также возмездное участие в торговых и промышленных предприятиях 96.
Принцип несменяемости подвергся в 70 - 80-х гг. ожесточенным нападкам со стороны охранительной прессы и высших должностных лиц. 20 мая 1885 г. был принят закон, учредивший так называемое Высшее дисциплинарное присутствие Правительствующего сената, которое получило право смещения и перемещения судей 97. В состав его вошли первоприсутствующие кассационных департаментов Сената, все сенаторы соединенного присутствия кассационного и первого департаментов Сената, а также четыре сенатора кассационных департаментов, назначаемые царем по представлению министра юстиции сроком на один год. Такой состав дисциплинарного присутствия, а также предоставление министру юстиции права ставить перед этим присутствием вопрос об устранении того или иного судьи, весь порядок рассмотрения дисциплинарных дел совершенно не представляли гарантии беспристрастности и основательности приговоров, на что обращали внимание
109
и буржуазные исследователи 98. Рассмотрение дела в присутствии проходило негласно, обвиняемый в зал заседания не допускался, решение обжалованию не подлежало. Принятие этого закона означало отказ от одного из важнейших принципов судебной реформы - несменяемости судей.
Раздел восьмой О НАДЗОРЕ
ЗА СУДЕБНЫМИ УСТАНОВЛЕНИЯМИ И ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ СУДЕБНОГО ВЕДОМСТВА
Глава первая
О надзоре за судебными установлениями и должностными лицами судебного ведомства
Статьи 249 - 260
Провозгласив независимость и несменяемость судей, судебные уставы обеспечили достаточно эффективный надзор за их деятельностью во всех сферах, включая не только судебную. Судебный надзор делится на внутренний, или ближайший (ст. 251), и общий (ст. 254). Внутренний надзор осуществляется председателем или первоприсутствующим судебного органа, общий надзор принадлежит министру юстиции в качестве генерал-прокурора. Он распространяется на все судебные установления и должностных лиц судебного ведомства страны. И.Я. Фойницкий, кроме этих видов надзора, предусмотренных Учреждением, писал еще о так называемом высшем надзоре, принадлежавшем высшим в порядке подчиненности судебным местам: 1) кассационным департаментам и соединенному присутствию Сената - за всеми судами и должностными лицами судебного ведомства; 2) судебным палатам - за состоящими в округе палаты судебными местами и должностными лицами, кроме старшего председателя палаты, председателей департаментов и мировых судей; 3) окружным судам - за всеми должностными лицами этих судов, включая следователей, нотариусов (ст. 249); 4) мировым съездам - за мировыми судьями и должностными лицами, состоящими при мировых судьях и мировых съездах (ст. 64) 99.
Верховный надзор за судебными органами, введенными реформой, принадлежал императору и осуществлялся либо через министра юстиции, либо непосредственно.
Глава вторая
Об ответственности должностных лиц судебного ведомства
Статья 261
К двум видам ответственности - дисциплинарной и уголовной, введенным реформой, исследователи добавляют еще
110
ответственность гражданскую 100. Последняя имела место при неправильных и пристрастных действиях судей, вследствие чего были нанесены убытки участникам процесса. Эта ответственность устанавливалась в порядке гражданского суда при непременном предварительном разрешении иска судебной палатой или гражданским кассационным департаментом Сената на основании ст. ст. 1331 - 1336 Устава гражданского судопроизводства. Уголовная ответственность должностных лиц судебного ведомства могла иметь место за совершение либо должностного, либо общеуголовного преступления. В первом случае дела возбуждались в соответствии со ст. ст. 1066 - 1123 Устава уголовного судопроизводства (см. комментарий), во втором - в соответствии с общим порядком уголовного судопроизводства.
Отделение первое
О ВЗЫСКАНИЯХ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ
Статьи 262 - 269
Перечисляя дисциплинарные взыскания, документ четко различает понятие лица судебного ведомства и лица, непосредственно отправляющего правосудие. Если к первым можно применить все меры дисциплинарной ответственности, то ко вторым только предостережение, выносившееся надлежащим судом при соблюдении порядка, установленного ст. ст. 270 - 291 Учреждения судебных установлений.
Судебная контрреформа значительно расширила сферу дисциплинарной ответственности судей. Закон 20 мая 1885 г., ликвидировавший несменяемость судей, предоставил министру юстиции право передавать на рассмотрение высшего дисциплинарного присутствия Сената все поступки судей, которые, по его мнению, дают основание сомневаться в целесообразности дальнейшего пребывания судьи на своем месте. Даже весьма далекие от либералов авторы не могли не заметить, что путь, по которому пошло законодательство, издав акт 20 мая 1885 г., находился в полном противоречии с судебными уставами 101.
Отделение второе
О ПОРЯДКЕ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Статьи 270 - 296
Детально регламентируется дисциплинарное производство.
В литературе отмечалось, что это производство носило характер упрощенный, лишенный формальностей, а дисциплинарный суд имел вид и значение домашнего суда, несложного и освобожденного от всяких формальностей 102. Высшее дисциплинарное присутствие, созданное законом 20 мая 1885 г., ничего похожего на такой "домашний суд" не имело.
111
Раздел девятый
О ЛИЦАХ, СОСТОЯЩИХ ПРИ СУДЕБНЫХ МЕСТАХ
Глава первая
О судебных приставах
Статьи 297 - 352
В дореформенном суде специальных органов исполнения судебных решений не существовало. При коммерческих судах, правда, было нечто похожее на этот институт 103. При подготовке реформы подчеркивалась особенная важность хорошего устройства органов исполнения судебных решений. Созданные на этот предмет органы - судебные приставы, именовавшиеся иногда судебной полицией, были призваны обеспечить успешное исполнение судебных решений и в то же время охранять интересы тяжущихся и, по возможности, лиц, подвергавшихся взысканию 104.
Глава обстоятельно определяет требования, предъявляемые к судебным приставам, круг их обязанностей и все связанное с их деятельностью.
Глава вторая
О присяжных поверенных
Отделение первое
О ПРИСЯЖНЫХ ПОВЕРЕННЫХ ВООБЩЕ
Статьи 353 - 356
Учреждение адвокатуры было серьезной уступкой царизма общественному движению, приведшему к первой революционной ситуации. Правительство вплоть до отмены крепостного права, как уже отмечалось, отрицательно относилось к идее учреждения в России адвокатуры по западноевропейскому образцу. "Кто, кто погубил Францию, как не адвокаты, - восклицал Николай I, - кто были Мирабо, Марат, Робеспьер?! Нет... пока я буду царствовать, России не нужны адвокаты, без них проживем" 105. Подготовка судебной реформы, в ходе которой царское самодержавие вынуждено было допустить состязательное и гласное судопроизводство, провозгласить право на защиту, потребовала изменения отношения к адвокатуре. В 1862 году в Государственном совете было решено "... ввести у нас учреждение присяжных поверенных, без которых решительно невозможно будет ведение состязания в гражданском и судебных прений в уголовном судопроизводстве с целью раскрытия истины и предоставления полной защиты тяжущимся и обвиняемым перед судом" 106. Институт присяжных поверенных создавался в качестве особой корпорации, состоящей при судебных палатах, но не входящей в состав
112
суда, и пользующейся самоуправлением под контролем судебной власти. Закон жестко регламентирует условия, которые предъявляются к присяжным поверенным. Они фактически совпадают с требованиями, предъявляющимися к судьям.
Для лиц нехристианских вероисповеданий поступление в адвокатуру обставлено рядом дополнительных условий, значительно ограничивающих эти возможности.
Отделение второе
О СОВЕТЕ ПРИСЯЖНЫХ ПОВЕРЕННЫХ
I. Образование совета присяжных поверенных
Статьи 357 - 366
Называются формы корпоративной организации присяжных поверенных - общее собрание присяжных поверенных округа судебной палаты и совет присяжных поверенных. В общем собрании участвуют все адвокаты округа (помощники присяжного поверенного участвовали в работе собрания только с разрешения последнего и только с правом совещательного голоса). В период разработки проектов судебного преобразования в Государственном совете указывалось, что для правильного и успешного надзора за всеми присяжными поверенными в каждом округе судебной палаты необходимо учредить особый при палате совет во главе с председателем, имеющим товарища, замещающего его в случае болезни или отсутствия 107. Учреждение судебных установлений приняло все эти указания без существенных изменений. Комментируемые, а также следующие далее статьи детально регламентируют деятельность собрания присяжных поверенных и порядок создания их совета.
II. Права и обязанности совета присяжных поверенных
Статьи 367 - 378
Подробно определяется правовая природа совета присяжных поверенных. Этот орган совмещал обязанности административного и судебного характера. Действуя под контролем судебной палаты, совет присяжных поверенных осуществлял наблюдение за точным исполнением присяжными поверенными своих обязанностей, исполнением ими законов, установленных правил и всего прочего в интересах доверителей 108.
Общее отрицательное отношение царизма к адвокатуре сказалось и на судьбе советов присяжных поверенных. Уже в 1875 году в процессе создания новых судебных органов было приостановлено учреждение советов присяжных поверенных там, где они еще не были образованы. Таким образом, советов присяжных поверенных не знали прибалтийские губернии, Польша, Казахстан и Средняя Азия, Белоруссия, Кавказ,
113
Архангельская и Астраханская губернии, Сибирь, т.е. большая часть страны. В 1889 году в рамках судебной контрреформы было приостановлено создание отделений присяжных поверенных. В местностях, где не было советов присяжных поверенных, контроль за деятельностью последних возлагался на судебные органы. "Шаг этот - весьма прискорбный, - писал И.Я. Фойницкий, - ибо для суда, своими занятиями обремененного, надзор за присяжными поверенными и охранение достоинства этого института гораздо труднее, чем для членов совета из среды самих присяжных... он в корне нарушает независимость адвокатуры и задерживает ее естественное развитие" 109.
Отделение третье
О ПРАВАХ, ОБЯЗАННОСТЯХ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРИСЯЖНЫХ ПОВЕРЕННЫХ
Статьи 379 - 406
Прежде всего определяется порядок поступления в адвокатуру, приводится текст присяги на звание присяжного поверенного. Далее закрепляются его права и обязанности. Присяжные поверенные не считались государственными служащими, поэтому на них не распространялось чинопроизводство, они не имели права на служебные знаки отличия. Присяжные поверенные - это установленная в государственных интересах свободная профессия. Они были независимы от суда в своих действиях по ведению уголовных и гражданских дел и подчинялись только для них предусмотренному особому дисциплинарному порядку 110.
Ответственность присяжных поверенных, как и других лиц судебного ведомства, могла быть уголовной, дисциплинарной и гражданской. Первая наступала при умышленных действиях во вред своим доверителям. К числу таких преступлений Уложение о наказаниях относило: 1) злонамеренное превышение пределов полномочий и злонамеренное вступление в сношения или сделки с противниками своего доверителя во вред ему (ст. 1709); 2) злонамеренную передачу или сообщение противнику своего доверителя документов (ст. 1710); 3) злонамеренное истребление или повреждение, присвоение, утайку или растрату документов или имущества доверителей (ст. 1711). Кроме того, присяжные поверенные подлежали уголовному наказанию за оскорбление суда или участвующих в деле лиц в судебных речах или бумагах. Дисциплинарная ответственность имела место при нарушениях профессиональных обязанностей, не дающих основания для уголовного преследования, а также при несоблюдении адвокатской этики. Гражданская ответственность наступала при совершении таких преступлений
114
(ст. ст. 1709 - 1711 Уложения о наказаниях), которые сопряжены с нанесением материального ущерба доверителю, а также небрежным исполнением присяжным поверенным своих обязанностей (пропуск процессуальных сроков, нарушение правил и форм судопроизводства и проч.).
Введение в действие судебных уставов сразу обнаружило явно недостаточное количество присяжных поверенных. Вследствие этого образовалась своеобразная, не упорядоченная законом частная адвокатура в лице всевозможных ходатаев по делам, как правило, гражданским. Возникла настоятельная потребность в законодательной регламентации деятельности последней. 6 июня 1874 г. был издан закон, учредивший, наряду с присяжной адвокатурой, институт частных поверенных 111. Для того чтобы стать частным поверенным и получить право на участие в производстве гражданских дел, как в мировых, так и в общих судебных установлениях, необходимо было получить особое свидетельство, выдававшееся теми судами, в округе которых частный поверенный осуществлял ходатайство по делам. Подробно правовое положение частных поверенных было регламентировано позже (ст. ст. 4061 - 40619 данного Учреждения в Своде законов 1892 года).
Глава третья
О кандидатах на должности по судебному ведомству
Статьи 407 - 419
Институт кандидатов, по мысли авторов судебных уставов, должен был обеспечить постоянный резерв пополнения на судебные должности в общих судебных местах и прокуратуре. Закон крайне скупо регламентирует условия зачисления на должности кандидатов по судебному ведомству. Говорится только о высшем юридическом образовании. Кандидаты не имели прочного служебного положения и при отсутствии протекции могли оставаться в таком состоянии многие годы 112. В обязанность их входило выполнение различных поручений судов и прокуратуры. Должности кандидатов занимали, как правило, представители обеспеченных слоев населения, поскольку жалования им не выплачивалось. Если при этом учесть, что годы занятий в университете требовали немалых средств, институт кандидатов на судебные должности гарантировал правительству надежный путь комплектования судебно-прокурорских органов.
В 1891 году был издан закон, внесший ряд дополнений и изменений в правовое положение кандидатов на судебные должности. Назначение их стало функцией старших председателей судебных палат. Кандидаты теперь разделяются на
115
старших и младших. Старшие стали получать жалование, пользовались служебными правами помощника секретаря окружного суда. Для получения этого звания требовалось прослужить не менее полутора лет по судебному ведомству. Младшие кандидаты по-прежнему жалования не получали, пребывали в этом звании до 2-х лет и пользовались служебными правами помощника секретаря при мировом съезде.
Глава четвертая
О нотариусах
Статья 420
Вводится институт нотариата. Действовали нотариусы на основании специального положения о нотариальной части.
116
6"Колокол", 1862, 15 ноября.
7ПСЗ 2-е, т. XLVII, отд. первое, № 50956.
8ЦГИАЛ, ф. 1190, оп. XVI, д. 1, 1860, л. 52.
9См.: Виленский Б.В. Судебная реформа и контрреформа в России, с. 176.
10ПСЗ 2-е, т. XVI, №49615.
11См.: Кони А.Ф. Собр. соч., т. 2. М., 1966, с. 330.
12Журнал соединенных департаментов законов и гражданских дел Государственного совета (далее - ЖСД), 1864, №48, с. 14; см. также: Виленский Б.В. Указ. соч., с. 171.
13См.: Объяснительная записка к проекту Учреждения судебных установлений, 1863, с. 5.
14См.: Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства, ч. I. СПб, 1899, с. 290.
15См.: Случевский В. Учебник русского уголовного процесса. СПб., 1913, с. 107.
16См. там же, с. 108.
17Свод законов Российской империи, 1892, т. XVI, кн. вторая. Особенные учреждения судебных установлений, ст.ст. 560, 562.
18См.: Случевский В. Учебник.., с. 111.
19ЖСД, 1862, №65, с. 73.
20См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 640.
21См.: Фойницкий И.Я. Курс.., ч. 1,с. 290 - 295.
22См.: ЖСД, 1864, №48, с. 7.
23Там же, с. 6 - 7.
24См.: Случевский В. Учебник.., с. 107.
25См.: ЖСД, 1864, № 48, с. 20.
26Статья 76 гласит, что порядок предания мировых судей уголовному суду предусматривается Уставом уголовного судопроизводства. Статья 1080 этого Устава возлагает на кассационный департамент Сената решение вопроса о предании суду мировых судей.
27ПСЗ 3-е, т. IX, №№6196,6483.
28Там же, №6196.
29См.: ЖСД, 1864, №48, с. 24 - 25.
30ПСЗ 3-е, т. IX. Положение о. земских участковых начальниках, ст. 48.
31Там же, ст. 49.
32Там же, ст 70; см. также: Хмельницкий И. Реорганизация судебных установлений по законам 12 июля 1889 г. - Журнал гражданского и уголовного права, 1891, № 1.
33См. там же, с. 114.
34См.: Фойницкий И.Я. Курс.., ч. I, с. 321.
35См.: Розин Н.Н. Уголовное судопроизводство. Пг., 1916, с. 221.
36ПСЗ 3-е, т. VII, № 4396.
37ПСЗ 3-е, , VII, № 4396.
38Свод законов, 1892, т. XVI.
39ПСЗ 3-е, т VII, № 4396.
40Свод законов, 1892, т. XVI. Учреждение судебных установлений, ст. 93.
41ПСЗ 3-е, т VII, № 4396.
42ПСЗ 3-е. т. VII. № 4396.
43ПСЗ 3-е, т IX, № 6196.
44Свод законов, 1892, т. XVI. Учреждение судебных установлений, ст. 971, примечание.
45Там же.
46См.: ЖСД, 4 сент. 1862 г., с. 7 - 8.
47Свод законов, 1892, т. XVI Учреждение судебных установлений, ст. 100.
48Там же.
49Устав уголовного судопроизводства. СПб., 1913, ст. 1009.
50ПСЗ 2-е, T.LIII, отд. первое, № 58488.
51ГБЛ, отдел рукописей, ф. Победоносцева (230), №4394, ед. хр. 3, л. 4.
52Джаншиев Г. Основы судебной реформы. М., 1891, с. 226.
53Отчет по Государственному совету за 1889 год. СПб., 1891, с. 579.
54ПСЗ 3-е, т. IX, № 6262. Об изменении порядка производства дел по некоторым преступлениям, подлежавшим ведению судебных мест с участием присяжных заседателей.
55См.: Фойницкий И.Я. Курс.., ч. I, с. 333.
56См.: Судебные уставы с изложением рассуждений.., ч. III, с. 15.
57Фойницкий И.Я. Курс.., ч. I, с. 333.
58ПСЗ 2-е, т. XLVII, отд. первое, № 50956.
59ПСЗ 2-е, Т. LIII, отд. первое, №58489.
60См.: Судебные уставы с изложением рассуждений.., ч. III. Основные положения судоустройства, с. XXX.
61Российское законодательство X - XX веков, т. 4, с. 182 - 199.
62См.: Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. М., 1889, с. 273 - 315.
63См.: Гредингер Ф. Прокурорский надзор за 50 лет. Пг., 1915, с. 53 - 54.
64См.: Муравьев Н.В. Указ. соч., с. 462.
65ПСЗ 3-е, т. V, № 2959.
66ПСЗ 2-е, т. XLVII, № 50567.
67См.: Познанский А.Н. Записка о реорганизации прокурорского надзора. Рига, 1895, с. 43 - 44.
68См. там же, с. 110.
69Казанцев С.М. Изменения в системе прокурорского надзора после судебной реформы 1864 г. - Вестник Ленинградского университета, 1986, сер. 6, вып. I, с. 83.
70Учреждение судебных установлений. С постатейными материалами, составленными Н. Шрайбером. СПб., 1910, с. 170.
71См.: Тимановский А. Судебные уставы императора Александра Второго с толкованиями, извлеченными из отечественной литературы. М., 1885, с.41.
72См.: Макалинский П. Практическое руководство для судебных следователей, ч. 1. СПб., 1879, с. 15 - 16.
73См.: Арсеньев К. Предание суду и дальнейший ход уголовного дела до начала судебного следствия. СПб., 1870, с. 191.
74См. заметку И. Фишмана в журнале: Юридическое обозрение, 1884, № 146.
75См.: Тимановский А. Указ. соч., с. 694 - 695.
76См. там же, с. 49.
77См.: Узаконения, изданные в пояснение и дополнение к судебным уставам императора Александра II. СПб., 1886, с. 36 - 37.
78См. там же, с. 45 - 46.
79См.: Макалинский П. Указ. соч., с. 13.
80См.: Тимановский А. Указ. соч., с. 50 - 51.
81Российское законодательство X - XX веков, т. 5, с. 170 - 295; см. также: Дмитриев Ф. История судебных инстанций и гражданского апелляционного судопроизводства от Судебника до Учреждения о губерниях. М., 1859, с. 502.
82Судебные уставы с изложением рассуждений.., ч. III, с. 134.
83ЖСД, 1862, №65, с. 333 - 334.
84См.: Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса. М., 1917, с. 47.
85См.: Фойницкий И.Я. Курс.., ч. I, с. 196.
86См.: Васьковский Е.В. Указ. соч., с. 48.
87См.: Фойницкий И.Я. Курс., ч. 1,с. 212 - 213.
88См.: Случевский В. Учебник.., с. 143.
89Фойницкий И.Я. Курс.., ч. I, с. 210.
90Случевский В. Учебник.., с. 97.
91Судебные уставы с изложением рассуждений..., ч. III, с. 169.
92Свод законов, 1892, т. XVI. Учреждение судебных установлений, разд. первый, ст. 432.
93См.: Фойницкий И.Я. Курс.., ч. 1,с. 125.
94ЖСД, 1864, № 48, с. 29 - 30.
95См.: Фойницкий И. Я Курс.., ч. 1,с. 215 - 216.
96См.: Васьковский Е.В. Указ. соч., с. 50.
97Свод законов, 1892, т. XVI, ч. 1. Учреждение судебных установлений, ст. 1194.
98См.: Васьковский Е.В. Указ. соч., с. 134.
99См.: Фойницкий И.Я. Курс.., ч. I, с. 236.
100См.: Фойницкий И.Я. Курс.., ч. I, с. 239; Случевский В. Учебник.., с. 160 (этот автор пишет и об ответственности внедисциплинарной); Васьковский Е.В. Указ. соч., с. 38.
101См.: Фельдштейн Г.С. Лекции по уголовному судопроизводству. М., 1915, с. 128.
102См.: Случевский В. Учебник.., с. 164.
103Судебные уставы с изложением рассуждений.., ч. III. с. 199.
104ЖСД, 1862, №65, с. 126.
105Русская старина, 1886, № 12, с. 535.
106ЖСД, 1862, № 65, с. 339.
107ЖСД, 1862, №65, с. 340.
108Судебные уставы с изложением рассуждений.., ч. III, с. 230.
109Фойницкий И.Я. Курс.., ч. I.e. 446 - 447.
110См. там же, с. 447.
111ПСЗ 2-е, т. XLIX, отд. первое, № 53573.
112См.: Фойницкий И.Я. Курс.., ч. I, с. 220.